Меры по укреплению и сохранению здоровья начинающих спортсменов
Основные меры по укреплению и сохранению здоровья спортсменов на начальном этапе спортивного мастерства
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт требует от спортсмена не только больших энергетических затрат, но и крепкого здоровья, высокой адаптации к физическим нагрузкам особенно на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В связи с этим, в группах начальной подготовки и тренировочного этапа большое внимание стоит уделять комплексу мероприятий, направленных на оздоровление и укрепление здоровья спортсменов. К ним можно отнести следующие мероприятия: строгое соблюдение режима дня, сбалансированное питание, в тренировочном процессе использовать комплексы упражнений: для укрепления мышечного корсета и формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, а также закаливание организма, массаж и самомассаж. Упражнения на каждой тренировке должны быть разнообразными, охватывающими все группы мышц, в конце тренировки проводить специализированные игровые комплексы, подвижные и спортивные игры. Одна тренировка в неделю должна быть восстановительной (спортивные игры, плавание, сауна и массаж). Проводить с родителями и детьми беседы о здоровом образе жизни, а именно из каких критериев он складывается и как исключить вредные привычки. Примерно один раз в месяц проводить спортивно-массовые мероприятия.
В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная деятельность направлена на участие в соревнованиях и подготовку к ним, что требует больших энергетических и психологических затрат организма. На данных этапах подготовки спортсменов следует уделять особое внимание восстановительным мероприятиям. Потому что на фоне недостаточного восстановления организма после нагрузки возникает синдром переутомления, состояние здоровья у спортсмена ухудшается, падают результаты соревновательной деятельности. Тренеру совместно со спортивным врачом необходимо проводить ряд оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья спортсменов.
Помимо укрепления и сохранения здоровья спортсменов следует работать над гармоничным развитием личности. В этом помогут культурно-массовые мероприятия: совместные выезды на природу, походы в кино и театр, совместный просмотр и анализ художественных, документальных и научно-познавательных фильмов, читать литературные произведения, следить за спортивными достижениями и не только в избранном виде спорта. Доктор биологических наук, профессор Бальсевич В.В. говорит о том, что современный уровень спортивных достижений настолько высок, что решение основной задачи спортивной подготовки требует всё большей специализированной адаптации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его здоровья.
Основная задача тренера – это укрепление здоровья воспитанников, чёткое соблюдение санитарно-гигиенических норм проведения тренировочных занятий, а также поиск эффективных и современных методов обучения и совершенствования необходимых навыков в избранном виде спорта. 1. СИСТЕМА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер и включает в себя различные средства и методы, учитывая возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные особенности спортсменов.
Педагогические средства восстановления:
- рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;
- рациональное построение тренировочного занятия;
- постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;
- разнообразие средств и методов тренировки;
- переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;
- чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;
- изменение пауз отдыха, их продолжительности в зависимости от выполняемого упражнения;
- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;
- оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;
- оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;
- организация активного отдыха;
- мероприятия профилактического и оздоровительного характера совместно со спортивным врачом.
Психологические средства восстановления:
• создание положительного эмоционального фона тренировки;
• переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
• внушение;
• психорегулирующая тренировка.
Медико-биологические средства восстановления:
Гигиенические средства:
1. Водные процедуры (обтирания, обливания, контрастный душ);
2. Регулярные прогулки на свежем воздухе;
3. Режим дня и рациональное питание;
4. Организация тренировочного процесса в соответствии с санитарными нормами;
5. Своевременное обращение за врачебной помощью при необходимости;
6. Ежегодный углублённый медицинский контроль. Физиотерапевтические средства восстановления:
- душ: теплый (успокаивающий) при температуре 36 - 38 градусов и продолжительностью 12 - 15 мин., прохладный, контрастный и вибрационный при температуре 23-28 гр. и продолжительностью 2 - 3 мин;
- ванны хвойные, жемчужные, солевые;
- бани и бассейны – 1 - 2 раза в неделю;
- кислородотерапия;
- массаж.
Комплексное использование средств восстановления в полном объеме необходимо на этапе спортивного совершенствования после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства в начале и в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать гигиенические процедуры, самомассаж и упражнения на расслабление.
Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса. Особое значение для оптимизации восстановительных процессов в организме спортсменов и эффективном овладении полученными умениями и навыками имеет создание положительного эмоционального фона.
II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ Упражнения на ощущение правильной осанки Упражнение № 1. Принять правильную осанку. Для выполнения данного упражнения потребуется ровная стенка без плинтуса. Исходное положение (И.п.) основная стойка: пятки вместе, носки слегка разведены, спина прямая, плечи не поднимать, расслабить плечевой пояс, руки располагаются вдоль туловища. Подойти вплотную к стенке и принять правильную осанку, при которой касаются стенки: затылок, плечи, верхняя точка ягодичных мышц, верхняя точка икроножных мышц, пятки касаются стенки вплотную. Запомнить это состояние. Упражнение № 2. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку, и вернуться в И.п. Упражнение № 3. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, подойти к стенке и проверить правильность осанки, т.е. принять И.п. Упражнение № 4. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Сделать: 1-2 шага вперед, несколько упражнений для плечевого пояса (круговые вращения, рывки руками), наклоны пружинно 2 влево и 2 вправо, наклон вниз, принять И.п. и подойти к стенке. Упражнение № 5. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек, принять И.п. и подойти к стенке.
Упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Укрепление мышц спины Упражнение № 1. И.п. – лёжа на животе, руки впереди, ноги вместе, носочки тянуть. 1 – оторвать руки и ноги от пола и удержаться в этом положении 3 секунды; 2 – принять и.п. и спокойно полежать 2-3 секунды. Повторить данное упражнение 5-6 раз. В дальнейшем постепенно можно добавлять по 1 секунде до 10 секунд и увеличить количество повторений. Упражнение № 2. И.п. – лёжа на животе, руки впереди, ноги вместе, носочки тянуть. 1 – оторвать руки и ноги от пола, 2- развести руки в стороны, 3- свести руки вместе и удержаться в этом положении 3 секунды, 4- принять и.п. и спокойно полежать 2-3 секунды. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 3. И.п. – лёжа на животе, руки впереди, ноги вместе, носочки тянуть. 1 – оторвать руки и ноги от пола, 2 – развести руки в стороны, 3 – поставить руки к плечам, 4 – развести руки в стороны, 5 – свести руки вместе, 6 – удержаться в этом положении 2 -3 сек, 7-8 – вернуться в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 4. И.п. – лёжа на животе, руки впереди, ноги вместе, носочки тянуть. 1 – оторвать руки и ноги от пола, 2 – развести руки в стороны, 3-7 – имитация плавания брасом руками и ногами, 8 - вернуться в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 4. И.п. – лёжа на животе, руки впереди, ноги вместе, носочки тянуть. 1 – оторвать руки и ноги от пола, 2 – развести руки в стороны, 3-7 – имитация плавания кролем руками и ногами, 8 - вернуться в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
При выполнении данного комплекса упражнений следить за правильностью выполнения упражнений и дыханием. Так же данный комплекс можно усложнить, применяя упражнения с отягощениями (гантели весом от 500 грамм до 1000 грамм).
Для подготовленных спортсменов помимо данных упражнений необходимо выполнять упражнения: на перекладине, брусьях, кольцах.
Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса
Упражнение № 1. И.п. – лёжа на спине, руки за головой, ноги вместе согнуты в коленях, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – опустить колени влево, дотронувшись ими до пола, 2 – вернуться в и.п., 3 - не отрывая плеч от пола, опустить колени вправо, дотронувшись ими до пола, 4 - вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – выпрямить ноги, 3 - 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 3. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – выпрямить ноги, 3 – развести ноги в стороны, 4 – свести ноги вместе, 5-8 медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 4. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1-4 – медленно поднимать прямые ноги вверх до угла 90о, 5-8 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – поднять ноги до угла 45о, 2 – развести ноги, 3 - свести ноги 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 6. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – поднять ноги до угла 45о, 2 – удержать ноги в таком положении 3-4 секунды, 3 - 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз. Упражнение № 7. И.п. – лёжа на спине, опора руками на предплечьях, ноги согнуты в коленях, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. Выполнять движения, имитирующие езду на велосипеде в течение 1 минуты, затем вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 3-4 раза. Упражнение № 8. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу: поднять ноги до угла 45о, затем разводить и сводить ноги, имитируя движения ножниц. Выполнять упражнение в течение 1 минуты, затем вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 6. И.п. – стоя на коленях, руки за головой, ноги вместе, спину держать ровно. 1 – выполнять движение тазом влево, садимся на левое бедро, 2 – вернуться в и.п., 3 – выполнять движения тазом вправо, садимся на правое бедро, 4 –вернуться в и.п. При выполнении данного упражнения двигается тазовая часть, преимущественно поясничный отдел позвоночного столба, спину держать ровно, локти строго в стороны. Повторить данное упражнение 5-6 раз. III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ОТ ПЛОСКОСТОПИЯ
Продолжительность занятия 10-15 минут.
