Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочное мероприятие по обществознанию и экологии в 7 классе

Конспект внеклассного мероприятие по обществознанию и экологии в 7 классе
«Человек и природа»
Автор: Горбунова Т.А.,
учитель истории и обществознания МАОУ «Уватская СОШ»
Краткое описание: Внеурочное мероприятие проходит в форме игры, которую целесообразно проводить в конце учебного года, при изучении раздела «Человек и природа» в 7 классе (по учебнику и программе Л.Н. Боголюбова). Также игру можно использовать в качестве классного часа по экологии.
Цель: создать условия для формирования правовой культуры школьников в области природопользования
Задачи:
1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся
2. Расширение кругозора, развитие умений работать с различными источниками информации
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, умения работать в команде
Оборудование:
1. Компьютер, проектор (при использовании презентации)
2. Карточки с задачами для работы в команде
3. Материалы для создания агитационного материала «Защитим лес» (ватман, маркеры)
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на игре «Человек и природа» для учащихся 7 классов. Игра посвящена экологическому состоянию нашего Уватского района и Тюменской области, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и права. В нашей сегодняшней игре принимают участие две команды (представление команд). Победителем станет та команда, которая наберет самое большое количество баллов за всю игру. Игра будет состоять из нескольких этапов.
Командам дается время – 1 минута, чтобы придумать себе название и выбрать капитана.

Далее ведущий представляет членов жюри. Для этой роли могут быть приглашены родители учащихся или педагоги школы.

Первый этап - «Разминка»
Флора и фауна

Ведущий: В первом туре командам необходимо ответить на несколько вопросов, в том числе отгадать загадки. Команды отвечают по очереди очень быстро. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, капитан которой первым поднял руку. За этим следит жюри.
Задания и ответы первого тура
Загадки:

1. Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт. (береза)
2. В жаркий день вновь нас засыпал
Снегом, словно дед Мороз.
Кто же это перепутал,
Зиму в лето нам принес? (тополь)
3. Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит (ива)
Ребусы:
(медведь)

(волк)

(тушканчик)

(подосиновик)

(лиса)


Второй этап – «Угадай кто?»
По страницам Красной книги Тюменской области

Ведущий: Начинаем второй этап нашей игры, который посвящён исчезающим видам нашего края, внесенным в Красную книгу. По описанию вам нужно угадать, о ком идет речь и назвать животное. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 2 минуты. За правильный ответ команда получает 2 балла. В качестве подсказки может быть предложена иллюстрация (на сложные вопросы). В данном случае при условии правильного ответа команда получает 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, капитан которой первый поднял руку.
1. Длина тела 550—673 мм, вес 4—5 (до 7) кг. Окраска от охристо-серого до ржаво-бурого и желтовато-серого с крупным пестрым рисунком. Хвост вытянут в длину: длина его с концевыми волосами почти равна длине ступни задней ноги, которая превышает 125 мм. На хвосте сверху большое черноватое пятно. Уши без светлой каемки, но с широкой черной каемкой на концах. Длина уха 100—118 мм. На зиму мех не белеет или белеет частично. (заяц – русак, принимается заяц)
2. Длина тела до 75—120 см, вес 18—20 кг. Самки несколько крупнее самцов. Хвост широкий, плоский, голый, покрыт роговыми щитками. Тело неуклюжее, покрыто плотным жестким волосом бурого цвета. Пальцы коротких передних ног свободны, а более длинных задних связаны плавательной перепонкой. Коготь второго пальца задних ног раздваивается, образуя своеобразные щипчики. Передние лапы приспособлены для копания грунта. (западносибирский речной бобр)
3. Длина тела самцов 28—43 см, самок — 32—40 см; длина хвоста соответственно 12—19 и 13—18 см. Конечности с развитыми плавательными перепонками, подошвы лап голые. Окраска от рыжевато-бурой до темно-коричневой. На конце морды белое пятно, которое захватывает подбородок, нижнюю губу и распространяется на верхнюю (европейская норка)
4. Вес до 7,4 кг. Оперение белое, за исключением черных первостепенных маховых. Бывает рыжий или бурый налет на шее и спине. На «лице» кожа голая, ярко-красная, клюв красно-бурый. Молодые в первую осень буровато-рыжие, «лицо» оперено (стерх)
5. Удлиненное веретенообразное тело покрыто пятью рядами костяных жучек, между кото¬рыми рассеяны мелкие звездчатые костяные пластинки. Голова сверху покрыта костяными щитками. Рыло удлиненное, сверху умеренно закругленное. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели с мясистыми губами. Перед ним 4 усика в поперечном ряду . Верхняя лопасть хвостового плавника загнута вверх (осетр)
6. Длина тела до 90—100 мм. Морда закруглена. Общий фон окраски спины обычно коричневато-бурый. В период размножения самцы почти черного цвета, с голубоватым горлом. В большинстве случаев на спине присутствуют пятна или мелкий крап. Брюхо, как правило, зеленовато-желтое, реже грязно-белое, с большим количеством серых пятен или мраморными разводами. Характерный крик — низкое урчание. (травяная лягушка)
Третий этап – «Человек, природа и закон»
Экологическое право в действии

Ведущий: Начинаем третий, решающий этап нашей игры, который посвящён знанию и соблюдению законов природы и государства. Каждой команде предлагается несколько задач, которые необходимо решить в течение 15 минут. Также за это время необходимо подготовить агитационный плакат «Защитим лес!». После этого времени капитаны команд должны предложить свои решения. Каждое задание оценивается отдельно (первая задача – 3 балла, вторая – 4 балла, третья – 5 баллов).
Задачи:
1. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
2. Слой олова предохраняет консервные банки от коррозии. И валяются выброшенные туристами банки десятки лет, уродуя природу. Правда, на Севере это не проблема – при низких температурах олово рассыпается в порошок, и лишенное защиты железо быстро ржавеет и тоже рассыпается.
Как защитить от засорения консервными банками южные края, где нет морозов? Предложите свой способ решения этой проблемы
Кстати:
Утилизация отходов стала одной из самых актуальных задач по охране природы. В последние годы в этом направлении сделано много изобретений.
- Американские химики разработали простой и недорогой способ переработки пластиковых бутылок и пластмассового мусора в ценный полимерный материал – полиэстер.
- Фирма «Найк», производящая около100 миллионов пар спортивной обуви ежегодно, наладила в США сбор изношенных кроссовок и за каждую сданную пару дает скидку при покупке новой. Старые кроссовки моют и разбирают на части, после чего резина из подошв используется в покрытии беговых дорожек и теннисных кортов, а синтетика идет на изоляцию проводов и набивку матрацев. Крупнейший конкурент «Найк» - фирма «Рибок» - ответила выпуском новой модели кроссовок, на 60 % состоящих из переработанного вторичного сырья.
3. По данным областной прокуратуры Тюменской области за первое полугодие 2012 года по вине «черных лесорубов» в регионе уничтожено 0,5 тыс. берез и порядка 300 реликтовых сосен. По неофициальным данным эта цифра намного больше. В Ялуторовске за одну ночь вырезали 60 сорокалетних елей. Как выяснилось в ходе расследования, деревья мешали реконструкции торгового комплекса и были уничтожены арендатором, получившим участок в пользование на 49 лет. Незаконно был вырублен лес в 965-м квадрате Верхне-Демьянского лесничества. Деревья были варварски снесены бульдозерами, а порубочные остатки и низкосортные породы леса сталкивались в реку Демьянка.
Все эти случаи иллюстрируют нарушение одного из основных прав граждан РФ. Назовите это право и документ, в котором оно прописано.
Какие экологические последствия повлекут за собой эти факты?
Предложите свои способы борьбы с «черными» лесорубами
Оформите свои предложения в виде газеты, плаката, рисунка на тему «Берегите лес!»

Ведущий: Попросим капитанов сдать ваши ответы членам жюри и огласить их для всех остальных. А теперь попросим членов команд представить свой плакат с агитационным материалом на тему «Берегите лес!»
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я попрошу капитанов команд после совещания с членами команды назвать лучшего игрока и высказать общее впечатление от игры, ответив на вопросы:
1. Какое задание (вопрос) показались вам наиболее интересным?
2. Какое задание (вопрос) вызвало у вас наибольшие затруднения?
3. Что в игре вам понравилось больше всего?
Ведущий : А сейчас мы предлагаем жюри подвести итоги.
Далее происходит поздравление лучших игроков каждой команды и награждение команды – победителя.

Приложение:
Задачи для решения в команде:
1. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
Слой олова предохраняет консервные банки от коррозии. И валяются выброшенные туристами банки десятки лет, уродуя природу. Правда, на Севере это не проблема – при низких температурах олово рассыпается в порошок, и лишенное защиты железо быстро ржавеет и тоже рассыпается.
Как защитить от засорения консервными банками южные края, где нет морозов? Предложите свой способ решения этой проблемы
2. Кстати: Утилизация отходов стала одной из самых актуальных задач по охране природы. В последние годы в этом направлении сделано много изобретений.
- Американские химики разработали простой и недорогой способ переработки пластиковых бутылок и пластмассового мусора в ценный полимерный материал – полиэстер.
- Фирма «Найк», производящая около 100 миллионов пар спортивной обуви ежегодно, наладила в США сбор изношенных кроссовок и за каждую сданную пару дает скидку при покупке новой. Старые кроссовки моют и разбирают на части, после чего резина из подошв используется в покрытии беговых дорожек и теннисных кортов, а синтетика идет на изоляцию проводов и набивку матрацев. Крупнейший конкурент «Найк» - фирма «Рибок» - ответила выпуском новой модели кроссовок, на 60 % состоящих из переработанного вторичного сырья.
3. По данным областной прокуратуры Тюменской области за первое полугодие 2012 года по вине «черных лесорубов» в регионе уничтожено 0,5 тыс. берез и порядка 300 реликтовых сосен. По неофициальным данным эта цифра намного больше. В Ялуторовске за одну ночь вырезали 60 сорокалетних елей. Как выяснилось в ходе расследования, деревья мешали реконструкции торгового комплекса и были уничтожены арендатором, получившим участок в пользование на 49 лет. Незаконно был вырублен лес в 965-м квадрате Верхне-Демьянского лесничества. Деревья были варварски снесены бульдозерами, а порубочные остатки и низкосортные породы леса сталкивались в реку Демьянка. Все эти случаи иллюстрируют нарушение одного из основных прав граждан РФ. Назовите это право и документ, в котором оно прописано.
Какие экологические последствия повлекут за собой эти факты?
Предложите свои способы борьбы с «черными» лесорубами
Оформите свои предложения в виде газеты, плаката, рисунка на тему «Берегите лес!»

Ответы к задачам:
1. Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению (могут быть даны другие, близкие по смыслу формулировки).
2. Могут быть предложены различные варианты ответа: изменить материал, из которого изготавливаются банки, организовать сбор консервных банок и т.д. Максимальным баллом оцениваются наиболее интересные и оригинальные ответы.
Например: Консервные банки можно делать из двух слоев металла, вступающих друг с другом в электрохимическую реакцию в присутствии влаги. Между слоями – впитывающая влагу соль. Во вскрытой банке в разрез попадает влага, начинается активная коррозия, и через несколько недель от банки не остается и следа.
А в Лионе (Франция) мусорную урну для банок совместили с игровым автоматом. Как только пустая баночка попадает в круглое отверстие, за стеклом начинают вертеться три барабана с рисунками. Если все три барабана остановились на одинаковых картинках, автомат выдает выигрыш. Это может быть леденец, брелок для ключей, жвачка или ручка. Каждый автомат собирает примерно 500 баночек в неделю.
3. Право на благоприятную окружающую среду. Источник - Конституция РФ.
Экологические последствия: нарушение экологического равновесия, нарушение газообмена, усиление парникового эффекта, разрушение почв, заболачивание и т.д.
Способы борьбы: выдача земель в аренду только при условии сохранения лесов, профилактическая и разъяснительная работа с населением и школьниками, слежение со спутников и т.д.

Иллюстрации ко 2 этапу игры

Заяц-русак - сокращающий свою численность вид

Западносибирский речной бобр – исчезающий вид

Европейская норка – исчезающий вид

Стерх – исчезающий вид.

Сибирский осетр – сокращающий численность вид

Травяная лягушка – сокращающий численность вид

Используемые источники и литература:
1. Обществознание. Учебник для 7 класса. Под ред. Л.Н. Боголюбова. 2015
2. Красная книга. Ребусы про животных и растения
3. Красная книга Тюменской области
4. Экологические задачи. Учебное пособие 2011 г. Автор-составитель: О. А. Антонович
5. Нарушение экологических прав граждан РФ в 2012-2013 гг. Общественный доклад.
Презентация на тему: Человек и природа

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий экологической игры для 3-4-5 классов Экологическая игра для школьников 5-6 классов Экологическая игра для учащихся 7 класса. Марафон любителей природы Экологическая игра для школьников с ответами

Похожие статьи:

Интеллектуальные игры для школьников

Участник №96 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Внеурочное мероприятие в 7 классе по Истории России XVI-XVIII вв
Опубликовано: 3202 дня назад (17 марта 2016)
Просмотров: 5740
+13
Голосов: 13
Аида Рамазановна Багадирова # 17 марта 2016 в 10:23 +2
Очень интересная игра!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 17 марта 2016 в 10:50 +1
Спасибо. К игре есть также презентация с красочными иллюстрациями к каждому этапу игры.
Елена Борисовна Жданова # 18 марта 2016 в 06:19 +2
Уважаемая коллега, мне понравилась ваша разработка. Она актуальна, интересна, динамична, информационно насыщена. Проблемы экологии сейчас приоритетны для многих общественных организаций, мы действительно забыли о сохранении родной планеты для последующих поколений. Понравилось то, что материал основан на экологии вашей местности, задания разнообразные. Советую разместить презентацию на сайте. Успехов вам в работе!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 18 марта 2016 в 07:09 +1
Благодарю за Ваш содержательный комментарий! Очень приятно, когда твою работу ценят, значит она востребована. Попробую разместить и презентацию.
Любовь Сергеевна Новоселова # 20 марта 2016 в 10:00 +3
Доброе утро, Татьяна Алексеевна. С удовольствием зашла на Вашу страничку. Мне очень понравилось Ваше мероприятие по обществознанию и экологии. Интересные этапы. Красочные иллюстрации. С удовольствием ставлю голос № 1. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе на сайте.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 20 марта 2016 в 11:12 +1
Благодарю за вашу поддержку, Любовь Сергеевна! И Вам всех благ! Спасибо!
Анна Сергеевна Кондратьева # 22 марта 2016 в 16:19 +3
Мероприятие очень интересное; особенно понравилось привлечение краеведческого материала, а также задания, связанные с анализом текста, развивающие способность предвидеть последствия своих действий и делать самостоятельные выводы. Спасибо большое за идею.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 22 марта 2016 в 16:40 +1
Уважаемая Анна Сергеевна, благодарю за высокую оценку моей работы. Такие профессиональные сообщества позволяют выйти за рамки школы и узнать актуальность своей работы. Это очень важно. Буду рада, если материал пригодится в работе. Спасибо за поддержку!
Максим # 25 марта 2016 в 21:50 +5
Татьяна, ваша работа достояние внимания. Поздравляю вас, это успех.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 26 марта 2016 в 14:35 +1
Спасибо!
Елена Дмитриевна Шадрина # 28 марта 2016 в 20:51 +6
Здравствуйте Татьяна! Ваше внеурочное мероприятие -замечательное. Только обратно с целью немножечно не так. Цель должна отвечать на вопрос что?. Работа написана грамотно. Цель и задачи были реализованы. Представлено много наглядного материала. Ребятам интересно быть у Вас не только на мероприятии, но и на Ваших уроках.
Желаю Вам удачи!
Примите голос.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 29 марта 2016 в 05:42 +2
Елена Дмитриевна, вы большая молодец! По поводу цели уже поняла, спасибо большое. Такие комментарии и позволяют стать более профессиональным педагогом. Спасибо вам!
Софья Владимировна Юхнина # 28 марта 2016 в 21:12 +6
Татьяна Алексеевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на внеклассное мероприятие по обществознанию и экологии «Человек и природа». Увлекательно! Познавательно! Здорово! Голосую, УДАЧИ ВАМ!!!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 29 марта 2016 в 05:43 +2
Благодарю за внимание к моей работе, Софья Владимировна! И за ваш голос. Спасибо вам!
Ирина Юрьевна Ручина # 30 марта 2016 в 19:13 +7
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект внеклассного мероприятие по обществознанию и экологии "Человек и природа" очень интересный, увлекательный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 31 марта 2016 в 11:31 +2
Благодарю Вас за ваше внимание ко всем моим материалам! Спасибо за Вашу поддержку!
Ирина Владимировна Жабина # 31 марта 2016 в 15:16 +6
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!
Внеклассное мероприятие по обществознанию и экологии воспитывающее, познавательное. С воспитательной точки зрения Вы продумали, организовали и провели очень важную работу с детьми. Заявленные Вами цель и задачи достигаются в процессе мероприятия. Содержание насыщенное и соответствует заявленному возрасту. Думаю, что учащимся было интересно, увлекательно. Работу в командах всегда считаю эффективной формой проведения различных мероприятий. Совместное обдумывание и решение предложенных задач способствуют активности всех ребят. Методическая разработка полная, законченная, есть презентация сопроводительного характера. У презентации единый стиль слайдов и шрифта. Правильно, что ко всем загадкам, ребусам и задачам есть ответы. С уважением и голосом 8, И.В.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 3 апреля 2016 в 15:20 +2
Ирина Владимировна, благодарю вас за содержательный комментарий и Ваш голос!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 3 мая 2016 в 07:16 +3
Здравствуйте,Татьяна Алексеевна! Не могла пройти мимо Вашего эклогического занятия! Хочу отметить те видв деятельности,где дети проявляют свои личностные качества,благодаря Вашей грамотной организации этого процесса.Я имею ввиду создание агитационных плакатов" Берегите лес!"," Защитим лес",а также способов борьбы с " черными лесорубами".Спасибо Вам за актуальный материал! Желаю Вам творческих успехов! Принимайте мой голос!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 3 мая 2016 в 07:51 0
Альмира Идрисовна, благодарю Вас за ваш голос и полезный комментарий! Спасибо!