Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3 склонения в Р., Д. и П. п.
Автор: Шептицкая Диана Станиславовна,учитель русского языка и чтения ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»
Урок русского языка предназначен для проведения в 6 классе коррекционной школы (8 вида). Целью данного урока является выработка алгоритма действий по проверке написания безударных падежных окончаний существительных. Изучение темы начато в 5 классе, поэтому обучающиеся уже знакомы с последовательностью действий, "проверочными" словами. В 6 классе делается упор на правописание сомнительных окончаний в родительном, дательном и предложном падежах, так как при произнесении гласные е-и смешиваются в безударных слогах. В соответствии с требованиями ФГОС обучающиеся привлекаются к формулированию темы урока, в ходе урока осуществляется деятельностный подход, повышающий интерес к предмету, рефлексия. Прочному усвоению темы способствует составление таблицы "Буквы е-и в окончаниях родительном, дательном и предложном падежах", а также ряд специально подобранных упражнений. Материал преподносится фронтально, методом беседы с опорой на наглядность и слуховое восприятие. Для осуществления дифференцированной работы возможно выполнение упражнений на недеформированном или мало деформированном материале. Элементы урока могут быть использованы для повторения материала, закрепления знаний на любом уроке, близком по теме.
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Цель:
Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
Задачи.
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о типах склонения и о способах проверки безударных падежных окончаний; закрепить в памяти учащихся окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах 1, 2 и 3 склонения.
Коррекционные: Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; расширять кругозор детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблицы «Типы склонения», «Падежные окончания», «Падежные окончания существительных 1, 2 и 3 скл. в Р., Д. и П.п.», таблички у детей, сигнальные карточки (падежи, буквы Е, И), тексты объявления, иллюстрация «Ель».
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие, посадка.
II. Проверка домашнего задания
– Что нужно было сделать в домашней работе? (списать текст, вставить пропущенные окончания, указать падеж) (у.343)
(Читают по предложению, объясняют написание).
Хорошо я в молодости (3 скл., П.п. – в степи) пел.
Бывало, затяну тоскливую песню. Собака Кудя прижмётся к печи (3 скл., Д.п. – к степи), плачет от жалости (3 скл., Р.п. – от степи). Передохну, весёлую запою. Кудя от радости (3 скл., Р.п. – от степи) в пляс идёт.
Много я в памяти (3 скл., П.п. – в степи) песен сохранил.
– Какая буква пишется в окончаниях существительных 3 склонения в Р, Д. и П. падежах? (и)
III. Сообщение темы
- Какие грамматические признаки имен существительных вам известны?
- Что вы знаете о склонении существительных?
- Всегда ли вам легко написать безударное падежное окончание существительного?
Прочитайте название темы:
«Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения в Р., Д. и П. падежах».
- Значит, над какими существительными мы будем работать?
Мы вспомним, какие окончания имеют эти существительные, и будем тренироваться правильно проверять и писать безударные сомнительные окончания.
IV. Оформление записи в тетради.
V. Работа по теме.
1. Актуализация знаний
- Сколько типов склонения имеет имя существительное? (работа с таблицей «Три типа склонения имен существительных»)
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- … ко 2 склонению?
- … к 3 склонению?
Задание: - Прочитайте слова справа на доске и подумайте, к каким склонениям они относятся (даётся время)
Проверка: - Назовите существительные 1 скл.
(лиса, дядя)
- … 2 скл.
(дерево, кот, дом)
- … 3 скл.
(лошадь, рожь)
2. Проблемная ситуация
- А теперь внимательно послушайте историю, которую я вам расскажу, чтобы ответить на вопрос, который будет задан.
У одного мальчика пропала собака. Он написал объявление и повесил его на заборе.
(Текст объявления записан на большом листе)
Пропал щенок по клички Дружок. У собаке белая шерстка и хвост кисточкой. Прошу вернуть за вознаграждение.
Мимо шла девочка.
Она прочитала объявление, потом взяла карандаш и исправила (вывешивается второй лист с объявлением)
Пропал щенок по кличк/ие Дружок. У собак/еи белая шерстка и хвост кисточкой. Прошу вернуть за вознаграждение.
– Кто из ребят прав?
– Почему мальчик написал слова с ошибками? (безударные гласные слышим нечетко, их надо проверять)
- Вспомним, как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в написании безударного окончания существительного (алгоритм)
- Какие слова-помощники?
Запишем слова правильно с объяснением:
1 скл, Д.п. ---------------- 1 скл., Р.п.
По кличке (по земле), у собаки (у земли).
3. Работа с таблицей «Падежные окончания»
- На какие гласные оканчивались слова по кличке, у собаки?
- Приготовьте карточки «Падежные окончания»
- Скажите, в каких падежах встречаются окончания и, е? (Р.,Д.,П.)
- У существительных каких двух склонений и в каких падежах в окончании буква е ? (1 скл. – Д.,П., 2 скл. – П.п.)
– Когда буква и ? (1 скл. – Р.п., 3 скл. – Р.,Д.,П.п.)
Таблица «Падежные окончания имён существительных в Р., Д. и П. п.»
1 скл. 2 скл. 3 скл
Р.п. - и ------ - и
Д.п. - е ------ - и
П.п. - е - е - и
Вывод:
Чтобы правильно написать окончание, нужно определить, к какому склонению относится слово, в каком падеже оно стоит, и найти окончание по таблице.
4. Физкультминутка
А) - Я буду называть существительные с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - хлопаете в ладоши, если с безударным, - делаете наклон вперёд.
О сосне, до рощи, в чаще, в стране, к берёзе, на тополе, к земле, с ветки, о лесе, на столе, на коне.
Б) Физминутка для глаз
VI. Закрепление.
- Как называется это дерево? (Иллюстрация. Ель или ёлка)
1. Упражнение. Карточки с заданием (коллективно)
Вставь падежные окончания Е или И. Написание окончаний проверяй по таблице или проверочными словами.
К осен.. на старой ел.. висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.
Голодно было зимой и белк.. , и малой пташк.. . Все спешили к ёлк.. за семенами. Шишки висели в густой зелен.. до весны.
Пригрело солнышко. Из шишк.. вылетели лёгкие семена. Они упадут в землю и прорастут.
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
2. Работа с сигнальными карточками.
К опушке (Д.п.)
У лошади (Р.п.)
На речке (П.п.)
К пристани (Д.п.)
Без бури (Р.п.)
В моркови (П.п.)
VII. Рефлексия и итоги.
- Чему мы сегодня учились?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного? (определить склонение, падеж, найти по таблице или проверить словом-помощником)
VIII. Домашнее задание. Упр. в учебнике.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы