Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Пушкин "Руслан и Людмила"

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "А. С. Пушкин. “Руслан и Людмила” (пролог) как собирательная картина народных сказок".

Данная разработка конспекта урока предназначена для учителей литературы в 5 классе. Материал позволяет провести интересный урок с просмотром отрывков из мультфильмов. Конспект является авторским. Урок апробирован в МОУ СШ 48 в 5 в классе.
Цели и задачи: вызвать у учеников 5 класса интерес к произведению А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"; сформировать знание о стихотворении "У лукоморья..." как об отрывке из единой поэмы; сформировать умение анализировать не только стихотворный текст, но и видео; развивать литературные компетенции.
Тема. А. С. Пушкин. “Руслан и Людмила” (пролог) как собирательная картина народных сказок.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Умение анализировать литературное произведение с точки зрения связи с народными традициями, определять элементы композиции, в том числе и сказочной, понимание авторской позиции, формирование собственной посредством анализа текста и отрывков мультипликационных фильмов, умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Метапредметные
Умение подбирать аргументы для подтверждения собтвенной позиции, формулировать выводы.
Личностные
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: видео (отрывок из мультфильма по произведению А. С. Пушкина, современное видео)






Методическое назначение средств ИКТ: развитие умения анализировать мультипликационные фильмы с точки зрения выраженности/ невыраженности авторской позиции (как пушкинской так и режиссерской), видения образов.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного материала
1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами изучаем очень знакомый вам отрывок « У лукоморья…» с незнакомой для вас стороны- признаков народных сказок. Это стихотворение размещено в поэме «Руслан и Людмила».
Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию. Встречается как в прозаических, так и стихотворных произведениях.
Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Царскосельском Лицее, где учился Александр Сергеевич. Закончил и написал ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет.

-Как вы думаете, может ли человек в таком возрасте создать что-то интересное?
Чем интересна для нас сказка, написанная 20-ти летним Пушкиным?


Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила»».

- Ребята, как вы полагаете, в этом послании Жуковского звучала гордость за ученика или горькое сожаление? Почему?

Мы узнаем с вами, когда будем изучать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» , что Пушкин соревновался с жуковским на предмет того, кто же придумает русскую авторскую сказку на основе народной. Считается, что Пушкин победил, так как прекрасно знал традиции русских народных и зарубежных сказок, которые ему рассказывала няня- Арина Родионовна.
Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках.
А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я свету».)
Основной вид деятельности направленный на формирование образовательного результата Давайте теперь внимательно прочитаем этот отрывок. Дети читают вслух.
1. Чтение пролога.
Методы обучения: аналитическая беседа
2. Аналитическая беседа.

- Какое впечатление на вас произвел этот отрывок? Чем отличаются впечатления, полученные при чтении в начальной школе с теми, которые вы получили в 5 классе? (дети делятся своими впечатлениями)
-Каково общее настроение этого отрывка?( несколько веселое, завораживающее, ведь Пушкин создает необычную картину)
-Какие картины возникают в вашем воображении , когда вы читаете вот такие слова: «там леший бродит, следы невиданных зверей, царь Кощей над златом чахнет, лес и дол видений полны, и тридцать витязей прекрасных чредой из волн выходят ясных, королевич мимоходом пленяет грозного царя»…( Почему-то перед глазами предстает следующее: бродит леший, Пушкин ищет следы невиданных зверей, точнее видит сам, Кощей в согнутой позе сидит в горе золота, возле сундука, перестичывает с жадностью монеты, молодой королевич за бороду держит царя…)
-Какие литературные сказки вы вспоминаете, читая этот пролог?( дети перечисляют сказки. )


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Формирование конкретного образовательного материала
4. Слово учителя.

Мы с вами изучаем литературную сказку(сказочный пролог), основанную на народной.
Литературная сказка- эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Автор может лишь взять некоторые бродячие (встречающиеся повсеместно) сюжеты и переделывать их. Варианты может иметь форма передачи – прозаическая или стихотворная.
Основной вид деятельности направленный на формирование образовательного результата
1. Слово учителя об источниках сказки.
Источником первых шести строк является формула из сказки «Чудесные дети», дословно воспроизведенная поэтом.
Обычно кот имеет какой-нибудь эпитет: ученый, заморский, морской. Чаще всего рассказчики давали коту кличку – прозвище, в котором подчеркивалось его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки: кот-баюн, кот-певун, кот-говорун. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы ему рассказал сам «кот ученый».
Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил.
Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая каждому избушка на курьих ножках
А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти строчки:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.(А. С. Пушкин).
Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила», которая, в свою очередь, восходит к сказке «Три подземных царства».
А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».
В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной поэтом.
Этап 3. Практикум
Основной вид деятельности направленный на формирование образовательного результата
6. Практическая аналитическая работа.
-Видим ли мы здесь традиционный сказочный зачин, так хорошо знакомый нам по народным и некоторым литературным сказкам? (Нет. Вместо «Жили- были» автор использовал «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том…)
- Обратите внимание на то, что в этих предложениях опущен один члепредложения. Такое предложение называется неполным.
- Есть ли здесь присказки, другие элементы сказки? ( Нет)
-Что вам напоминает концовка сказки?( Нам это напоминает завершение народной сказки)
- Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? (Он опустил часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает. Кроме этого, автор подробно описывает « У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил)
- Ребята , обратите внимание для начала на это предложение. Почему Пушкин поставил в нем запятую?( Это сложное предложение)
-Структура этого предложения парцеллирована – в начале он говорит о «себе», подставляя местоимение «Я», затем пишет про дуб, снова возвращается к передаче «своих» действий», поэтому не повторяет местоимение «Я».
-Посмотрите теперь на все стихотворение. Что в нем повторилось? ( информация про кота)
- Чем конечная информация отличается от начальной?( В начале кот просто ходит, «сказку говорит», но не указано, кому именно. В конце писатель-поэт уточняет, что кот говорит эти сказки определенному человеку. Получается, автор подружился со своим персонажем)

Методы обучения
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности 7.Аналитическая беседа по первому отрывку.

-Понравился ли вам этот отрывок? Чем?( Очень красиво и точно сделаны герои, сама обстановка таинственна.)(А я бы в конце поместил Пушкина , сидящего возле дуба)
8. Беседа по второму мультипликационному фильму.
-Чем это видео отличается от просмотренного ранее?
- Картинка более объемна, намного ярче предыдущих кадров. Герои хоть и современные, но не симпатичные. Сказка повествуется от лица кота.
- Какой из мультфильмов более точно передал сюжет и авторское видение? (Первый)
-Имеет ли право существовать второй ролик?(да, ведь каждый имеет свою фантазию, собственную точку зрения)

Основные виды деятельности учителя. Роль учителя
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Этап 5. Подведение итогов. Домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам -Было ли вам сегодня интересно на уроке?
-Что нового узнали об этом отрывке(Отрывок взят из поэмы и имеет множество народных источников, доработок и переделок со стороны писателя)
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «УЛукоморья»
Формирование УУД Познавательные- рефлексия способов и условий действия, оценка результатов деятельности, смысловое чтение, извлечение материала; умение адекватно строить речевое высказывание. Универсальные логические действия(анализ). Коммуникативные УУД
Способы оценки на уроках. Аналитическая беседа. Возможно использование пятиминуток.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Участник №35 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2017 года
Сказка о любви к животным для младших школьников
Опубликовано: 2744 дня назад (24 июня 2017)
Просмотров: 13909
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Елена Борисовна Жданова # 26 июня 2017 в 08:48 +1
Уважаемая коллега! Есть в вашем конспекте не очень понятные формулировки и идеи. Например, цель формулируется одна основная, а дальше идут три задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая. На уроке у вас много видеоматериалов, но я не увидела ни одной динамической паузы или гимнастики для глаз. Не очень понятно, что значит "формирование конкретного образовательного материала". Что это такое, как он представлен? Что за пятиминутки вы предлагаете использовать как способы оценки на уроке, не проще ли просто поставить традиционные оценки всем ребятам, кто успешно работал? Видно, что урок вы готовили тщательно, но есть в нем какие - то неточности, и мне показалось, что на них нужно обратить ваше внимание. Спасибо за понимание!
Ирина Николаевна Ершова # 27 июня 2017 в 17:11 +1
Обучающая, развивающая и воспитательная цели- это классика. В моем конспекте урока использовано целеполагание ФГОС, где описываются еще и личностные, метапредлметные предметные. Обращается также внимание и на различные универсальные учебные действия, сокращенно УУД. Сейчас это общеизвестно.
Ирина Николаевна Ершова # 27 июня 2017 в 17:12 +1
Благодарю за комментарий smile
Ирина Николаевна Ершова # 27 июня 2017 в 17:21 +1
В каждой школе и каждом городе придерживаются своих требований к целям, можно так и так, главное, чтобы суть не менялась
Ирина Николаевна Ершова # 27 июня 2017 в 17:43 +1
Формирование конкретного образовательного материала- этап обычной технологической карты урока, который обычно выполнен в форме таблицы.Изначально мой урок имел именно такую структуру.
Ирина Николаевна Ершова # 27 июня 2017 в 19:20 +1
Пятиминутки могут быть различного характера в виде самостоятельной работы на листочках.Это увеличивает количество оценок за урок.
Ткаченко Тамара Владимировна # 26 июня 2017 в 19:32 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна. Методически грамотная, интересная, развивающая разработка. Хорошие вопросы, которые заставляют ребят думать, иметь собственное мнение - это важно! Достойное оформление. Голосую и приглашаю Вас в гости : http://kladraz.ru/blogs/blog19284/skazka-spor-gribov.html Грибы http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-yekologicheskogo-mini-spektaklja-skazka-o-vrednyh-veschestvah-v-dome.html сказка о вредных веществах http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-lineiki-pervogo-zvonka-v-shkole.html - первый звонок 2017 http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-konkursnoi-programy-idealnaja-para.html -Идеальная пара http://kladraz.ru/blogs/blog19284/stihi-o-lyubvi-11045.html - стихи о любви http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-vypusknogo-vechera-nashe-radio.html - выпускной «Наше радио» http://kladraz.ru/blogs/blog19284/skazka-spor-gribov.html Грибы http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-yekologicheskogo-mini-spektaklja-skazka-o-vrednyh-veschestvah-v-dome.html сказка о вредных веществах http://kladraz.ru/blogs/blog19284/muzykalnyi-konkurs-kvn.html http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-novogodnego-predstavlenija-zimnja-skazka-10416.html - Зимняя сказка. http://kladraz.ru/blogs/blog19284/scenarii-skazka-o-polze-sporta.html - Сказка о пользе спорта.
Ирина Николаевна Ершова # 27 июня 2017 в 17:13 +1
Благодарю)))
Светлана Алексеевна Боброва # 18 июля 2017 в 22:30 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Ваш урок, действительно, получился нестандартным и, главное, интересным для пятиклассников. Отдельное спасибо за идею сравнения мультипликационных версий: классической и современной. Хорошо зная текст, дети самостоятельно делают вывод о соответствии зрительного ряда содержанию - а это здорово! Уверена, что Ваши ребята были очень активны и остались уроком довольны. Голосую "ЗА".