Сценарий игровой программы для школьников «Открываем тайны моря»
Экологическая игра для учащихся 3-5 классов
Данный материал имеет экологическую направленность и может быть полезен как педагогам дополнительного образования детей, так и учителям школ, ведущим занятия по экологии и окружающему миру. Проведение игровой программы «Открываем тайны моря» позволяет обобщить ранее приобретённые детьми знания, стимулирует их к выполнению интеллектуальных и творческих заданий, доставляет детям радость от общения друг с другом.
Цель: Обобщить знания детей о море и его обитателях.
Задачи:
- активизировать знания детей о море и подводном мире;
- формировать умение размышлять;
- закреплять коммуникативные навыки;
- развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
- воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе.
Материал: морская фуражка, записки с названием команд по количеству детей (половина записок «Алый парус», половина – «Альбатрос»), бумажное табло для отражения промежуточных итогов, конверты с загадками, 2 листа ватмана и фломастеры, канат, две одинаковые тест-карточки с вопросами для капитанов, листы бумаги и ручки, мультимедийная установка.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, логическая задача, тесты, творческие задания, продуктивная деятельность детей, спортивная игра, анализ, подведение итогов.
Ход развлечения:
Ведущий:
Мы сегодня вместе с вами
Побываем моряками.
Не секрет ни для кого
Моряком быть нелегко:
Должен в море плыть он смело,
Должен знать морское дело,
С дисциплиною дружить
И смекалку проявить!
Ну, так что же, испугались,
Или это не беда?
Вы готовы выйти в море?
Отвечайте хором
Дети: Да!
Ведущий:
Ну, тогда поторопитесь,
На команды разделитесь,
Каждый тянет жребий свой
Из фуражки из морской.
(дети вытягивают скрученные бумажки с названием команды: либо «Алый парус», либо «Альбатрос» и расходятся по командам)
Ведущий:
Получилось две команды,
Две команды моряков.
Та, что справа
Дети хором: «Алый парус»!
Та, что слева
Дети другой команды хором: «Альбатрос»!
Ведущий:
А теперь командам нужно
Капитанов выбрать дружно.
(дети выбирают капитанов и озвучивают свой выбор)
Ведущий:
Капитаны! Проводите
Состав личный в корабли
На табло, как все мы видим,
Появляются нули.
(команды садятся на стулья, выстроенные в форме кораблей)
(Ведущий представляет участникам жюри и знакомит с правилами начисления баллов. Это может быть четырёхбальная система: за победу в любом конкурсе начисляется 4 балла, в случае ничьей – по 2 балла; если же конкурс предполагает учитывать количество верных ответов, то количество баллов равно количеству правильных ответов. После каждого конкурса подводится промежуточный итог и результаты отображаются на табло)
Ведущий:
Семь футов под килем желаю я вам,
Пускай корабли мчатся вдаль по волнам!
(звучит музыкальный фрагмент из песни «Море» Ю. Антонова)
Ведущий:
Итак, начнём, мои друзья,
И конкурс объявляю я.
Много на Земле морей
Назовите их скорей!
Конкурс 1: «Названия морей» (команды поочерёдно произносят вслух по одному названию моря, не повторяясь, время на раздумье не более 5 сек., побеждает та команда, которая произнесла название моря последней, при этом учесть, кто первым начал игру).
Ведущий:
Вот почтовые конверты
Для азартных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!
Конкурс 2: «Загадки на морскую тему» (в конверты вложены листы с пятью загадками; загадки одинаковые для обеих команд; время для выполнения задания 1-2 мин.; баллы начисляются по количеству правильных ответов)
Загадка 1:
Кругом вода, а с питьём беда. (море)
Загадка 2:
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне,
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (морская звезда)
Загадка 3:
Над водой взметнулась глыба –
Это очень злая рыба,
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (акула)
Загадка 4:
По бескрайним по морям
Проплывает тут и там,
Словно лайнер многотонный,
А питается планктоном.
Всех животных он крупней,
Его самка, дав потомство,
Кормит молоком детей. (кит)
Загадка 5:
Я без моря – никуда,
В море – вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы – что-то вроде ласт.
