Современные тенденции образования, направленные на формирование компетентной, всесторонне развитой личности открывают широкий спектр возможностей по использованию современных технологий образования, способных помочь в достижении поставленных целей. Главная задача школы – создать условия для поддержания интереса учащихся, сформировать ряд компетенций, которыми должен владеть выпускник, и обеспечить мотивационную базу школьника в целях дальнейшего выбора им собственного пути. Преподавателю необходимо пересматривать стереотипы обучения, разрабатывать новые эффективные технологии, чтобы с большим успехом достигать развития обучающихся.
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском современной методикой эффективных приемов, технологий преподавания литературы и внедрением их в практику школьного образования. Среди многочисленных технологий, используемых на уроках литературы, интерактивное обучение занимает особо место. Грамотное использование методов и приемов интерактивных технологий способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению предмета, формирует познавательную активность, развивает самостоятельность учащихся и позволяет им проявлять свою индивидуальность в учебном процессе, что особенно важно на уроках литературы.
В педагогической практике сегодня задействовано большое количество технологий интерактивного обучения: неформальные лекции, дискуссии, беседы с элементами вопросов и ответов, проектная технология, игровые технологии, театрализация и и др. Все они способствуют достижению высоких результатов и, главное, приближают к магистральной цели школьного литературного образования — воспитать заинтересованного и восприимчивого читателя, грамотного человека, имеющего активную жизненную позицию.
Русская литература, особенно поэзия начала ХХ века, периода насыщенного, яркого – является не только востребованной для подростков и отвечающей запросам их возрастного развития, но и становится благодатным материалом для применения при ее изучении интерактивных технологий. Среди многочисленных тем, рассматриваемых на уроках литературы рассматриваемого периода, наиболее противоречивыми и сложными для восприятия школьников являются вопросы личности и художественного мира В.В. Маяковского. Несмотря на это зачастую выбор учеников 11 класса останавливается именно на творчестве поэта. Поэзия В. Маяковского остается крайне востребованной в среде старшеклассников: строчки цитируются, по произведениям поэта часто организуются школьные литературные вечера. Острота выражений, стремление к самоутверждению, ультимативность оценок, отчаянность порывов к будущему – все эти черты лирики Маяковского хорошо перекликаются с психологией юношеского возраста, соответственно лирический герой поэта очень похож на подростка, что перекликается с известными словами А.В. Луначарского: «Маяковский до гроба будет юношей». Поэтому подробное и разностороннее изучение поэзии и личности Маяковского должно заинтересовать учеников 11 класса к наследию писателя. Главный вопрос состоит в том, как организовать учебный процесс, чтобы помочь ученикам понять поэта, ведь все вышеперечисленные особенности выражены в художественной форме, насыщенной многочисленными дополнительными особенностями идиостиля писателя, которые зачастую остаются непонятными для учеников старших классов. Задача учителя — разработать структуру и содержание учебного процесса, сделать это максимально организованно, насыщенно, ёмко и мобильно; установить контакт учеников с эпохой, с личностью поэта, сделать его востребованным и «доступным» для аудитории выпускников. В этом учителю могут помочь интерактивные технологии обучения. Чтобы успешно использовать технологию на уроках литературы, преподавателю необходимо знать содержание технологии, структуры, методы, приемы, формы технологии и иметь возможность применять ее на практике. Здесь мы сталкиваемся с
некоторыми противоречиями:
– между достаточным наличием информации об интерактивных технологиях и низким уровнем владения преподавателями данными технологиями;
– между необходимостью применения методов интерактивных технологий и отсутствием необходимых ресурсов у преподавателя, обеспечивающих такую деятельность;
– между достаточным наличием ресурсов и низким уровнем владения ими;
– между наличием ресурсов, обеспечивающих успешное использование интерактивных технологий, способностью их использовать и недостаточной методической базой, позволяющей органично включить данную технологию в процесс изучения литературы.
Рассматривая предпосылки использования интерактивных технологий уместно привести высказывание французского писателя Д. Пеннака: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»… Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано – читай! Марш к себе и читай!» Результат? Никакого» [1]. Такой консервативный подход к образованию показывает свою несостоятельность: ученики, особенно старшеклассники, низвергают авторитет консервативного учителя, мотивация к обучению падает, происходит остановка развития способностей ученика – он увлекается чем-то более «важным» и «интересным». Учитывая задачи школы по формированию личностных предпочтений обучаемого и развитию у него практического опыта изучения предмета, система консервативного обучения становится неактуальной, так как важно не просто передать знания, но и развить способности самостоятельного анализа, поиска и выбора материала. Развитие человека в школе как личности включает в себя развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, развитие позитивного отношения к миру и приятие других; развитие самостоятельности, автономности и мотивации к самосовершенствованию. Применение интерактивных технологий позволяет достичь поставленных целей в развитии личности при помощи различных методов: ученик сам выбирает путь познания, поэтому процесс усвоения знаний одновременно является и результатом деятельности ученика, что создает чувство
уверенности в себе; игровые методы способствуют развитию позитивного отношения к миру и раскрытию своих способностей; метод проблемного обучения – развитию устойчивой мотивации к обучению; метод рефлексии, обратной связи – развитию навыка объективного оценивания своей деятельности и деятельности окружающих; методы кейсов и проектов – развитию самостоятельности. Стоит отметить, что на уроках проектная деятельность часто реализуются при помощи мультимедийных средств, таким образом, сочетается две виды познавательной активности: работа с литературой и развитие информационной грамотности, умения работать с текстом и умение работать с источниками информации. Навык использования в учебной деятельности вспомогательных материалов (аудио, видео ряд, презентации, таблицы, схемы, электронные документы и проч.) отвечает требованиям государственного стандарта среднего образования: учащиеся должны научиться использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и демонстрирования информации. Это в свою очередь способствует развитию навыка правильного, целенаправленного применения многочисленных электронных средств.
Среди организационных форм интерактивных технологий выделяются дискуссионные формы взаимодействия, игровые, контрольные, групповые, внешкольные формы организации, и деятельность, результатом которой является какой-либо конкретный продукт. Одни методы можно использовать на мотивационном этапе урока, другие методы хороши для итоговой формы работы, с помощью следующих возможно организовать весь процесс урока или внеурочную деятельность. Разберем данные методы подробнее.
К дискуссионным формам взаимодействия относится непосредственно метод дискуссии – совместного обсуждения выбранного вопроса, сопровождающегося обменом мнениями между участниками. Данная форма деятельности является разновидностью спора и представляет собой поток утверждений от каждого участника процесса непосредственно по выбранной теме.
Брифинг – интерактивный метод, проводимый в форме краткой пресс-конференции, на которой рассматриваются вопросы относительно одной проблемы. Заключается в предоставлении преподавателем какого-либо факта или резюме, с целью последующего обмена информацией в виде вопросов и ответов. Данный метод весьма успешно может использоваться и при подготовке учеников к занятию. С этой целью ученик регистрируется в выбранной системе бриффинг-групп, выбирает тему для изучения и не менее чем за 24 часа до урока имеет возможность ознакомиться с подготовленными преподавателем материалами, а также обсудить предложенные вопросы с одноклассниками или предложить свою тему для обсуждения.
Групповая дискуссия – метод организации деятельности, при котором учащиеся разбиваются на небольшие группы и обсуждают те или иные вопросы, посвященные определенной теме. Группы могут рассматривать общий для всех вопрос или же крупная тема разбивается несколько подтем для каждой группы. По итогам такой работы можно создать список интересных мыслей, продемонстрировать результаты деятельности в форме доклада, презентации от каждой группы.
Дебаты – метод организации деятельности в виде обмена мыслями между двумя участниками при посредстве третьей стороны по выбранным темам. Цель такого метода – убедить третью сторону в своей правоте и сформировать у слушателей дебатов положительное впечатление от своей позиции.
Диспут – метод организации деятельности, проводимый по определенному регламенту в форме коллективного обсуждения неоднозначных вопросов, затрагивающих одну тему.
Интервью – метод организации деятельности вопросно-ответного характера. Субъектом интервью могут быть ученики или сам преподаватель.
Коллоквиум – метод организации деятельности и одновременно формат контроля знаний, представляющий собой обсуждение заранее подготовленной учащимися информации достаточно объемного характера под руководством преподавателя. Ученики высказывают и обосновывают свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учатся обосновывать и защищать ее аргументами, что демонстрирует глубину усвоения ими материала.
Круглый стол – метод организации деятельности, при котором все равноправные участники выражают мнение по поводу выбранного вопроса. Цель: добиться, чтобы позиция говорящего была понята. Метод круглого стола играет скорее информационную роль.
Используются также многочисленные формы организации деятельности
в виде лекций, такие как интерактивная (проблемная) лекция – сообщение преподавателя перед большой аудиторией обучающихся с использованием метода максимального вовлечения учеников в процесс обсуждения: управляемая беседа; модерация, демонстрация презентации или фрагментов фильмов, мозговой штурм. Информационно-проблемная лекция – метод организации работы на уроке при помощи постановки проблемных вопросов, при котором процесс познания происходит через собственный поиск ответа самими обучающимися.
Лекция – консультация – метод организации занятия по типу «вопрос – ответ – дискуссия».
Лекция – провокация – метод организации деятельности, ориентированный на развитие внимательности учеников к излагаемому материалу. Лекции проходит с заранее запланированными ошибками, в конце которой происходит обсуждение замеченных и пропущенных ошибок.
Мини-лекция – метод организации деятельности в процессе которого преподаватель задает вопросы о знании темы и ориентируется на ответы учеников: либо переходит к следующему вопросу, либо предлагает обсудить вопрос глубже.
Метод Сократа – форма организации деятельности, предполагающая развитие критического отношения к сложившимся стереотипам, извлечение пассивных знаний с помощью наводящих вопросов, подразумевающих простой и предсказуемый ответ.
Метод «дерево решений» – удобный способ предположить и оценить плюсы и минусы разнообразных вариантов решения поставленной задачи. На этапе предложения вариантов и их разработки можно использовать метод мозгового штурма. Метод «мозгового штурма» – это организация деятельности при которой любой ответ, любое предположение принимается без критической оценки, проще говоря, это способ генерирования идей для решения проблемы.
К игровым формам взаимодействия относится метод деловой игры – имитация различных аспектов того или иного характера, моделирование различных аспектов социального взаимодействия. Игра позволяет сделать предмет обсуждения реальным, наиболее глубоко изучить реалии того или иного вопроса.
Ролевая игра – это еще один интерактивный метод организации деятельности при помощи разыгрывания сценки по ролям с целью погружения в определённую психологическую (литературную) ситуацию, например: устный журнал «Литература Серебряного века»; ролевая игра по стихотворению «Скрипка и немножко нервно»; аукцион знаний по теме «Средства выразительности В. Маяковского»; концерт по творчеству В. Маяковского.
К групповым формам организации деятельности относится метод коллективного решения творческих задач, предполагающих поиск ответов на неизвестные вопросы в процесс творчества; имеет, как правило, несколько подходов.
Метод обучения в парах (спарринг) – метод организации внеаудиторной самостоятельной работы по предложенному алгоритму, в которой обучаемые выполняют роль соперников в состязании.
Обсуждение в группах – простой метод организации, посвященный определенным вопросам. Мы рассматривали ранее подобный тип работы (круглый стол, диспут).
Работа в малых группах – самый распространенный метод организации интерактива, позволяющий каждому ученику поучаствовать в обсуждении проблемы, развить необходимые качества общения, в том числе, умение слушать и слышать собеседника, составлять общее мнение, а также навык решения возникающих разногласий.
Формы взаимодействия с использованием информационных технологий заключают в себе такие методы, как видео-конференция – двусторонняя передача информации в режиме реального времени при помощи компьютера.
Видео-лекция – метод организации внеклассных занятий в форме заранее подготовленной записи лекции, дополненной картинками либо таблицами, фотографиями и видеороликами, иллюстрирующими рассматриваемый вопрос. Может быть использована как повторение пройденного материала.
Онлайн-семинар – метод организации учебной деятельности посредством интернет-связи между участниками.
Просмотр и обсуждение фильмов – метод организации классной работы, использующий фильмы определенной тематики в зависимости от обсуждаемого вопроса, перед показом которых демонстрируется несколько проблемных вопросов для дальнейшего обсуждения после просмотра или во время него.
Некоторые внешкольные формы организации деятельности нами были рассмотрены в предыдущих пунктах, но среди данных методов есть еще один –образовательная экспедиция – обучение при помощи которого проходит с помощью наблюдения, проживания ситуации, погружения в закономерности вопроса. Это может быть поездка в театр, музей, лабораторная работа с использованием наглядного живого материала и проч.
К контрольным формам организации деятельности относится метод обратной связи – актуализация знаний путем выяснения отношения учеников к тем или иным вопросам; и метод творческого задания – основа любой интерактивной формы обучения – реализуется посредством воспроизведения полученных знаний в любой форме: устный ответ, письменный, развернутый, краткий, участие в ролевой ситуации и проч.
Формы организации обучения, результатом которого является созданный учениками продукт опираются на методы длительного исследования того или иного вопроса. Среди таких методов успехом пользуется кейс-метод, основанный на анализе конкретных ситуаций и решении конкретных задач или ситуаций, фактических или вымышленных. Суть метода в том, чтобы проанализировав ситуацию, предложенную в кейсе, разобравшись в сути проблем, предложить варианты их решения и сделать выбор в пользу наиболее эффективного варианта.
Метод портфолио – форма организации деятельности, в основе которой лежит демонстрация результатов образовательной или профессиональной деятельности группы, отдельного ученика или учителя. Портфолио дает представление об ученике, о проделанной им работе, успехах в учебе и т.д. Сюда включают также результаты работы, возникающие в рамках учебного процесса.
Метод передачи (делегирования) полномочий – форма организации деятельности, целью которой является процесс назначения ученика ответственным за какой-либо процесс образовательной деятельности. Чаще всего используется в проектной деятельности, так как ученики, работающие над проектом, полнее осознают обстоятельства и цели работы, поэтому им проще найти выход и решить проблему.
Проектный метод – форма организации учебной деятельности ученика или группы, рассчитанный на самостоятельную работу по выработанным заранее вопросам и представление результатов деятельности. Учитель выступает в лице консультанта, направляет, обеспечивает необходимой литературой. Проекты делятся на типы: исследовательские, творческие, игровые, информационные и практико-ориентированные. Все выделенные типы различаются конечным результатом деятельности (реферат, альбом, блог, спектакль, стенгазета и проч.)
Зачастую на уроках используется тренинговый интерактивный метод развития способностей учащихся. Он ориентирован на раскрытие потенциала учеников, развитие компетенций межличностного и профессионального поведения в общении с группой. На уроках литературы тренинг особенно актуален, например, по развитию способностей выразительного чтения, выражения определенных эмоции при чтении поэзии.
Для того, чтобы успешно использовать все вышеперечисленные методы, необходимо соблюдать
особенности их успешной организации. Во-первых, в учебную деятельность должны быть максимально вовлечены все участники; в данном случае представляется возможным использование интернет-технологий, позволяющих задействовать всех учеников в процесс. Во-вторых, необходимо учитывать психологическую подготовку учеников при использовании того или иного метода; здесь хорошим решением будет проведение разминки, некоторые методы поощрения, мотивирующих на работу. В-третьих, для каждого метода характерно свое оптимальное количество участников; здесь важно вовремя поделить учеников на группы или использовать другие методы в процессе обучения. Также важно заранее подготовить помещение к интерактивным формам занятия. Данный вопрос заключается и во внешнем оформлении класса, и в функциональности размещения классных предметов с учетом групповой деятельности или использования мультимедиа. Одним из моментов организации интерактива является четкая фиксация регламента урока, о котором сообщается заранее в любой доступной для учеников форме. Так как интерактивные технологии основаны на достаточно гибких принципах организации деятельности, необходим постоянный контроль за процессом: первоначально, например, деление на группы может вызвать трудности и лучше всего предоставить ученикам выбор, в следующий раз уже использовать принцип случайного выбора. Обязательным условием проведения успешных интерактивных занятий является также высокий уровень доверительных отношений в группе.
Чем качественнее соблюдаются выделенные правила, тем выше организация учебного процесса, выше показатель усвоения материала учениками и, соответственно, больше пространства для взаимодействия в группе, больше мотивации каждого отдельного ученика. Хорошим индикатором степени успешности использования технологий является желание учащегося учиться.
По шкале, выработанной Беспалько В.П., определим уместность применения интерактивных технологий на разных уровнях подготовки учеников: так на уровне знакомства с материалом наиболее уместным типом обучения может быть репродуктивное: лекционные, дискуссионные методы, кейсы, мультимедийные средства. Когда около 70% проверочных операций выполняется учащимся правильно, обучение переходит на второй уровень. На втором уровне усвоения используется модель преподавания, способствующая более осознанному применению и стабильному запоминанию основных алгоритмов деятельности. Рекомендуются задачи на переформулирование информации, ее критическое осмысление и поиск ответов: работы в группах, круглый стол, провокационные лекции, метод Сократа, «мозгового штурма», «дерево решений», портфолио. На третьем уровне усвоения можно организовывать поисковую, эвристическую деятельность: проблемное обучение, деловые игры. Наконец, при достижении четвертого уровня усвоения наиболее эффективными методиками построения учебного процесса являются методы диспутов и проектной деятельности.
Таким образом для того, чтобы достичь максимально высокого уровня организации деятельности группы необходимо учитывать ряд особенностей, характеризующих группу, степень необходимости применения того или иного метода в учебном процессе. Важно создать такие условия, которые позволят интенсивно использовать разнообразные методы интерактивных технологий на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, чтобы добиться наиболее эффективного развития качеств учащихся и глубокого осмысления ими предмета.
Важнейшие аспекты особенностей восприятия учениками поэзии Маяковского заключаются в следующем: в юношеском периоде развития психики и становления учащегося как личности возникает тенденция критического отношения к правилам взрослого мира, потребность быть услышанным – в результате чего – максималистические суждения, стремление к бунту против системы, особо трепетное отношение к своему внутреннему миру.
А. В. Луначарский основным качеством Маяковского выделял его «вечное юношество». Действительно, в Маяковском очень ярко выражены максималистские черты: категоричность оценок, страстность порыва. «Пронзительная потребность быть услышанным обусловливала точность не только слова, но и самих интонаций его поэзии. В ней все должно быть названо, договорено, выражено словом удесятеренной силы и резкости. Но и этого мало: в своих отношениях с читателем Маяковский ставит проблему взаимопонимания, что для него не менее важно, чем сам процесс творчества. Маяковский принципиально отказывается от выжидательной позиции, считая, что художник должен не ждать и не искать, а сам формировать читательское понимание. И это также важный принцип его концепции социалистического реализма» [2].
Сравним такое описание лирического героя Маяковского с характеристиками школьного юношеского возраста. В этот период развития происходит существенная перестройка самосознания у подростка: он открывает и осознает свой внутренний мир. Среди частых лозунгов юности: «Будь самим собой!», «Найди свой путь и следуй мечте!» – приоритетными становятся свои собственные планы. Достаточно времени уделяется на их осознание, затем на приятие себя самого, своего внутреннего мира и раскрытие своих внутренних способностей. «Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях. Юношеская самооценка отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и на свои возможности. Возникает стремление к доверительности в общении со взрослыми и сверстниками референтной группы и при этом возможно даже самораскрытие» [3]. Возникает потребность в открытии мира для себя, а себя для мира, потребность осознания и структурирования картины мира. Поэтому особое место в литературе для ученика-подростка по статистике занимает именно поэзия, с её глубокими переживаниями, волнующими метафорами, контрастными образами и идеями, отвечающими на вопросы подростка, будто ведущими с ним личный диалог. Так как восприятие старшеклассниками лирики характеризуется особой субъективностью (т. е. Ученик воспринимает лирического героя как самого себя), юношей и девушек в поэзии привлекают темы подвига, внутренних противоречий, тема одиночества, взаимопонимания и, особенно востребована, тема любви; ведь этот возраст считается самым ярким периодом, характеризующимся началом поры любви и переживанием сильных чувств. Старшеклассники серьезно задумываются над общефилософскими темами и, находясь в поисках ответов на вопросы, обращаются к поэзии.
Поэтому интересу учеников к поэзии Маяковского вполне отвечают их возрастные и личностные качества, а также сам материал – поэзия Маяковского – которая по всем своим особенностям очень актуальна для учеников старших классов. Но возникает сложность во всестороннем восприятии поэзии В. Маяковского учащимися, в необходимости приблизить лирического героя подростку таким образом, актуализировав поэзию для ученика 11 класса, разбить сложившиеся стереотипы слишком узкого рассмотрения достояния поэта; сложности восприятия лирического произведения как особого рода литературы со своими специфическими особенностями. Надо заметить, что к 11 классу у учеников по большей степени уже достаточно читательского опыта, есть своя позиция в отношении многих вопросов, что существенно облегчает восприятие ими поэзии. Старшеклассники уже могут самостоятельно формулировать свои запросы, делиться своим видением отобранного материала, отстаивать свою точку зрения; у них появляются свои предпочтения, которые необходимо учитывать педагогу.
Важно, что зачастую учеников интересует личная жизнь писателя, его психология, что также обусловлено интересами подростка к анализу себя через призму других. Если при изучении биографии писателя учителем будут выделены наиболее интересные и отвечающие потребностям подростка аспекты жизни писателя, ученики будут заинтересованы в личности писателя, в его идейных исканиях. Основа целостности Маяковского заключается в единстве лирического и биографического, в ярко выраженными Маяковским собственными переживаниями в поэзии. Поэтому самым активным образом достигнуть заинтересованности подростка в поэзии Маяковского можно, делая акцент на том, что лирический герой поэта является таким же подростком.
Заметим, что наряду с положительными качествами развития личности в рассматриваемый период, возникают и такие, как невнимательность, нежелание совершать усилия для понимания законов художественной литературы, для достижения результата в целом, позиция «нет, это сложно», «я этого никогда не пойму», «я не так талантлив, чтобы это понимать», «я не оригинален».
Перегруженность выпускников приводит к снижению психофизического здоровья и, вместе с этим, к снижению мотивации к познанию, к самостоятельности. Многие ученики, достигающие 11 класса, имеют недостаточный уровень подготовки и эмоционально-образного развития, показывают незнание теории литературы, а в худшем случае – способны к восприятию произведения лишь на фабульно-событийном уровне. Эти факторы обнаруживают недостаточную разработанность и неиспользование в учебном процессе творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности.