Ходьба на носках – 30 секунд (с различным положением рук: вверх, вперед, в стороны, за головой), спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать, стараться как можно выше подняться на носок.
Ходьба на пятках - 30 секунд (с различным положением рук: вверх, вперед, в стороны, за головой), спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать.
Ходьба по специальной ортопедической дорожке – 2-3 минуты.
Упражнения, сидя на стуле: поднимание с пола скомканную бумажку, карандаш с помощью пальцев ног, катать ногами палочку средней толщины (диаметр приблизительно 3-4 см), катание ногами маленького мяча с пупырышками. Каждое упражнение выполнять по 5-6 минут.
Упражнение «художник»: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым между большим и вторым пальцами ноги. Поменять ноги. Время выполнения упражнения 1-2 минуты.
Упражнение «мельница»: сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях. Время выполнения упражнения 1-2 минуты.
После выполнения комплекса упражнений желательно провести водные процедуры для ног, растереть стопы и промассировать.
IV. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА Закаливание – это ряд профилактических мероприятий, задача которых улучшить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам. Оздоровительные процедуры позволяют организму повысить уровень адаптации к различным условиям окружающей среды.
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему организма человека.
Известны следующие виды закаливания:
Аэротерапия – включает воздушные ванны, длительные прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Такие прогулки хорошо влияют на рецепторы слизистой оболочки, насыщение клеток кислородом положительно влияет на обмен веществ. При хорошем обмене веществ ненужные шлаки и токсины быстрее выводятся из организма, а полезные вещества в большей степени и быстрее всасываются в клетки организма.
Гелиотерапия – закаливание солнцем. Ультрафиолетовые лучи, исходящие от солнца положительно влияют на организм человека через рецепторы кожных покровов. Под действием солнечных лучей ферменты кожи вырабатывают витамин D, способствующий формированию и укреплению костно-мышечной системы. Получать ультрафиолетовые лучи можно с 6 до 9 часов утра. После 10 часов утра на солнце находиться опасно, так как можно получить солнечный удар и ожоги кожных покровов. Летом надо носить головной убор белого цвета и светлую лёгкую одежду, стараться находиться в тени. Существует несколько типов закаливания водой: Обтирание – можно проводить смоченным в холодной воде махровым полотенцем. Обтирание начинают сверху, после переходят к нижней части, и заканчивают процедуру растиранием сухим полотенцем. Обливание – следует начинать после того, как организм уже достаточно окреп. Сначала вода должна быть комнатной температуры, затем можно постепенно снижать температуру воды (примерно на 1 градус), организм должен постепенно привыкать. Следует начать с ног, а потом уже всё тело. Душ – очень полезен контрастный душ и массажный душ. ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
Летнее время года самое благоприятное для того, чтобы начать закаливание. Перед тем как закаливаться, необходимо проконсультироваться с врачом, организм должен быть здоров. Соблюдать принцип постепенности временных рамок и температурного режима процедур по закаливанию и регулярное их проведение.
