Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока литературы и музыки Есенина

Конспект интегрированного урока «Песенное слово С.Есенина»
(Учитель литературы Л.А.Никитина, учитель музыки Н.Ф.Софонова).
Цель: Ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина; помочь им оценить глубочайшую искренность поэта, гуманизм, песенность и народность его стихов.
Задачи: 1.Продолжить освоение навыков анализа и художественного (выразительного) чтения поэтических произведений. 2.Развивать речь учащихся, навыки публичного выступления, творческие способности. 3.Воспитывать доброту и человечность, прививать интерес к поэзии
Оборудование: портрет С.Есенина, фотографии его родителей, сестер, аудиозаписи песен на стихи С. Есенина и о нем, сборники стихов, презентация.
Оформление доски: 2 эпиграфа:
1.Грустная песня, ты - русская боль. С.Есенин
2.Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь!
С.Есенин
На доске также размещены портреты С.Есенина, его родных.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Форма работы: групповая, урок сдвоенный.
Ход урока:
Оргмомент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит песня «Сергей Есенин». Учитель литературы: Сегодня на уроке у нас будет царствовать поэзия, мы прикоснемся к живому, трепетному миру лирики С.Есенина, лирики, наполненной нежностью, глубочайшей искренностью, любовью к людям и «ко всему живому на земле», песенностью и музыкальностью.
Учитель музыки: На нашем уроке будет царствовать и Музыка - родная сестра Поэзии, потому что музыка звучит в стихах С.Есенина, песнями стали многие прекрасные произведения русского поэта. В связи с этим как мы определим тему урока? (Ученики предлагают свои варианты, записывается самое удачное, в нашем варианте - «Песенное слово С.Есенина»).
Учитель литературы: А теперь запишите в тетрадях, что бы вы хотели сегодня узнать о творчестве С.Есенина, имея в виду тему урока. Озвучьте свои варианты. (Выход на цели урока.). Мы с вами хотим узнать, в чём тайна стихов С.Есенина, почему многие из них положены на музыку. Сегодня мы работаем в группах. Слушая выступления своих товарищей, записывайте ваши ассоциативные мысли. А может быть, кто-то выразит их через рисунок? Попробуйте!
Проверка домашнего задания. Актуализация и пробное учебное действие.
1.Учитель литературы: Первую часть домашнего задания мы условно назвали «Визитная карточка С.Есенина». Каждая группа должна была подготовить 1 стихотворение поэта, которое, по мнению членов группы, является своеобразным литературным памятником поэта, выражающим сокровенный смысл его творчества, своего рода литературным портретом С. Есенина. Прочитайте выбранные вами стихотворения и обоснуйте свой выбор. (Выступления учащихся)
Учитель музыки: Я хочу предложить вам творческое задание, материалы к которому вы будете накапливать на протяжении всего урока. Попробуйте составить музыкальный портрет С.Есенина. Какие музыкальные инструменты, по-вашему, могут передать духовный мир поэта, суть его поэзии? Обоснуйте свой выбор.
2.Викторина по биографии С.Есенина
а) Какие географические названия связаны с именем С.Есенина? (Село Константиново, с. Спас-Клепики, Москва, Петроград, Харьков, Тифлис, Грузия, Баку. В Европе - Германия, Франция, Италия, Бельгия. Америка)
б) Назовите литературных учителей и наставников С.Есенина (А.Блок, Н.Клюев, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь)
в) Когда С.Есенин начал писать стихи?
(«Стихи начал писать рано, лет с 9-ти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». С.Есенин, из автобиографии)
Г) Перечислите членов семьи С. Есенина (Мать-Татьяна Федоровна, сестры Катя и Шура, отец)
Д) Какие песни на стихи С.Есенина вы знаете?
Учитель музыки: На стихи С.Есенина написано более ста двадцати песен, уже одно это говорит о народном характере поэзии С.Есенина, его связи и с народными песенными традициями, фольклором.
Усвоение новых знаний.
Учитель литературы читает стихотворение Н.Брауна «Сергей Есенин»
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен.
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
Сергей Есенин -
Всей России встают черты.
1.Учитель литературы: Сейчас мы послушаем выступление 1 группы, центральным образом которого будет песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…». Представители других групп, пожалуйста, будьте внимательны, вам нужно будет оценить выступления товарищей по 5-й системе (для этого у вас на столах имеются карточки) и объяснить свою оценку.
Выступление 1 группы
1 ученик: Стихи С.Есенина очень напевны, музыкальны. Многие из них стали песнями. Да и сам поэт часто называл свои произведения песнями: «Песнь о хлебе», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Песнь о собаке». И в стихах его слышится то песня соловушки, то звучит пастуший рожок, то играет тальянка и «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».