Таким образом, мы видим, что портрет старшеклассника отличается с одной стороны личной заинтересованностью в изучении близкой по духу поэзии Маяковского, с другой стороны характеризуется зависимостью от типа и метода преподавания, выбранных учителем, от степени личной заинтересованности учителя в теме и характера преподнесения информации: разносторонне, вне стереотипов, с предоставлением ученикам творческой свободы для самостоятельного осмысления. Также мы видим, что для учеников 11 класса свойственны некоторые сложности в понимании лирики Маяковского, поэтому потребуется много такта и профессионального мастерства, чтобы по-новому прочитать и понять поэта.
Нами было проведено два статистических исследования. Первое – среди посетителей групп творчества Маяковского в сети, второе – среди учащихся и учителей 11 классов школ города Москвы и Московской области
Количество участников первого исследования составило 1830 человек. По результатам установлена возрастная категория пользователей, интересующихся творчеством Маяковского: >18 – < 45 лет. Основная аудитория посетителей представлена пользователями от 18 до 21 года и > 18 лет, причем в период изучения поэзии Маяковского в школе более активную позицию заняли вторые (Приложение №1, рис. 1). Участникам предлагалось продолжить фразу: «Благодаря Маяковскому я...», в следствие чего мы получили такие результаты:
«Благодаря творчеству Маяковского я познала чувственность душевную совершенно с иной стороны. Как будто расширила понимание любви.
Читать его поэмы, лирику - большое таинство! Каждый раз открывается что-то новое. А метафоры!! Как будоражат фантазию: «Эй вы, небо, снимите шляпу! я иду. Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клешнями звезд огромное ухо».
«Не могу я найти себе что-то лучше и ближе Маяковского. Знаете, иногда, читая его, думаю о том, что дал бы Бог мне талант к поэзии, я бы писала так же. И настроение вкладывала похожее».
«Он верил в то, чем занимался, отдавался со всей душой - отсюда и такие плоды. Очень рада, что нашла себе такого товарища!»
«Я стала мыслить и писать по-иному. Не только на письме, но и в жизни стал все чаще встречаться прием парцелляции. Все это, конечно, образно, но все же. Я стала глубже чувствовать душу искусства, любить до боли в сердце. Я счастлива лишь от одной мысли, что до слез люблю Владимира. Его строки подсыпают в кислород едкий, но в то же время сладострастный яд, который хочется снова и снова вдыхать все глубже, несмотря на причиняемую боль твоей душе. Ведь он словом способен разорвать на мелкие куски все живое в человеке».
«...написала цикл музыкальной поэзии для проекта с одной художницей. И нашла весомое доказательство того, что вольная поэзия имеет право на достойную жизнь! А то мне уже надоели «тыкания» в сторону «недостойной» нерифмованной поэзии!»
«Владимир Маяковский – непревзойдённая величина на поэтическом небосклоне. В его творчестве я нашёл ещё часть себя. Он открыл мне новые просторы для мысли и чувств. Его стихи созвучны строю моей души. Иногда не знаю как выразить себя, тогда читаю его...»
«Я стала сильнее духом, поняла, что выход есть всегда. Для меня стало ясным, что грубая поэзия, сотканная их резких фраз и бросающаяся то в нежность, то в ненависть, – это очень высокая поэзия, это как кардиограмма человеческих чувств. И каждый стих Маяковского написан в унисон чувств. Неважно каких. Стихи многогранны. Маяковский научил любить боль и лелеять ее, понимая, что за ней грядет лучшее, что боль – это плата за хорошее. Маяковский научил говорить о своих чувствах и мыслях, не боясь осуждений. Спасибо великому!»
Многие участники показали активную осведомленность и заинтересованность в творчестве поэта (рис. 2). Высказывания отдельных пользователей будто стилизованы под поэтику самого Маяковского, что говорит о его глубоком влиянии на аудиторию.
Следующий вопрос: «Как вы познакомились с творчеством В. Маяковского?»
«Благодаря песне Сплин — Маяк».
«Первый раз – в школе, но тогда, помню, мне так не нравились его стихи. А по-настоящему влюбилась после песни гр. Сплин «Маяк« на стихи Маяковского, потом просто стала в интернете его читать, затем у бабушки нашла томик с его стихами, вот как-то так».
«Вы знаете, в школьной программе ведь есть Маяковский, мы его проходили, учили наизусть (помню, выучила тогда «вместо письма», только из-за Сплина). Моя любимейшая учительница по литературе не любила поэта, ну и я, конечно, поддалась ее влиянию. Позже, спустя лет пять, в недорогом, но прекрасном книжном магазине на Литейном наткнулась на биографию Маяковского. Решила купить, так как ничего интереснее не наблюдалось. Пришла домой, открыла и... просто влюбилась, с первых строчек (прологом было стихотворение поэта о любви), раз и навсегда. Прочитав биографию, взялась за сами сочинения поэта – перечитала все стихи, «баню», «мистерию-буфф», надеюсь, руки когда-нибудь дойдут прочитать остальные его пьесы.
Прошло уже довольно много времени, но, до сих пор и, думаю, навсегда, Владимир Владимирович Маяковский – самый любимый поэт».
«В школе. Но невзлюбила его сразу, ибо не самые удачные стихи выбрали для школьной программы. Но в институте уже просто для себя прочитала несколько его сборников. И вот с тех пор я его люблю».
«меня заинтересовало происхождение афоризма "а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?"...это было лет в 12. А потом пошло-поехало. Короче, "per aspera ad Mayakovski"».
«Знакома с Маяковским почти с пеленок, дедушка, сидя за журнальным столиком, часто вслух его читал, впрочем не только его. Он познакомил меня со многими замечательными поэтами».