Но учти, я не клыкаст. (тюлень)
Ведущий:
Теперь мы будем рисовать
И, вместе с тем, соображать.
Задачку «с перчинкой» скорее решите,
Потом уж фломастеры смело берите!
Конкурс 3: «Задача про осьминогов» (текст задачи проецируется на экран файл задача про осьминогов.jpeg и зачитывается ведущим вслух)
Задачка: Жила-была семья Осьминогов. Кроме мамы-осьминога и папы-осьминога в семье было несколько детей, причём девочек и мальчиков было поровну. Нарисуйте всю семью Осьминогов, если известно, что общее количество ног в семье равнялось 48.
Ответ: мама, папа, два сыночка и две дочки, т.к. у осьминогов по 8 ног.
(при начислении баллов учитывается и правильность решения задачи, и художественное воплощение; приветствуется фантазия, например, у девочек-осьминожек могут быть нарисованы бантики, у мальчиков – бескозырки)
Ведущий:
Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
По силуэту различи
Кто движется в морской тени.
Конкурс 4: «Узнай по силуэту» (силуэты по одному появляются на экране; команда, которая быстрее даёт правильный ответ, зарабатывает балл)
Силуэты:
дельфин
(на экран проецируется дельфин),
акула
(на экран проецируется акула),
камбала
(на экран проецируется камбала),
морской конёк
(на экран проецируется морской конёк.jpeg),
рыба-меч
(на экран проецируется рыба-меч),
скат
(на экран проецируется скат.jpeg),
кальмар
(на экран проецируется кальмар),
морской ёж
(на экран проецируется морской ёж.png),
краб
(на экран проецируется краб)
креветка
(на экран проецируется креветка).
Ведущий:
Пора командам силушкой блеснуть,
Я предлагаю вам канат тянуть.
Кто за черту к себе соперников сместит,
Тот в этом конкурсе, друзья, и победит!
Конкурс 5: «Перетягивание каната»
Ведущий:
Для капитанов конкурс настаёт,
Теперь от вас команда баллов ждёт,
Вам битва интеллектов предстоит,
Умнейший в этой схватке победит!
Конкурс 6: «Конкурс капитанов» (капитаны получают тест-карточки с шестью вопросами, время для ответов ограничено 2 мин.; для педагогов правильные ответы выделены жирным шрифтом)
Задание 1:
В какое море впадает великая русская река Волга?
- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.
Задание 2:
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.
Задание 3:
Какого моря в природе не существует?
- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.
Задание 4:
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста
Задание 5:
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж
Задание 6:
Что влияет на морские приливы и отливы?
- луна
- солнце
- ветер
Ведущий:
Известны морякам и беды моря,
Их много, даже трудно сосчитать,
Я предлагаю нашим двум командам
Призыв в защиту моря написать.
Чтоб люди берегли глубины моря,
Его растения, животный мир,
Чтоб человек разнообразие морское
Для будущих потомков сохранил.
Конкурс 7: «Призыв в защиту моря» (текст может быть в прозе, в стихах; баллы начисляются обеим командам, но с учётом убедительности призыва)
Ведущий:
Семь футов под килем
Желала я вам,
И вот приближаемся
Мы к берегам.
Семь конкурсов сложных
Уже позади,
Итог подведёт
Беспристрастно жюри.
(Пока жюри подсчитывает баллы, ведущий спрашивает у детей, какие конкурсы и вопросы вызвали затруднение, а какие, наоборот, показались лёгкими).
(звучат фанфары)
(Жюри подводит итоги и объявляет команду-победительницу.
Им вручаются мини-призы, например, календарики с изображениями морских животных. Проигравшая команда в качестве утешительного приза получает витаминки для накопления сил)
Рекомендуем посмотреть:
Проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы
Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей напр
Экологическая игра для школьников 5-6 классов
Экологическая игра для учащихся 7 класса. Марафон любителей природы
Похожие статьи:
Методическая разработка сценария и организации праздника для школьников. Два корабля
Сценарий игровой программы для учащихся 5-8 классов
Конспект игровой программы для детей 9-13 лет по теме «Бой кораблей»
Сценарий игровой программы для 5-6-7 классов. Весёлый художник