2 ученик: Сергей очень любил русские песни. - С раннего детства, -рассказывала младшая сестра поэта Александра, - слышали мы от матери прекрасные сказки, а когда мы подросли, то выяснили, что часто пела она переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина и др. поэтов.
3 ученик: Есенин знал песню, как теперь редко кто знает и любит ее, грустную, задорную, современную. Часто вечером Сергей отправлялся с сестрами в приобские луга. «Трудно не петь в такой вечер,- рассказывает Александра Есенина.- И Сергей или Катя начинают тихонько напевать какую-либо мелодию. Сергей понимал песню, чувствовал ее как-то по-своему, по-особенному. Большой радостью для него было подбить мать на песни, споет она, а он говорит: «Вот это песня! За душу берет!»
4 ученик: Очень любил С.Есенин слушать пение своих сестер, особенно песни Шуры, у которой был очень красивый глубокий голос. Красота песни и красота рязанской природы сливались воедино, и родились в благодарной душе поэта стихи. Одно из них так и начинается обращением к сестре Шуре: «Ты запой мне ту песню…»
5 ученик: читает наизусть стихотворение «Шуре» («Ты запой мне ту песню…»)
6 ученик: С.Есенин родился осенью и любил осень. Поэтому не случайно одно из самых красивых и грустных стихотворений Есенина, тоже ставшее песней, говорит об осени природы и осени поэта. Эту песню мы предлагаем вам послушать в исполнении ансамбля «Орера». (Звучит песня «Отговорила роща золотая…»)
Оценка выступления.
2. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая». Каждой группе раздаются задания на карточках.
1 карточка: В чем причина того, что песня на нас так сильно действует? Определите тему и идею стихотворения.
2 карточка: Одна из особенностей лирики Есенина – «словесная живопись. Какую роль играет в стихотворении цвет?
3 карточка: Найдите в стихотворении эпитеты и сравнения. Поясните их роль в тексте.
4 карточка: Найдите в стихотворении метафоры, олицетворения, определите их роль.
5 карточка: понаблюдайте за лексикой, фоникой стиха. Найдите «олицетворение наоборот». Какова его роль?
3. Выступление 2 группы («Письмо матери»)
1 ученик читает стихотворение С. Есенина «»Гой ты, Русь моя родная!»
2 ученик: Природа наделила Есенина беспокойным и нежным сердцем. Он шепотом признавался друзьям: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю», - и тосковал по дому. И строил этот дом по бревнышку в своих стихах. И как мог - при своей безалаберной жизни и нерегулярных доходах- боролся за благополучие родителей и сестер.
3 ученик: Семья для Есенина была неотделима от Родины. На любви к матери и отчему дому настояна его поэзия. «Милая, добрая, нежная» - называл С. Есенин свою старую мать.
4 ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»
5 ученик: От матери поэт унаследовал душевную чистоту и поэтическую чуткость. Он читал ей свои новые стихи. Мать слушала с затаенным дыханием, не перебивая его и ни о чем не спрашивая. Неграмотная, она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала при чтении наизусть.
6 ученик: немало стихов посвятил С. Есенин своей матери, но, наверное, самое известное - «Письмо матери». Это прекрасное стихотворение первое было положено на музыку. И сделал это молодой композитор Василий Липатов. Участник революции, Липатов 4 года воевал на фронтах гражданской войны, потом возвратился в родную приокскую деревню: заведовал клубом, пытался сочинять музыку. Поступил в консерваторию в Петрограде, играл на фортепиано, сочинял песни. Как и Есенин, этот рязанский песенник был прост, великодушен и житейски беспомощен. Мелодию на стихи С. Есенина Липатов сочинил за один день. Не прошло и недели, как «Письмо » запели в Москве, Одессе. Песня дошла до Есенина, в Константиново, где он тогда и находился. Говорят, что Есенину нравилась эта нехитрая мелодия. (Исполняется «Письмо матери», оценивается выступление группы).
4.Учитель музыки: А сейчас «музыкальное» задание. Вы, конечно, слышали песню на стихи С.Есенина «Клен ты мой опавший…». Сравните исполнение этой песни Н.Сличенко и Н.Тимченко. Чья песня, по вашему, ближе Есенину, его лирике? Какое исполнение вам кажется более удачным, по духу более «есенинским»? (Прослушиваются разные варианты песни в исполнении Н. Сличенко, Н.Тимченко. Ребята отвечают на поставленный вопрос).
5.Выступление 3-й группы проходит в виде «посиделок». («Над окошком месяц»). Это своего рода театрализованное представление по стихам Есенина. Околица села. Выходит парень с гармошкой. Гармонист: Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…(стихотворение читается до конца). Девушки запевают песню «Над окошком месяц…»
Когда исполнена песня, все застывают. И на фоне еще звучащей в душе у каждого песни 6 девушка читает отрывок из книги В. Астафьева «Затеси»- «Есенина поют». Оценивается выступление группы.
6. Учитель музыки: Наверное, вы, ребята, теперь уже сможете выполнить задание, данное вам в начале урока: составить музыкальный портрет Есенина. Итак, какие музыкальные инструменты вы назовете? (Каждая группа дает свой ответ, объясняет его)
7. Выступление 4 группы
1 ученик: С первого взгляда стихи Есенина кажутся простыми, безыскусными. Может быть, поэтому до революции в Петербургских салонах, да и позднее Есенина воспринимали как поэта талантливого, но мало знающего, необразованного.
2 ученик: Есенин не протестовал, не пытался развеять миф о своей необразованности, наоборот, подчас «подыгрывал» своим покровителям, прикидываясь этаким простачком.
3 ученик: На самом деле Есенин вовсе не был ни простачком, ни необразованным человеком. Школьный товарищ Есенина константиновский крестьянин Н.П. Калинкин вспоминает: «Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя, и ученики любили его за прямоту и веселый нрав. Он был первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Но Есенин не только был мастер на разные выдумки и шалости. Одарен он был ясным умом. Отвечал на уроках быстро. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова, Никитина…Есенин любил читать.
4 ученик: Еще в школе Есенин выучит наизусть почти весь текст «Слова о полку Игореве» и множество отрывков из финского эпоса «Калевала».
А в Москве Есенин любил бывать в Третьяковской галерее, подолгу простаивал у полотен Левитана, Поленова. Эти картины напоминали поэту родной рязанский край - «страну березового ситца».
5 ученик: В сердце Есенина жило то пронзительное чувство Родины, без которого он как поэт не состоялся бы. «Россия!- произнес он однажды протяжно и грустно.- Россия! Какое хорошее слово… И роса, и сила, и синее что-то».
6 ученик: Трудно представить себе семидесятилетнего С.Есенина. Н. Доризо сказал о нем: «Он не ушел от нас, а проскакал под окном на розовом коне. Проскакал весенней гулкой раннью и стал лугом того солнца, чье имя – Россия!»
Учитель музыки исполняет под собственный аккомпанемент песню Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу….». Оценка работы 4 группы.
8. Учитель музыки: Стихи Есенина стали не только народными песнями, но и вошли в музыкальную классику. Послушайте выступление 5 группы, которая расскажет вам о композиторе Свиридове и о его музыкальном произведении, написанном на стихи С. Есенина «Поет зима, аукает»
Выступление 5 группы. Оценка.
Первичная проверка понимания. Учитель литературы: Походит к концу наш урок. Предлагаем группам поделиться впечатлениями. Какую тайну вы нашли в стихах С.Есенина, почему они столь музыкальны? (Высказывание мнений по группам).
Рефлексия. У вас на столах лежат кленовые листья (бумажные). Раскрасьте их в цвет вашего настроения. Не забудьте поставить отметки себе и товарищам по группе.
Учитель литературы: Нам очень хочется верить, что песенное слово Есенина не оставило вас равнодушными. Хочется верить, что вы снова и снова будете обращаться к искренним, грустным и озорным, но всегда человечным стихам Сергея Есенина. Учитель музыки: И пойте песни на стихи Есенина, пусть они будут рядом с вами, потому что музыка помогает нам сильнее почувствовать живую прелесть поэтического, песенного слова Есенина.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Д/З.: напишите отзыв об уроке в целом или о выступлении одной из групп, желающие могут выразить свои впечатления в рисунке-ассоциации. Урок заканчивается песней на стихи С. А. Есенина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А. Малинина.

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

Внеурочное мероприятие по праву во 2 классе. Конспект | Конспект урока литературы в 7 классе. Александр Грин «Алые паруса»
Опубликовано: 2510 дней назад (8 января 2018)
Просмотров: 2764
Рубрика: уроки
+1
Голосов: 1
Любовь Николаевна Вавилова # 9 января 2018 в 17:42 +1
Людмила Анатолиевна! Очень люблю Есенина. На своих уроках стараюсь прививать детям интерес к литературе, к творчеству русских поэтов и писателей. На Вашем уроке дети не только знакомятся с творчеством великого русского поэта, они многое узнают о нем, как о личности. Спасибо Вам!
Людмила Анатолиевна Никитина # 10 января 2018 в 21:58 +1
Спасибо, Любовь Николаевна! Мне Ваши работы тоже показались интересными.