Воспитательная программа: «Путь к успеху»
Пояснительная записка
Воспитательная программа: «Путь к успеху»
Срок реализации: 2015 – 2017 гг.
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Школа – это один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть воспитательной работы ложится на плечи воспитателя и классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда.
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решать самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо общества и государства, то есть во всём будут успешными и устоявшимися в жизни людьми. Проблема нравственного воспитания и образования девочек всегда остро стояла в нашем обществе. Выдающиеся русские педагоги видели в образовании женщин элемент умственного и нравственного образования общества, а в воспитании ее – прогресс развития всего человечества.
В нашей стране приобрели особую значимость проблемы гендерного воспитания. Снижение рождаемости и снижение уровня индивидуального здоровья населения ставит семью перед труднейшими проблемами. Девочки-старшеклассницы, вступая во взрослую жизнь неподготовленными духовно и нравственно, совершают много ошибок в организации своей жизни. Ускоренное физическое развитие молодежи, стремление ее как можно быстрее войти в социальной мир взрослых происходят на фоне все большего признания прав подрастающего поколения, расширения возможностей участия молодых людей во всех сферах жизни общества.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.
Воспитатель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для воспитателя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а также индивидуальные особенности развивающейся личности. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели и задачи для воплощения основных ориентиров в деятельности классного руководителя и воспитателя при работе с учащимися 10-11 класса. Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Путь к успеху» направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества на основе гендерного подхода к воспитанию. Чтобы подготовить настоящих леди необходимо единство семьи и школы. Взаимодействие с семьёй должно строиться не только на основе согласования целей, задач воспитания и обучения, но и на основе единства действий, требований, а также уважения к ребёнку.
Воспитание детей с учётом гендерных особенностей актуально для нашего учебного заведения, в котором обучаются только девочки.
Причины:
• большой процент разводов в обществе;
• преобладание неполных семей;
• главенствующая роль матери в семье;
• пассивное участие мужчин в воспитании детей;
• отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
• низкий процент мужчин-педагогов;
• программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
• построение педагогического процесса без учёта гендерных особенностей.
Выбор модели программы «Путь к успеху» обусловлен следующими условиями:
Во-первых, возрастными особенностями старшеклассников, когда проблема выбора в любых жизненных ситуациях актуальна постоянно. Задача педагога - быть рядом, и создать условия для позитивного выбора.
Во-вторых, особенностями класса - ребята интересные, много талантливых, одарённых, но многие сомневаются в своих способностях, недостаточно коммуникабельны.
Цели:
1. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных образовательных и творческих особенностей учащихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации в условиях современного общества, расширение образовательного кругозора и правового поля учащихся, социализации личности, её вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям
Формирование представлений о женском достоинстве, о социальной роли женщин в обществе, о ценностно-смысловом равенстве полов.
Для достижения указанных целей необходимо решить комплекс задач:
• организация урочной и внеурочной деятельности, направленной на расширение кругозора, развитие общей культуры;
• ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
• формирование ценностных ориентаций, гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в творческой деятельности;
• развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
• формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;
• формирование знаний и умений бытового труда;
• воспитание экологической культуры.
В основе концепции данной программы лежат следующие идеи:
• Идея индивидуальности – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
• Идея развития и самоактуализации личности – основной смысл воспитательной работы – развитие личности ученика, его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей личности осознанно и активно реализующей стремление стать самим, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
• Идея самовыражения и творчества – в процессе творчества ребёнок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению, и более полному самовыражению личности ребёнка;
• Идея выбора и ответственности – осуществление учеником или группой возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребёнок должен научиться нести ответственность за свой выбор;
• Идея сотрудничества и педагогической поддержки – совместная коллективная деятельность детей, детей и родителей, и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива.
Содержание программы представлено в виде 10 тематических разделов:
1. Социализация, трудовое воспитание:
способствуем успешному взаимодействию детей в различных социальных ситуациях, достижению поставленных ими целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе; подготовка детей к самостоятельной трудовой деятельности, развитие системы трудовых умений и навыков, в т. ч. по уходу за собой и своим жилищем.
2. Учебно-познавательное воспитание:
вырабатываем навыки учебного труда, содействуем развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений учащихся; развиваем у обучающихся потребность к чтению, учим пользоваться учебником, использовать интернет - технологии, Интернет-ресурсы как источником знаний.
3. Нравственно-духовное воспитание:
формируем у учащихся единство слова и поведения, умение отвечать за свои поступки;
4. Здоровье и безопасность жизнедеятельность:
содействуем укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры; развиваем умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»; формируем убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
5. Патриотическое, правовое воспитание:
воспитываем гражданственность, патриотизм, уважение к защитникам Родины, уважение к правам, свободам и обязанностям человека; формируем представление о политическом устройстве Российского государства; развиваем правовое самосознания.
