Ни для кого не секрет, что в детском доме воспитываются дети, в основном, из трудных, неблагополучных семей. Как правило, при поступлении детей в детский дом, у них наблюдается формальное отношение к учебе, они пассивны и недисциплинированны. Проявляют грубость и безразличие ко всему окружающему, совершают правонарушения.
Отсутствие постоянного родительского контроля во время проживания детей в семье, а затем отрыв их от семьи, требуют от педагогов особого творческого подхода к воспитательной работе, заставляют о многом подумать. Хотя бы о том, что если Макаренко умел в 20-30-е годы из запущенных правонарушителей делать настоящих людей, то почему же у нас теперь нередко получается, наоборот – из нормальных детей выходят правонарушители.
Здесь, будет уместно, вспомнить слова А.С. Макаренко: «Я повторяю, что если ребенок становится хулиганом, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы»[4]. Более 70-ти лет назад Макаренко описывал свои методы воспитания, которые направлены на воспитание социально-успешной личности. Они и сегодня актуальны и приемлемы в работе с детьми, которые лишены родителей. И мы активно используем их в своей работе. В воспитательной системе Антон Семенович большое значение придавал коллективу. Во многих его педагогических и художественных сочинениях детально разработана методика коллективистского воспитания, которая не могла не заинтересовать нас, так как дети, воспитывающиеся в детском доме, не могут находиться вне коллектива.
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. Многие современные авторы в своих работах пишут о том, что в течение многих десятилетий в отечественной педагогической литературе вопрос о формировании личности школьника через воздействие на него коллектива почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу. Мы же склоняемся к мнению Макаренко, который считал, что на одном из этапов формирования, коллектив достигает определенного уровня своего развития, как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного воспитанника.
Говоря о первичном коллективе, Макаренко акцентировал свое внимание на том, что первичный коллектив не должен быть меньше 7-и и больше 15-и человек.
«…Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе… Такой коллектив, составленный из разных возрастов, я организовал в последнее время по принципу «Кто с кем хочет»» - писал он в своем сочинении «Методика организации воспитательного процесса» [2].
В группах нашего детского дома проживают дети разного возраста – от трех до восемнадцати лет. Их наполняемость составляет от 7-и до 10-ти человек. Для того, чтобы в дальнейшем ребенок смог стать успешной личностью, он должен научиться самостоятельности, умению принимать решения и отвечать за свои поступки. Поэтому в детском доме создан орган самоуправления – совет воспитанников, в который входят представители групп – старосты. Старосты выбираются на групповых собраниях из старших воспитанников. Почему мы решили, что совет должен состоять из старших детей? Опыт показал, что разрешение сложных вопросов оказывается непосильным для младших ребят, сама деятельность совета становится для них несерьезной, похожей на игру, что в свою очередь сдерживает инициативу старших.
Что же дает нам организация групп по разновозрастному принципу? Прежде всего, образуется как бы семья, в которой старшие воспитывают младших. Общение старших и младших воспитанников в разновозрастном коллективе – их тяготение друг к другу, стремление к контактам и связям – естественное явление. На первый взгляд может показаться, что только младшие тянутся к старшим, но это не так. Старшие воспитанники вольно или невольно проявляют заботу о младших. Конкретно в нашей группе это вошло в повседневную добрую привычку. Наиболее ярким явился тот момент, когда у нас проживал двухлетний Максим. Дети проявили не просто терпеливость, но были очень доброжелательны и заботливы. Такие отношения формируют у воспитанников понимание того, что между членами семьи существует связь и зависимость друг от друга, вызывают эмоциональную отзывчивость.
Макаренко считал: «Тема дружбы младших учеников со старшими – совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый школьный коллектив» [1]. Конечно, коллектив детского дома – это не школьный коллектив, но в любом случае, разновозрастной коллектив – это такая среда, в которой, как нигде лучше, воспитываются такие замечательные качества как, взаимопонимание, взаимоуважение, дружба и товарищеская поддержка. Данные качества помогут воспитанникам в дальнейшем строить позитивные взаимоотношения в социуме.
По мнению Макаренко в разновозрастных коллективах лучше сохраняются традиции. Сохранять традиции необходимо, так как они помогают воспитанникам почувствовать свою сопричастность к происходящему в коллективе, развивают коллективные переживания и украшают жизнь. У нас в коллективе
прижились следующие традиции:
- День рождения (детского дома, воспитанников, сотрудников);
- встреча с ветеранами ВОВ;
- встреча выпускников детского дома;
- День учителя (воспитанники самостоятельно готовят праздничный концерт);
- конкурс «За честь детского дома».
Эти события относятся к большим традициям. Они требуют большой подготовки, проходят ярко, массово. Подготовка и проведение таких мероприятий воспитывают у детей чувство солидарности, ответственности, гордости за свой коллектив, а также уважение к общественому мнению.
Малые, повседневные традиции (вечерние семейные чтения, лепка пельменей, вареников по выходным дням, традиции, связанные с бытом), они скромнеее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям, так как учат поддерживать установленный порядок, вырабатывают устойчивые привычки поведения.
Таким образом, вся воспитательная работа, ее формы, приемы, средства направлены на укрепление отношений ответственной зависимости в коллективе, создание доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, на развитие социально важных качеств личности. В результате можно сказать, что 63% наших выпускников хорошо адаптированы в обществе. Обладают социально-коммуникативными навыками. Владеют навыками самопрезентации. Хорошо ориентируются на рынке труда.
Подводя итог, хочу процитировать слова А.С.Макаренко: «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперед по линии своих наклонностей» [1].
Литература
1. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке… - Мн.: Университетское, 1989.
2. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Том 5. – М., Издательство Академии педагогических наук, 1960.
3. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Том 7. – М., Издательство Академия педагогических наук, 1960.
4. Макаренко А.С. Статьи и рассказы.
Рекомендуем посмотреть:
Цели и задачи воспитания школьников
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Воспитательное мероприятие в начальной школе. Конспект
Как восстановить родительские права
Похожие статьи:
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Старший школьный возраст. Характеристика кратко
Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС