Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»
Автор: Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.
Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.
Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Предварительная подготовка.
Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов
А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (
Представление команд).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (
Представление жюри).
Итак, начинаем игру.
Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (
Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу).
Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.
Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.
1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (
Сирень)
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (
Рябина)
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (
Подснежник)
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (
Дуб)
Подведем итоги.
Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.
Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий.Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.
Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (
завтра будет ветреная погода).
2. Утром туман стелется по воде, ... (
завтра будет хорошая погода).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(
к морозу).
4. Утром на траве роса -- ... (
к хорошей погоде без дождя).
5. Иней на деревьях -- ... (
к ясной, морозной погоде).
Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (
завтра будет дождь).
2. Ночью был иней, ... (
снега не будет).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (
днем жди грозу).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (
к морозам).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (
к метели).
Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (
к дождю).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (
к хорошей погоде).
3. Клен «плачет» -- ... (
к дождю).
4. Зимой туман -- ... (
к оттепели).
5. Зимой луна бледная -- ... (
к метели).
Вопросы для четвертой команды:
Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (
к ненастью).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (
к дождю).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (
к ясной погоде).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (
к дождю).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (
к ясной погоде).
Ведущий.Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий.Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.
А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.
Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (
Еноты)
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(
Лось)
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (
Чиж)
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (
Зебра)
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (
Пони)
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (
Цапля)
7. Росой как-то утром я умывалась ... .
Чистой стала! На щечках румянец! (
Сойка)
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (
Кобра)
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (
Крот)
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (
Мышь)
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (
Скат)
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (
Кот)
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (
Слон)
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (
Страус)
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (
Кабан)
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (
Сурок)
Давайте подведем итоги.
Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.
Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.
Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (
Ель)
Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (
Осина)
Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (
Липа)
Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (
Береза)
Итак, жюри может подвести итоги.
Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.
Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».
Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.
Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (
Зебра)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (
У пингвинов)
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (
Щука)
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (
Ягода)
5. Назовите «домашних» насекомых. (
Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д.)
6. Кит – рыба или животное? (
Морское млекопитающее)
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (
Из Голландии)
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (
Снегирь)
9. Растет ли дерево зимой? (
Нет)
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (
Конек)
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (
Голод)
12. Самое крупное млекопитающее? (
Синий кит)
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (
Да)
14. У какого животного дикий образ? (
У дикобраза)
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (
Ромашки)
16. Родина помидоров? (
Америка)
17. Сколько ног у мухи? (
Шесть)
18. Черный барс? (
Пума)
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (
Патиссон)
20. Как называется колючее пустынное растение? (
Кактус)
Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (
Слон)
2. Сколько ног у паука? (
Восемь)
3. «Царица» цветов? (
Роза)
4. Из древесины какого дерева делают спички? (
Из осины)
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (
Одинаково)
6. Что ест зимой еж? (
Ничего, спит)
7. Ископаемый слон? (
Мамонт)
8. Хищная пресноводная рыба? (
Щука)
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (
Улитка)
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (
Летучая мышь)
11. Северная ездовая и охотничья собака? (
Лайка)
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (
Василек)
13. "Короткохвостый" рак? (
Краб)
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (
Ленивец)
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (
Слива)
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (
Астра)
17. Кто первый землю пашет? (
Червяк)
18. Кто родился с бородой? (
Козел.)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (
В лебедя)
20. Какую траву узнают даже слепые? (
Крапиву)
Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (
Сову)
2. Хобот слона – это его …? (
Нос)
3. Основная еда гиен? (
Падаль)
4. Как называют лист лука? (
Перо)
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (
Лиственница)
6. Ловчая сеть паука? (
Паутина)
7. Какую траву любят кошки? (
Валериану)
8. На какой цветок надет белый пушок? (
Одуванчик)
9. Самая маленькая птица? (
Колибри)
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (
Ничем, это одно и то же животное)
11. Косой ли заяц? (
Нет)
12. Весной или летом цветет сирень? (
Весной)
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (
Страус)
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (
Термиты)
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (
Ящерица)
16. Животное, которое строит дом на реке? (
Бобр)
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (
Змеи)
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (
Передние)
19. Самая высокая трава? (
Бамбук)
20. Какая птица носит название танца? (
Чечётка)
Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (
Хатка)
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (
Утка)
3. Какая птица кричит как кошка? (
Иволга)
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (
На ель)
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (
Лавровый)
6. Не кузнец, а с клещами? (
Рак)
7. "Подкованное" насекомое? (
Блоха)
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (
Сморчки, строчки)
9. Какой гриб растет
на березах? (
Чага)
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (
Журавли)
11. Самая крупная обезьяна? (
Горилла)
12. Сушеный абрикос? (
Урюк)
13. Кто на себе лес носит? (
Олень)
14. Какое растение называют «корень жизни»? (
Женьшень)
15. Цветок солнца? (
Подсолнух)
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (
У пеликана)
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (
Пингвин)
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (
Комар)
19. Бабочка из платяного шкафа? (
Моль)
20. "Волосатый червяк"? (
Гусеница)
Ведущий.Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (
Подведение итогов, награждение команд).
Ведущий.Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете ...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся ...
(
Н. Старшинов).
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий экологической игры для 3-4-5 классов
Экологическая игра для школьников 5-6 классов
Экологическая игра для учащихся 7 класса. Марафон любителей природы
Внеурочное мероприятие по обществознанию и экологии в 7 классе
Похожие статьи:
Игра как метод обучения