Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Статья из опыта работы. Особенности обучения детей «группы риска»

К категории учащихся «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями. Практически в каждой группе нашего детского дома есть воспитанники, которых можно отнести к данной категории.
Для подростков «группы риска» характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Учителя-предметники, чтобы улучшить успеваемость, предлагают дополнительные различные задания по предмету, но при этом забывают, что не все ученики могут бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию, запоминать определения терминов и закономерностей. Что мы и наблюдаем во время самоподготовки.
Выполнение некоторых рекомендаций поможет преодолеть названные проблемы.
Рассмотрим особенности гиперактивных детей. Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Главная проблема – неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений. Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения гиперактивных детей, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса ее выполнения. Навыки чтения и письма у них значительно хуже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, допущенными из-за невнимательности, невыполнения указаний учителя. Чтобы помочь гиперактивным детям преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения. Для организации занятий можно использовать коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение, переключение внимания, на усиление его концентрации и устойчивости. Во время уроков, самоподготовки ограничить до минимума отвлекающие факторы. Учебные занятия рекомендуется строить по четко распланированному, стереотипному распорядку. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы. Учебные занятия (самоподготовку) строить по четко распланированному, стереотипному распорядку. Во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения. Хочется обратить внимание на леворуких детей, которые также есть в детском доме.
Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе не только воспитания, но и обучения. Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:
• сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку на письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;
• недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, «зеркальность» письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;
• слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
• поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
Важная особенность леворуких детей – их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
• зрительно-моторной координации;
• точности пространственного восприятия;
• зрительной памяти;
• наглядно-образного мышления;
• способности к целостной переработке информации;
• моторики;
• речи.
Следует отметить, что далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы в учебе.
Условно можно выделить три основные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере: агрессивные, эмоционально расторможенные, слишком застенчивые, тревожные дети.
Обстановка в семье очень влияет на эмоциональную сферу детей. Однако порой эмоциональный стресс провоцируют педагоги, сами того не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными. Игнорирование индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, а самое главное – внимание. Необходима организация режима дня.
Наибольшее беспокойство вызывает категория «трудных» подростков. Во-первых, это подростки с проявлениями психической неустойчивости. Подростки с ее проявлениями характеризуются как «безвольные», «повышенно внушаемые», «с неустойчивым настроением». Этих детей отличает отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат для удовлетворения инфантильных потребностей. При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности не следует начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту. Более актуальны пути, направленные на формирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.
Еще одна категория детей, вызывающих беспокойство педагогов – подростки с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологических исследований указывают на педагогическую запущенность таких подростков. Недостаточную сформированность у них общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд.
Для того, чтобы организация обучения и воспитания детей «группы риска» была эффективной, необходимо осуществлять ее всесторонне. В этом процессе важно взаимодействие не только учителя, воспитателя, но врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.
Хочу предложить вашему вниманию книгу «Как преодолеть трудности в обучении детей», под редакцией А.Ф. Ануфриева (доктор психологических наук), С.Н.Костроминой(кандидат психологических наук). Данная книга представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений. Таблицы, методики, упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания, наглядно-образного мышления, личностно-мотивационной сферы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока английского языка для 10 класса по теме «Подростковые годы. Приносят ли они удачу?» Родительское собрание в 6-7 классе. Конспект Методическая разработка урока обществознания с презентацией в 5 классе: Особенности подросткового во Родительское собрание в 5 классе. Психологическая адаптация к новым условиям обучения

Похожие статьи:

Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка

Проблемы подросткового возраста. Мятежная юность: правда и заблуждения

Психологические особенности детей школьного возраста

Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения

Средний школьный возраст. Особенности развития

Конспект классного часа для 5 класса. Роскошь человеческого общения | Воздействие коллектива на личность воспитанника
Опубликовано: 2339 дней назад (23 ноября 2017)
Просмотров: 2159
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Елена Витальевна Котова # 23 ноября 2017 в 06:27 +1
Интересная разработка.Узнала много нового. Спасибо
Ольга Ильинична Катаргина # 23 января 2018 в 08:33 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения