Методическая разработка на тему: Предприниматель в русской классике
Отношение литературы и действительности многообразны и многосторонни. Литература включена в целостное бытие человека, связана с общественной жизнью. Однако она не просто отражает действительность, пользуется ее материалом, но является особой формой познания, освоения действительности. Вместе с тем сама литература сущетвует как некая «вторая реальность». Художник творит эту новую реальность в соответствии с законами жизни и при этом открывает существенное в самой объективной действительности. Таким образом, литература вносит в жизнь новое содержание, добытое ее собственными средствами.
Отношение литературы и жизни не заданы раз и навсегда, они cоздаются в каждую культурную эпоху заново, всякий раз по-своему.
В программу средней школы, как и среднего специального образования, входят произведения, героями которых являются купцы (предприниматели, говоря современным языком). В данной статье хочу поделиться опытом рассмотрения образов купцов на уроках.
Расчет, деньги и вообще материальное всегда были чем-то грязным и пошлым для руской классической литературы.
Больше всего предпринимателей-купцов мы находим у Александра Отровского. Сам он происходил из дворянского рода, пусть и не очень знатного. Его отец, по происхождению священник, получил дворянский титул в первой половине XIX века, мать умерла рано, зато мачеха была баронессой. Но писал он преимущественно про купеческое сословие, за что оно его, кстати, сильно недолюбливало-комедия «Свои люди-сочтемся», например, была по требованию московских купцов запрещена к постановке на целых 11 лет.
Иван Восмибратов из «Леса» все никак не может принести помещице Раисе Гурмыжской полагающиеся ей за лес деньги, и называет «товаром» ее бедную дальнюю родтвенницу Аксинью, к которой собирается посвататься. Богатый купец Савел Дикой из «Грозы» поедом ест домашних и вымещает на них всю злобу, если вдруг ему не удается сделать этого в городе.
Молодой представитель торговой фирмы Василий Вожеватов из «Бесприданницы» полагает, что наступило время, не богатое на женихов, поэтому девушке без приданого выйти замуж практически невозможно, разве только что за первого встречного не первого сорта. Он разыгрывает в орлянку Ларису Огудалову-красавицу, но бесприданницу, влюбленную в «барина» Паратова,- и проигрывает ее старому дельцу Мокию Кнурову. Последнему, впрочем, не удается увезти Ларису в качестве содержанки на выставку в Париж-в финале она умирает от выстрела своего незадачливого жениха, бедного чиновника Карандышева.
Какими бы порочными ни казались купцы Островского, кара и правосудие редко их настигают.
Пожалуй, одним из немногих героев, занимающихся предпринимательской деятельностью и в то же время не вызывающих стойкое желание вымыть руки, является Андрей Штольц из романа «Обломов». Его создатель - Иван Александрович Гончаров-по его же собственным словам, воспитывался на литературе Карамзина, отличавшейся дворянским сентиментализмом.
Гончаров не описывает подробно занятий Штольца, однако можно догадаться, что он промышляет чем-то вроде экспорта. Штольц-полная противоположность Обломову, он энергичен, целеустремлен, просчитывает каждый свой шаг. Именно он спасает друга детства Илью Ильича от полного разорения. И потому вызывает самые теплые чувства.
Но даже такой приятный во всех отношениях Штольц не является идеалом. Он совершенно не умеет чувствовать, глубокие душевные переживания ему чужды (самое интересное, что он сам это понимает), и именно ленивому, обрюзгшему Обломову, а не мускулистому «как кровная английская лошадь» Штольцу Гончаров дает характеристику «голубиная душа»- для русского писателя это что-то да значит.
Меняется время, литература ищет новые формы, театр- новые пьесы, общество-новых людей. Рушатся привычные социальные связи, дворяне беднеют, значимое место занимает разночинная интеллигенция, а предприниматели все никак не могут отмыться дочиста.
Следующий бизнесмен, которого мы находим в русской литературе, - это Ермолай Лопахин из чеховского « Вишневого сада». Снова купец, но уже полный прекрасных душевных порывов: выкупить запущенный вишневый сад, разбить его на дачные участки и помочь нерадивым, неприспобленным к современной меняющейся жизни дворянам.
Почему же разоренная помещица Раневская не бросаетя радостно к нему в объятия, а ее брат Гаев не проявляет никакого энтузиазма по поводу реализации этого гениального плана? Даже приемная дочь Раневской Варя, которая явно неровно дышит к Лопахину, после покупки им вишневого сада уезжает работать в другое поместье экономкой…
Советская критика, конечно, во весь голос утверждала, что Ермолай Лопахин противопоставлен этому загнивающему дворянскому сословию, представители которого только и умеют, что тратить деньги, не задумываясь, каким трудом они достаются. Спорить с этим сложно, ведь действительно на фоне Гаева, который разговаривает со шкафом, и Раневской, которая на последние золотые едет шикарно завтракать в город, Лопахин выглядит адекватным человеком, понимающим быстро меняющуюся ситуацию и умеющим решать проблемы. Однако, как и в случае с гончаровским Штольцем, Лопахин не задумывался Чеховым как позитивный пример того, как надо жить, думать и чувствовать.
При этом сам Антон Чехов вовсе не дворянского происхождения. Его отец Павел Чехов – чрезмерно религиозный купец третьей гильдии, владелец лавки «Чай, кофе, сахар и другие колониальные товары». Детство, которое Чехов провел в лавке отца и за церковными песнопениями, он вспоминал как каторгу. Мучительные часы за прилавком, постоянные денежные подсчеты (и отцовская наука про обсчеты покупателей) - все это позволило Чехову писать: «В детстве у меня не было детства». Возможно, поэтому люди, считающие деньги, у Чехова выглядят довольно неприятными. Со сменой века рушится христианская доктрина, меняются представления о добре и зле, а традиция изображать предпринимателя негативно так и остается в русской литературе. Хотя возникают новые оттенки.
Роман Максима Горького «Дело Артамоновых» показывает, как неостановимо разваливается бизнес, онованный Ильей Артамоновым. Его сыновья далеки от идеала дельных людей: Петр Артамонов дела побаивается, Алексей Артамонов вдруг обнаруживает пристрастие к вещам «барского обихода» и неприятную «торопливость в поведнии».
В советское время роман считался доказательством того, что настоящими хозяевами жизни являются, конечно, рабочие-пролетарии, а никак не дельцы-предприниматели, которые на самом деле ничем не лучше кулаков-мироедов.
Другой горьковский купец - Игнат Гордеев из повести «Фома Гордеев», иногда работящий, иногда развратный, а иногда благочестивый, его сын Фома, именем которого и названа повесть, не оправдывает отцовских надежд. И дело, которое Игнат с таким усердием выстраивал, рушится. Фома с детства не любил учиться. Полагая, что учиться надо тем, у кого нет денег, но на самом деле и к деньгам Фома равнодушен. Ему тесно и душно в купеческой среде, он называет ее «тюрьмой».
И если раньше (например, у Чехова) выход на авансцену предпринимателей означал разрушение дворянской жизни, то у Горького разрушению подвергается уже сама купеческая среда.
«Учитель имеет дело с человеческим материалом, с самым молодым и восприимчивым. Художественная литература – это богатейшая панорама типов людей…»Считаю, что об этом мы должны помнить всегда и идти в ногу со временем, иначе мы не добьемся тех результатов, которые ожидаем при подготовке к урокам.
По понятным причинам за годы советской власти писательское отношение к «торгашам» не могло измениться -большую часть советских десятилетий свободное предпринимательство было под запретом. И, возможно, во многом благодаря русской классике (ну и, конечно, отдельным представителям нынешнего предпринимательского сословия) большинство граждан России по-прежнему считает, что у бизнесменов «нет ничего святого». И образ порядочного русского предпринимателя все еще ждет своего нового классика.
Литература:
• Зепалова Т.С. Уроки литературы и теар \ М. «Просвещение» 2002
• Пути анализа литературного произведения \ Пособие для учителя. Под ред Б.Ф. Егорова \ М. «Просвещение» 2001
• Урок литературы \ Пособие для учителя \ М. «Просвещение» 2003
• Фогельсон И.А. Литература учит \ 10 класс Книга для учащихся \
М. «Просвещение» 1990
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»