Конспект НОД по развитию речи по теме «Транспорт». Старший дошкольный возраст
Цель: Закрепить знания детей о транспорте и его видах.
Задачи:
Образовательная: Расширять знания детей о транспорте, его видах, профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, сочетать числительное со словом.
Развивающая: Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.
Воспитательная: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слаженно будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.
Он не лось, но он двурогий,
Важно едет по дороге.
Если рожки вдруг слетают
С двух контактных проводов –
Их водитель поправляет,
И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобусы) Слайд 2
Я машина не простая,
Вся из алюминия.
И на крыльях я взлетаю
В это небо синее.
Пассажирский, грузовой,
Иногда сверхзвуковой. (Самолет) Слайд 3
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик) Слайд 4
По дороге из железа
Быстро еду мимо леса,
Мимо тундры и песков,
Деревень и городов.
Мне уже немало лет.
Паровозом был мой дед. (Поезд) Слайд 5
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовут на помощь, -
Набери скорей ноль, три…
И приедет… (Скорая помощь) Слайд 6
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры как стрелы. (Пожарная машина) Слайд 7
Воспитатель: Ребята, вы догадались, какая у нас тема нашего урока?
Дети: Транспорт! (Слайд 8)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Плывет, едет, летает».
(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)
- Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.
- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.
- Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.
- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).
- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт)
- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт)
- Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт)
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на три группы. Как вы думаете, какие?
Дети: 1-грузовой, 2-пассажирский.
Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный транспорт?
Дети: В случае опасности.
Воспитатель: Какие цифры нужно набрать по телефону, если у нас пожар?
Дети: 01
Воспитатель: А если кто-то заболел?
Дети: 03
Воспитатель: А какие службы мы называем службой спасения? Ребята, а какие люди работают в службе спасения?
Дети: Сильные, смелые, отважные и выносливые.
«Повтори чистоговорку»
Те – те – те – летим мы на самолете;
Лёт – лёт – лёт – готов к взлету самолет;
Лёта – лёта – далеко до самолета;
Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;
Лётом – лётом – внизу земля под самолетом;
Лёте – лёте – летать не страшно в самолете.
Воспитатель: Я очень рада, что с этим заданием вы справились.
Самолет летит на посадку, и я предлагаю немного поиграть.
Игра «Кто, чем управляет?» - проводится с использованием мяча. (Дети стоят полукругом на ковре).
- Кто управляет самолетом? (летчик)
- Кто управляет машиной? (шофер, водитель)
- Кто управляет ракетой? (космонавт)
- Кто управляет пароходом? (капитан)
- Кто управляет вертолетом? (летчик)
- Кто управляет автобусом? (водитель)
- Кто управляет поездом? (машинист)
- Как одним словом назвать то, что мы назвали? (профессии)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте)
Будем транспорт вызывать.
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).
Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).
Корабль по небу плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).
Игра: Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительным два, пять).
- Назовите профессию на своей доске. (Дети называют)
- А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.
1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.
2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.
3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.
4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.
Игра с мячом «Кто, что делает?»
Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать, как можно больше слов о каждом человеке.
Шофер.
1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, Нажимает на сигнал, жмет тормоз.
Капитан.
2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.
Машинист.
3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.
Водитель трамвая.
4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается). Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин. Трамваю нужно электричество.
Воспитатель: Я составлю свое предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колес. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»
А теперь вы попробуйте составить предложение о грузовом автомобиле.
Воспитатель: Другое задание – выложить городской транспорт из разрезанных частей.
Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова, в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей.»
Рассказ 2-3 ребят.
Игра «Почему так называется?»
Почему так назвали?
Самолет – сам летает.
Вездеход – везде ходит.
Паровоз – пар возит (работает с помощью пара).
Самосвал – сам сваливает груз.
Самокат – сам катится.
Это, ребята, сложные слова, состоят из двух слов.
Воспитатель: Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?
- Почему?
- Что больше запомнилось из нашего путешествия?
- Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?
- О чем мы говорили сегодня на уроке? (О транспорте). О каком?
- Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорт.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Транспорт»
Познавательное занятие-игра на тему «Транспорт» во 2 младшей группе ДОУ
Конспект занятия - тренинга в детском саду во второй младшей группе на тему: Транспорт
Похожие статьи:
Занятие «Путешествие в мир транспорта» в детском саду в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе. Наземный транспорт
Конспект занятия по познанию в старшей группе. На чем люди летают?
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе