Конспект НОД «Удивительное рядом» в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Автор:
Зотова Лира Геннадьевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – «Детский сад № 3 «Морозко» город Северодвинск
Описание материала: предлагаю вам конспект для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Это конспект познавательно-исследовательской деятельности, где ребенок знакомится с удивительным миром растений, экспериментальным путем получает новые знания.
Тема: «Удивительное рядом»
Вид: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования
Тип: сообщение новых знаний
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях.
Задачи:
- уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека;
- формирование умения рассуждать, сравнивать, обобщать;
- закрепление в речи правильного произношения звуков;
- обогащение и уточнение словаря;
- развитие навыков речевого общения, внимания;
- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности в процессе исследовательской деятельности; желания больше узнать об окружающих нас предметах и явлениях;
- воспитание бережного отношения к природе.
Обогащение словаря: символ, крахмал, кислород, скрипит, рассыпчатый, экологическая тропа, углекислый газ.
Материалы и оборудование: карта-схема экологической тропинки, компьютер, видеоролик образование крахмала, магнитная доска, схема строения растения, резиновые перчатки на каждого ребенка, чашки с сахаром, соль, сода, картофель, рис, хлеб, йод, пипетки, салфетки.
Приемы активизации самостоятельного мышления детей:
• Исследовательская работа
• Проблемное обучение
• Самостоятельная деятельность детей
• Эвристическая беседа: «Почему?», «Как это проверить?»
• Применение ТСО
• Наблюдение
• Прием сравнения
Ход занятия:
Организационный момент
Дети стоят полукругом около карты-схемы экологической тропинки группы.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, нас встречает хозяйка нашей экологической тропы кукла Флора.
Флора: - Здравствуйте ребята! Посмотрите на карту-схему экологической тропинки вашей группы. На ней отмечены символами разные видовые точки. Оказывается, в каждой из этих точек скрывается много удивительного, а чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам сегодня посетить объект, обозначенный на карте числом 9.
Воспитатель: - Ребята, а что это за объект? (Комнатные растения). Каким символом комнатные растения отмечены на карте? (Ладони, держащие зеленую веточку).
- Вспомните, пожалуйста, правила поведения на экологической тропе. (Ответы детей). А теперь давайте подойдем поближе к комнатным растениям. Назовите их (фиалка, кактус, толстянка).
- Как вы думаете, для чего в нашей группе находятся комнатные растения? (Очищают воздух, выделяют кислород, создают уют, красоту).
- Давайте вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, один или много стебельков, листья, у некоторых есть цветы). (Рассматривают схему – строение растения).
- А теперь назовите ласково. Корень (корешок), стебель (стебелек), лист (листочек, листик), ветка (веточка), цветок (цветочек). Следите, пожалуйста, за правильным произношением звуков. Молодцы!
Получение познавательной информации с использованием ТСО
- А чем питаются растения, что им нужно для жизни? (вода, свет). Оказывается, для того чтобы расти, растения вырабатывают еду для себя сами. И сейчас Флора покажет нам, как это происходит. (ТСО – видеоролик образование крахмала.)
Опытно-исследовательская деятельность детей
- Ребята, чтобы познакомиться с крахмалом поближе, мы перейдем в следующую точку экологической тропинки - мини-лабораторию.
- Здесь мы побудем в роли ученых.
- Садитесь на стульчики, не забывайте об осанке.
- Приготовим наши пальчики к работе.
Физкультминутка - пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы
(плавно разжимают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (
машут руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
(плавно сжимают пальцы)
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают
(плавно опускают руки на стол).
- Подготовимся к опыту: наденем халаты, шапочки и перчатки.
- Посмотрите, перед вами на блюдце крахмал. Опишите его внешний вид (ответы детей).
- Крахмал – это рассыпчатый порошок белого цвета.
- Попробуйте, какой он на ощупь? (ответы детей).
- При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип».
- Посмотрите, что произойдет, если капелька йода попадет в раствор крахмала (посинел).
- Да, действительно, если капнуть йод на продукт, содержащий крахмал, продукт окрасится в синий цвет.
- Давайте мы сами попробуем определить, в каких продуктах спрятался крахмал.
- Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). Правильно, достаточно капнуть на них капельку йода.
- Перед нами в чашках различные продукты. Вы их узнаёте? (ответы детей).
- Давайте проверим, какие из них содержат крахмал.
Инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельное проведение эксперимента.
- Сделайте вывод по эксперименту (соль не содержит крахмал, так как соль не растение, картофель, хлеб, рис содержат крахмал, потому что это растения). Вывод: растения содержат крахмал.
- Работа в мини-лаборатории закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.
- Дети, крахмалом питаются не только растения, но и человек. В горячей воде крахмал набухает, растворяется, образуя клейкий раствор. Его используют для приготовления киселя. И сейчас мы с вами попробуем вкусный клюквенный кисель.
Рефлексия
- Флора, мы, действительно сегодня узнали, сколько удивительных секретов таится в мире растений: они сами вырабатывают крахмал, выделяют кислород, необходимый всему живому, поэтому мы должны беречь и заботиться о них.
- Давайте поблагодарим Флору за увлекательный рассказ.
- А сейчас я начну предложение, а вы продолжите: «Сегодня я узнал, что...». «Сегодня я научился…». «Мне понравилось…»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий экологической игры для 3-4-5 классов
Проект в старшей группе детского сада
Проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы
Коллекционирование в детском саду. Из опыта работы
Похожие статьи:
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»