6. Эстетическое воспитание:
развиваем эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению путем приобщения к творческой деятельности; способствуем развитию чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, воспитанию чувства гармонии, любви к красоте.
7. Профориентационная работа:
определяем профессиональные предпочтения и способности, изучаем особенности некоторых профессий, соотносим желания и возможности, учимся ставить цели в жизни, определять пути их достижения.
8. Гендерный аспект:
создаем условия для воспитания девочек, в которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальности, приспособлению к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному обособлению в социуме.
9. Работа с родителями:
информируем родителей о различных аспектах жизнедеятельности учащихся в образовательном учреждении, повышаем уровня правовой и психолого-педагогической компетенции родителей, привлекаем родителей к участию в мероприятиях совместно с детьми.
10. Профилактическая работа (с трудными детьми):
внедряем новые продуктивные методы работы с трудными подростками, привлекаем их к общественной деятельности класса и школы.
Ожидаемые результаты
1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
2. Развитие чувства прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
3. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
4. Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
6. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
7. Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
8. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
9. повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
10. Конечный результат воспитание личности:
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной и трудовой деятельности;
- творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, объективной самооценкой, стремящейся к преобразующей деятельности;
- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
- гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
- практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
- свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
- любящей Родину и свой родной край.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании учащиеся должны знать:
- знать историю своей страны;
- знать обычаи и традиции русского и бурятского народа;
- знать профессионально-должностные, общественные функции человека в обществе;
- знать культуру быта;
- знать виды деятельности человека;
- знать культуру физического и умственного труда;
- знать роль и место человека в жизни;
- знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;
- знать культуру внешнего вида;
- знать нормы культурной жизни;
- знать соотношение материального и духовного;
- знать роль прессы, радио, телевидения;
- знать идеал мужчины и женщины;
- знать культуру семейных отношений.
По окончании учащиеся должны уметь:
- уметь выбрать свой вид деятельности;
- уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
- уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
- уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;
- уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
- уметь принимать окружающий мир;
- уметь воспитывать в себе разумные потребности
- уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);
- уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;
- уметь быть полезным своей Родине
Методы воспитания
• Коллективная творческая деятельность
• Ученическое самоуправление
• Самоанализ
• Самооценка
• Постановка перспективы
• Личный пример
• Убеждение
• Требование
• Стимулирование
• Поручение
• Беседа
• Рассказ
• Упражнения
• Игры
• Поощрение
• Наказание и др.
10 класс
2015 – 2016 учебный год
Тематический план воспитательных мероприятий
№ п/п Направления воспитательной
деятельности Всего часов форма работы коллективная/групповая/индивидуальная
1. Социализация, трудовое воспитание 14 Групповая, коллективная
2. Учебно-познавательное воспитание 13 Коллективная
3. Нравственно-духовное воспитание 13 Коллективная
4. Здоровье и безопасность жизнедеятельность 15 Групповая, коллективная
5. Патриотическое, правовое воспитание 17 Коллективная
6. Эстетическое воспитание
13 Коллективная
7. Профориентационная работа
10 Групповая, индивидуальная
8. Гендерный аспект
9 Групповая, коллективная
9. Работа с родителями
9 Индивидуальная, коллективная, групповая
10. Профилактическая работа (с трудными детьми) 9 Индивидуальная.
Итого: 122
11 класс
2016 – 2017 учебный год
Тематический план воспитательных мероприятий:
№
п/п Направления воспитательной
деятельности Всего часов Форма работы
Коллективная/групповая
/индивидуальная
1. Социализация, трудовое воспитание 18 коллективная, групповая
2. Уче¬бно-познавательное воспитание 10 Коллективная
3. Нравственно-духовное воспитание 19 Коллективная
4. Здоровье и безопасность жизнедеятельности 14 коллективная, групповая
5. Патриотическое, правовое воспитание 16 Коллективная
6. Эстетическое воспитание
12 Коллективная
7 Профориентационная работа 8 Коллективная, групповая
Индивидуальная
8. Гендерный аспект
8 Коллективная, групповая
9. Работа с родителями
9 индивидуальная коллективная
10. Профилактическая работа (с трудными детьми) 9 Индивидуальная
Итого: 123
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
• учебные кабинеты
• компьютерные классы
• библиотека
• хореографический зал
• спортивная площадка
• специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;
• компьютерное оборудование, мультимедийные проекторы;
• доступ к сети Интернет
Литература:
1. Дерклеева Н.И. «Родительские собрания в 5-9 классах», М., «Вербум», 2006.
2. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
3. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», 2014.
4. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
5. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2010.
6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2009.
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2011.
Рекомендуем посмотреть:
День самоуправления в школе
Конспект внеклассного мероприятия для школьников «Как утро начнешь, так и день проведешь»
Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан"
Тематическая линейка для школьников. Здравствуй, Наурыз!
Похожие статьи:
Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС
Внеклассная работа по чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Внеклассная работа в школе
Формы внеклассной работы
Особенности работы с подростками