«У меня тоже бабушка – спасибо ей, постоянно мне твердила: ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй, потом было что-то про коровье вымя и наконец: сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето была жара, жара плыла, на даче было это. Потом – стихотворение «Лиличке», потом «А если звезды зажигаются», и наконец дошла я до песни Сплин.. Ну а про школу и говорить не хочется, так его у нас на уроке учитель опустил, в смысле превозносилось раннее творчество, а потом – все что про Ленина и коммунизм – наступил на горло собственной песни. Однако все же скажу спасибо своей учительнице за то, что свозила нас "к нему" на Лубянку».
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что основным способом знакомства с творчеством является современное творчество музыкальных групп: (это около 60% ответов!), несмотря на то, что, как говорил Д.Д. Шостакович: «Маяковского на песню переложить трудно», единицам все же это удалось и, надо заметить, сделано это великолепно, что позволяет успешно актуализировать творчество писателя; 15% участников вспомнили свой школьный опыт знакомства, причем у 10% из них этот опыт был негативным. Остальные 25% начали своё знакомство с творчеством поэта «заново» в более старшем возрасте. Мы пришли к выводам о том, что на восприятие поэзии Маяковского учениками оказывает сильнейшее влияние отношение самого преподавателя к теме, его заинтересованность и использование им интерактивных технологий при работе с творчеством поэта (имеются в виду экскурсии, поэтические вечера, о которых, правда, довольно редко говорится в ответах), которые позволяют вызвать живой интерес к творчеству Маяковского.
Количество участников второго исследования составило 80 человек среди учеников и учителей 11 классов школ города Москвы и Московской области. Опрос проводился при помощи Google Forms. В зависимости от ответа на определенные вопросы форма предлагала либо переходить к следующему вопросу, либо пропускать его. В приложениях можно найти итоги опроса в виде диаграмм.
Учителя отвечали на такие вопросы:
1) Какие из перечисленных интерактивных технологий вы применяете на уроках литературы?
2) Оцените степень эффективности выбранных вами технологий (повышение степени мотивации учеников, активное вовлечение в процесс урока, высокие результаты диагностических работ по выбранным темам)
3) Оцените в баллах степень оборудованности класса мультимедийными и информационными средствами.
4) Используете ли вы компьютерные технологии в практике преподавания? Как?
5) Сколько всего у вас учеников в 11 классе(-ах)?
6) У скольких из них уровень понимания процессов литературы, по вашему мнению, достигает IV уровня по шкале Беспалько В.П, (а именно: способность участвовать в дискуссиях, навык разработки проблемных задач, интерес к исследовательской деятельности, творческий подход к решению заданий)?
7) Чего на Ваш взгляд недостает для большей мотивации учеников?
8) Назовите имена методистов, к работам которых вы обращались в процессе преподавания Маяковского.
9) Какие методы преподавания Вы использовали в процессе рассмотрения Маяковского?
10) Устраивались ли какие-либо внеурочные мероприятия в процессе изучения Маяковского?
По итогам данного исследования мы получили следующие результаты: 100% учителей используют в процессе преподавания отдельные методы интерактивных технологий. Чаще всего ими используются игровые методы и лекции с проблемным изучением, затем используются вспомогательных средств (ИКТ технологии, проектные доски) и значительно реже – дискуссионные формы интерактива, а именно «мозговой штурм» (рис. 3). Особое внимание На основании результатов мы делаем вывод о том, что 70% существующих методов интерактивных технологий остаются невостребованными учителями. На вопрос «чего на Ваш взгляд недостает для большей мотивации учеников?» учителя пишут о нехватке времени и заинтересованности самих учеников. (Интересно, что ученики в свою очередь отмечают малую заинтересованность педагогов). Данные факты позволяют нам сделать вывод о том, что на уроках литературы в 11 классе пользуются популярностью лишь немногие методы. Заметим также, что результаты учеников, руководители которых используют данные технологии, несколько выше (как правило треть класса учитель оценивает по IV шкале). Мы выяснили, что само по себе использование отдельных методов интерактивных технологий не решает проблему низкой мотивации и успеваемости учеников, но последовательное и непрерывное их использование в сочетании с заинтересованностью и обширными знаниями самого учителя дают необходимый эффект от проведения занятий.
Рассмотрим вопросы для учеников:
1) Какие из поэтов/писателей Серебряного века вам наиболее интересны?
2) Ваше отношение к чтению.
3) Какие произведения Маяковского вы рассматривали с учителем?
4) Использовались ли какие-либо мультимедийные технологии на уроке по изучению личности и поэзии Маяковского?
5) Как вы относитесь к поэзии Маяковского?
6) Какое произведение Маяковского вам больше всего понравилось/запомнилось?
7) Насколько творчески насыщенными и интересными вам показались уроки по изучению Маяковского?
8) Какие задания (необычные, нестандартные) задавал учитель в качестве домашней работы?
9) Выберите одно любое произведение Маяковского и дайте историко-литературный и эстетико-поэтический комментарий к нему, а также выразите свою интерпретацию выбранного произведения.
10) Хотели бы вы изучить личность и произведения Маяковского более основательно?
11) Представьте, что вы – великий методист. Что бы вы предприняли для более интересного проведения уроков по изучению Маяковского? (Будьте смелее в ответах: концерты, театры, компьютерные технологии, проекты).
На последний вопрос мы получили такие ответы:
Ребёнок бы выбирал себе наиболее интересного для него поэта и делал про него презентацию, то есть фактически уроки бы проводились учениками.
Самое важное – это, то как будет представлять информацию учитель, так же, по-моему, следует убрать некоторых поэтов из подробного изучения, а других изучить более детально. Маяковского я бы хотел изучить глубже..
Создавать литературные вечера с мини-постановками. Театры современного искусства, где произведения преподносят с оригинальной точки зрения, например: музыкальный вечер или какой-нибудь перфоманс. Прохождение онлайн-тестов по пройденному материалу.
Театральные постановки, посвящённые творчеству поэтам серебряного века.
