Конспект обобщающего занятия по ознакомлению с окружающим и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Во саду ли, в огороде».
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с овощами (картофель, капуста, лук, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан) и фруктами (банан, слива, апельсин, ананас, мандарин, киви, лимон, груша, яблоко, персик), учить различать их, классифицировать, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, учить видеть характеристики предмета и обозначать их словами, развивать связную речь (формировать умения отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру), развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную сферу и психические процессы: целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность.
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: две корзинки, муляжи или картинки овощей и фруктов; разрезные и целые картинки с изображением овощей и фруктов; схемы Ткаченко Т.А.; картинки для д/и «Составь группы»; MP3-проигрыватель и аудиодиск «Веселая логоритмика»; су-джоки; пособие «Прищепки»; мячик.
Методы и приемы: словесные (беседа, слово педагога, речевой образец выполнения задания, параллельное описание), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Ход занятия:
1. Организационный момент. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Ребята, сейчас мы поиграем, каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действия… Молодцы!»
2. На полу стоят 2 корзинки и лежат муляжи/ картинки. «Ребята, бабушка с дедушкой собрали урожай, давайте поможем разобрать им всё по корзинам… (игра на классификацию) Молодцы!»
3. Д/и «Сложи картинку». «Ребята, теперь садимся за столы. Посмотрите, что лежит в конвертиках. Помогите разобраться, что здесь изображено? Как это можно назвать одним словом?» Детям индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением фруктов и овощей. Они собирают картинки и по очереди называют, что на них изображено. Далее называют обобщающие понятия.
4. Д/и «Расскажи, что это». Составление описательного рассказа с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас каждый по очереди будет подходить ко мне и со стола брать картинку (лежат рубашкой вверх). А потом загадает свой фрукт или овощ. Ребятки будут отгадывать...» Картинку каждый забирает на стол, нужны для следующего задания.
5. Д/и «Составь группы». Сначала один пример разбирается коллективно, затем индивидуально детям выдаются картинки, на которых изображены овощи и фрукты. «Ребята, идите садитесь на ковёр! Скажите, на какие группы можно разложить ваши картинки? Разложите и объясните». Примерный ответ: «На 2 группы – на овощи и фрукты. На 3 группы – по цвету: на оранжевую (морковь, апельсин, персик; на синюю – слива, баклажан; на зеленую – яблоко, капуста, огурец). На 2 группы – по форме: овальную (киви, слива, картофель; на треугольную морковь, груша) и т.д.»
6. Логоритмические упражнения (физкультминутка). Массаж пальчиков на ковре с помощью су-джока под стихотворение, гимнастика и танец.
Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.
Фрукт чудесный – ананас,
И большой, к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.
Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.
Гроздьями гордится сад,
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!
И варенье, и компот
Из созревшей вишни,
Красный сок измазал рот -
Все вопросы лишни.
Ароматна и сладка
Желтенькая груша.
Съела три, теперь сыта
Маленькая Ксюша.
Зреет желудь на дубах -
Это корм для свинки.
Хруснет сочно на зубах
У свинюшки Динки.
Нос щекочет аромат
Ягоды клубники.
Согревают вешний сад
Солнечные блики.
Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.
Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!
Соком спелым налилась
Ягода малина,
К ней с лукошком пробралась
Славная девчина.
Огуречик, ,огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.
Не румяный колобок
Розовые щечки,
Это персик бочок -
Фрукт любимый дочки.
Что за дерево в цвету?
Фрукт, не фрукт, а диво!
Вам, детишки, подскажу -
Созревает слива.
Иностраночка хурма
К нам на блюдце ляжет,
До чего же хороша,
Но немножко вяжет.
Мы спечем большой пирог
с яблочной начинкой,
Яблочный в стакане сок
Сыты мы с Иринкой.
(автор Ирма Финк)
7. Упражнение на развитие мелкой моторики. «Прищепки». Детям индивидуально выдаются пособия. «Ребята, поможем сделать заготовки на зиму, будем сушить фрукты и овощи. На красной веревке - фрукты, на зелёной - овощи. Не перепутайте! Крепим прищепками на веревочки».
8. Д/и «Назови ласково». Педагог предлагает поиграть с мячиком: «Я буду каждому кидать мячик и называть овощ или фрукт. А вы должны будете кинуть мячик обратно и назвать их ласково. Например: апельсин – апельсинчик, репа - репка и т.д.»
9. Итог. «Ребята, вы все молодцы, теперь мы с вами знаем очень много разных фруктов и овощей… Вы очень старались, все умницы! Увидимся на следующем занятии!»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог
Конспект совместной деятельности в старшей группе ДОУ с презентацией по теме: Зоопарк
Конспект НОД в старшей группе детского сада: Свойства дерева
Конспект занятия для старших дошкольников. Буква Ж