При длительном перерыве потребуется начать с процедур в щадящем режиме. Закаливание обычно приносить бодрость. Если после процедур человек чувствует недомогание, необходимо их прекратить и проконсультироваться с врачом. При закаливании следует учитывать: состояние здоровья, климатические условия, время года и прочие факторы. Важно помнить, что закаливающие процедуры наиболее эффективные в сочетании с физическими упражнениями и соблюдением режима дня, правильным питанием и ведением здорового образа жизни. ВЫВОДЫ
Для повышения результатов в спорте тренерам при подготовке спортсменов необходимо учитывать следующие факторы:
1. Принимать в секцию детей только при условии допуска врача;
2. Учитывать возрастные, физиологические и психологические характеристики каждого ребёнка при подборе средств воспитания того или иного физического качества, характерного для избранного вида спорта;
3. В первую очередь работать над улучшением и сохранением здоровья спортсменов. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Автореф. канд. дис. - Тюмень: ТюмГУ, 2001.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 19-22.
3. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 176 с.
4. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4.
5. Глухенькая Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов (на примере волейбола): Автореф. канд. дис. Тюмень, ТюмГУ, 2001.
6. Добровольский В.К. Профилактика повреждений, патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. - М.: ФиС,1967. - 208 с.
7. Ким В.В. Концепция механизма возникновения спортивной травмы // Теория и практика физ. культуры, 1990, № 10, с.18-27.
8. Ким В.В. Механические нагрузки (ускорения) в спортивных упражнениях: контроль, предупреждение травматизма, повышение толерантности : Автореф. докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1991.- 42 с.
9. Ким В.В., Матвеев Ю.И. Вибродозиметрический контроль в физических упражнениях спортсмена: Метод. пос. М., 1990.- 48 с.
10. Миронова З.С., Хейфец Л.З. Профилактика и лечение спортивных травм. - М.: Медицина, 1967. - 157 с.
11. Миронова З.С. с соавт. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата у спортсменов. - М.: ФиС, 1982.- 95 с.
12. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 60-62.
13. Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от "нормального" к здоровому // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 9, с. 49-52.
14. Перевозников А.С. Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования : Автореф. канд. дис. - Тюмень: ТюмГУ, 2003.
15. Потемкин Б.А., Ким В.В. Патент N 2009493 "Способ исследования функционального состояния опорно-двигательного аппарата человека" зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 15.03.94 г.
16. Рябенко З.М., Вржесневский В.В., Вржнесневский И.В. О последействии больших нагрузок при тренировке юных пловцов // Нормирование тренировочных нагрузок / Общ. ред. В.П. Филина. - М.: ФиС, 1964, с.195-203.
17. Сергеев А.А. Физиологические механизмы действия ускорений. - Л.: Наука,1967. - 392 с.
18. Симаков В.В. Специализированные нагрузки, морфофункциональные критерии адаптации и средства укрепления костей коленного сустава фехтовальщиков : Канд. дис. М.,1983. - 156 с.
19. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с.13-15.
20. Франке К. Спортивная травматология. - М.: Медицина, 1981. - 352 с.
21. Шойлев Д. Спортивная травматология. - София: Медицина и физкултура, 1986. - 192 с.
Скачать Основные меры по укреплению и сохранению здоровья спортсменов на начальном этапе спортивного мастерства
Здравствуйте, Анна Александровна! Очень интересная, познавательная и подробная работа была вами выполнена. После ознакомления самой захотелось и пресс подкачать и закаляться начать! А скажите, пожалуйста, в чем помогает обруч? Худеть он помогает или нет?
Здравствуйте Надежда! Спасибо, что оценили мою работу! Все, описанные мною упражнения простые, но очень эффективные. При выполнении упражнений с обручем задействованы мышцы брюшного пресса, также вырабатывается правильная осанка, так как необходимо держать ровно корпус и под действием обруча на мышцы формируется талия. Худеть помогают цикличные упражнения (равномерный, лёгкий бег трусцой, ходьба, прыжки на скакалке, скандинавская ходьба на палках).
Вами проделана очень большая работа!я отдаю свой голос Вам! Хоть я и не тренер, но все равно забочусь о здоровье своих воспитанников.В вашей статье есть многое, что можно использовать в своей работе. Приглашаю вас познакомиться с новой записью в моем блоге: Конспект НОД в старшей группе "Сохраним зубы здоровыми" и оставьте пожалуйста свой отзыв, для меня это очень важно.Спасибо!