По моему мнению, в прохождение определенной темы на уроках литературы было бы уместно давать ученикам возможность проводить некие исследовательские проекты, по средствам которых изучаемая тема запоминалась бы лучше.
Театры.
Посещение театральных постановок, раскрывающих жизнь и личность писателя, его творчество (как "русский роман" в театре Маяковского).
Театральные сценки в классе.
Весьма сложно отвлечь внимание выпускников от предстоящих экзаменов
Театры!!! С другой стороны, ничего не поможет привить любовь к поэзии, её нужно чувствовать, проживать вместе с лирическим героем. Многие просто неспособны понять степень важности литературы в их жизни – все идет из воспитания в семье, школе и тд.
Во-первых, энергичного и заинтересованного учителя. Во-вторых, было бы интересно, если бы, например, разыграть какую-нибудь сценку с поэтами. Кто-то из учеников переоделся в Марину Цветаеву и читал ее стихотворения, а кто-то другой переоделся в Мандельштама или Пастернака. Как-то надо оживить уроки! Чтобы все прочувствовали поэзию...
Предложила бы ученикам сделать мультимедийный проект, целью которого было бы наиболее креативно и полно рассказать о писателе, используя любые доступные средства.
Делать небольшие постановки произведений. Уроки должны проходить в форме диалога, а не монолога учителя. Подробное обсуждение героев и их поступков.
Театры!
Разработал бы компьютерную игру с поэтами Серебряного века!
Изучая литературу, прежде всего хочется читать произведения, а потом делиться своими впечатлениями и мыслями с учителем (может быть, дискутируя с ним). А в школе происходит так: прочитал, выслушал мнение учителя, затем изучил критическую литературу, а потом пишешь сочинение (но обязательно, чтобы оно не противоречило тому, что мы обсуждали на уроке). Можно смотреть больше программ или маленьких театральных постановок, чтобы лучше запоминать и понимать произведения. (Извините, сугубо личное мнение)
Театры, концерты, компьютерные технологии.
Человеку нужна мотивация в познании литературы, его не приучишь такой литературе, сейчас популярно другое - "versus" - это тоже литература в другом виде только, а battle является литературным вечером, в общем , времена изменились.
Анализируя анкеты одиннадцатиклассников, мы обратили внимание на тот факт, что среди всех поэтов начала XX века, изучающихся в школе, самым востребованным и читаемым является именно В. Маяковский – 80% ; С. Есенин и И. Бунин, А. Белый – 75%, А. Ахматова, М. Цветаева – 60% (рис. 5). Причем 85% учеников констатировали свою любовь к чтению, 10% читают только из необходимости и 5% не читают вовсе (рис. 6). 60% учеников оценили пройденные уроки по изучению поэзии Маяковского высшим баллом (рис. 4). Мы выяснили, что из произведений Маяковского 90% учеников знакомы только с программными произведениями, изучающимися в школе («А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Облако в штанах»). Всего один ученик ответил на вопрос иначе: «На уроке мы изучали не только самые популярные, но и самые интересные, и живые, с особенной историей» – и это 0,5% из количества всех результатов. Наибольший успех у школьников имеет поэма «Облако в штанах», при анализе которой школьники дают достаточно обширный историко-литературный комментарий, анализируя вместе с этим и биографические моменты поэта. 60% учеников хотели бы углубить свои знания о Маяковском. В качестве домашней работы ученикам не было предложено ни одного задания, основанного на интерактивных технологиях. Во время уроков ученикам демонстрировались презентации, плакаты Маяковского и фрагменты документальных фильмов. Как мы видим из ответов на последний вопрос интерактивные технологии являются очень востребованными в среде учеников: преподавания. Высказываются такие варианты деятельности, как разработка проектов, проведение концертов, игровой метод (театр, ролевые игры), выражена потребность во внеклассной деятельности (экскурсии в музей Маяковского, походы на спектакли по произведениям), в проведении вечеров, литературных баттлов. Ко всему прочему у школьников есть запрос в литературной свободе, в свободе собственного мнения на ту или иную проблему, ведь действительно, преподаватели зачастую диктуют свою точку зрения, которой необходимо следовать безоговорочно: это отталкивает от дальнейшего изучения предмета. Некоторые участники обращают внимание на предстоящие экзамены и нехватку времени на глубокое изучении литературы как неосновного предмета. Однако результаты анкетирования свидетельствуют об активности читательских умений школьников, эмоциональной впечатлительности, способности к эмпатии, хорошем воображении, способности соотносить прочитанное с личным жизненным опытом, способности мыслить словесными образами и о способности оценивать, а также давать собственную интерпретацию произведению.
По итогам изучения всех вышеперечисленных вопросов, мы делаем вывод о том, что изучение поэзии Маяковского в школе – это серьезная и непростая задача, стоящая перед преподавателем. Поэтому главная задача педагога – провести эту работу как можно тщательнее, показать учащимся поэта Маяковского, максимально приблизить образ поэта к современности при помощи актуализации его творчества современными творческими коллективами и раскрыть перед учениками гения Маяковского, его несравненный талант.
Мы сделали выводы о том, что одной из серьезных задач по усовершенствованию изучения В. Маяковского в школе является создание условий для развития познавательного интереса школьников и разработка подходящей и отвечающей задачам обучения технологии. Целенаправленное сочетание различных форм урока и методов организации учебной урочной и внеурочной деятельности способствует совершенствованию творческих и исследовательских навыков выпускников и обеспечивают интерес к изучению русской литературы.
Литература
1. Даниэль Пеннак Как роман / Изд-во Самокат, 2016 г, С. 176.
2. Коммунизм возвращается. Маяковский, Булавка Л. А.: эл.изд. образование, наука, культура
3. Э.Х Эриксон, Детство и общество, СПб.: Университетская книга, 1996. - 241 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Учебник для учеников педагогических вузов. – М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. С.336.
5. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя / Под. ред. М. Ф. Овсянникова. – М., 1983. С. 223.
6. Якименко Р В Изучение лирики XX века в системе профессионального образования на элективных курсах учителей русского языка и литературы // Среднее профессиональное образование - № 11 - М , 2004 С. 5-8.
7. Якименко Р В Методика изучения русской литературы XX века в школе «Серебряный век» русской поэзии - Южно-Сахалинск изд-во СахГУ, 2001 - 132 с - 8,25 п л
8. Романичева Е.С.Введение в методику обучения литературе : учеб. пособие / Романичева Е.С., Сосновская И.В.. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2012. – 208 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.
10. Веденеева С. А. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, географии и ОБЖ [Текст] / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, М. Б. Елистратова // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 94-95.
11. Виштынецкий Е.И., Кривошеев А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий А.О. Кривошеев А.О.// Информационные технологии. – 1998. – № 2. – С. 32-37
12. Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвящение, 1990. – 160 с.
13. Галеева Н.Л. Компьютерные технологии как ресурс реализации профессиональных компетенций учителя//Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2010 – С.69-77.
14. Галеев В., Заславский А. Использование учителями цифровых информационных образовательных ресурсов: диагностика и её результаты // Методическая работа в школе, 2014. – №5. – С. 8-17
15. Очирова Т.Н. Использование схемы на уроках литературы
16. Национальная программа поддержки и развития чтения, разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. М.: Школьная библиотека №9-10, 2000. – С. 27-28.
17. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. – M.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005. – 24 с.
18. Краснов Н.В. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вестник высшей школы. – 1977. – №6
19. Нортон И. Возможности ЭВМ и компьютерное обучение: взгляд в будущее. – М.: МГУ, 2001. – 56 с.
20. Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37.
21. Елизаров А.А. Интерактивные методы обучения. Красноярск: Красноярский ИПКРО. Информационно-библиотечный центр, 2005.
22. Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ
Шкуринская Татьяна Васильевна,
23. Интерактивные формы обучения на уроках литературы
Бородина Надежда Петровна, Сумбулова Татьяна Николаевна,
24. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф.Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
25. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф.Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
26. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ КРИРПО, 2007. – 94 с.
27. Современные способы активизации обучения. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. 4-е изд., стер. - М.: 2008. - 176 с.
28. Программа курса «Русская литература» для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 классы / под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Дрофа, 2008. - 65 с.
29. Программа по литературе 5-11 классы для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля / Под ред. М.Б. Ладыгина. - М.: Дрофа, 2006.
30. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 10-11 классы / под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2008. - 57 с.
31. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М: Мнемозина, 2009.
32. Ланин Б.А. Проблемы современного образования / Современные подходы к изучению литературы: журн. 2011, №3, С. 88-93
33. Беляева А. П. Деловая игра метод активизации обучения // Вестн. Моск. ун-та. 1988. № 2. С. 23-26
34. Якименко, Р. В. Изучение лирики XX века в системе профессионального образования на элективных курсах учителей русского языка и литературы // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 11. - С. . 5-8.
35. Маяковский В. Избранные произведения: в 2 т. — М.-Л.: Советский писатель, 1963. Библиотека поэта.
36. Русская литература XX века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ иод ред. В. П. Журавлева. - 8-е изд. - М.: Просвещение - АО Московские учебники, 2003.
37. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / под ред. А. И. Княжицкого. — М.: Просвещение, 2000.
38. Русская литература XX века: Учебное пособие для 11 класса / под ред. В. В. Кожипова. - 2-е изд. - М.: ООО Торгово-издательский дом Русское слово - РС, 2001.
39. Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века: Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2004. С. 400.
40. В мире литературы. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2003.
41. Лейдермап II. Л., Барковская И. В., Липовец-кий М. Н. Русская литература XX века: Программно-методическое руководство для лицеев, гимназий, колледжей гуманитарного профиля. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. университет, 1995.
42.Лейдермап II. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: в 3 кн.: учебное пособие. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
43. Русская литература XX века. 11 кл.: в 2 ч. Ч. I, II. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю. И. Лыссого. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Мпсмозипа, 2003.
44. Программа литературного образования. 10 – 11 классы / Под ред. В.Г. Маранцмана. М: Просвещение.
45. Методика преподавания литературы / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. С.368.
46. Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана: в 2 ч. Ч. I, II. - М.: Владос, 1994.С. 286.
47. Минералов Ю. И., Мипералова И. Г. История русской литературы XX века 1900-1920-е годы: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. С. 430.
48. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гумапит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.
49. Русская литература. Программа для 10-11 классов образовательных учреждений гуманитарного профиля / под ред. Г. А. Обернихиной. - М.: Дрофа, 2003.
50. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. -М., 1966.
51. Маркова А. К. Психология обучения подростка.— М., 1975.
(Отношение подростка к школе и учению: 3—16.
52. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1984.— Т. 4.
Педология подростка: 5—243.
53. Фромм Э. Бегство от свободы.
54. Якименко Р. В. Методика изучения поэзии серебряного века на уроках литературы в 11 классе средней школы: дис. . канд. пед. наук. - М., 1998.
55. Страшнов С. Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: книга для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
56. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы. Беляева Н. В. – М.: Вербум-М, 2004. С. 238.
57. Рыбникова М. А. Избранные труды. - М., 1958.
58. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителей. - 4-е изд., испр. - М., 1985
59. Нестандартные уроки русской литературы: 10-11 класс / авт.-сост. И. В. Булгакова. - Ростов-па-Дону: Феникс, 2002: Школа радости.
60. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., ВАКО.
(рис. 3)
(рис. 4)
(рис. 5)
(рис. 6)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»