Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эстетическое воспитание младших школьников

Опыт работы учителя начальных классов. Использование лоскутной техники шитья «йо-йо» в эстетическом воспитании младших школьников
Аннотация: Современное лоскутное шитье очень тесно переплетается с народными
традициями. Заниматься лоскутным шитьем детям доступно, интересно и очень
увлекательно. Лоскутное творчество подобно волшебству, так как из различных
маленьких кусочков тканей можно создать что – то совершенно новое, цельное,
обладающее сильным эмоциональным воздействием. Использование техники лоскутного шитья очень актуально и эффективно в работе с детьми, так как пробуждает в них творческое начало, учит понимать и любить красоту, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение.

Использование лоскутной техники шитья «йо-йо» в эстетическом воспитании младших школьников
Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. Об этом говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм».
Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Этим человек с самого начала отличается от животных.
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности воспринимать, понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и в искусстве.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как «процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, к самостоятельному творчеству». Эстетическое воспитание предполагает также формирование всесторонне развитой личности – человека, способного не только к потреблению искусства, но и к творчеству. Формирование, развитие, воспитание эстетического вкуса должно выйти на первый план, как в школьном, так и во внешкольном – дополнительном образовании.
Следует отметить, что под развитием эстетического вкуса в младшем школьном возрасте мы подразумеваем развитие его компонентов, так как развитый эстетический вкус является прерогативой зрелой личности. В этом возрасте невозможно сформировать эстетический вкус и идеал, в процессе формирования находятся и остальные компоненты эстетической культуры личности.
Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса и призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты, что является важной частью развития ребенка, становления его личности.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Формирование эстетической культуры начинается с удовлетворения природной эстетической потребности ребёнка, развития его эстетического восприятия, эстетического чувства и эстетической оценки через суждения. В основе всего процесса лежит включение ребёнка в декоративно-прикладное творчество, насыщенное эстетическим содержанием.
Огромное значение имеет формирование эстетического суждения, поскольку оно лежит в основе формирования эстетической оценки, и соответственно является ключевым понятием эстетического вкуса и идеала. Через компоненты деятельностного подхода формируются компоненты эстетического сознания и, наоборот, развивая врождённое чувство красоты, мы включаем ребёнка в эстетическую деятельность, используя естественную потребность в активной деятельности.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической.
Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность школьника, формирует стремление и умение устроить свою жизнь «по законам красоты».
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить.
Л. А. Буровкина пересмотрела значимость декоративно-прикладного искусства для современного образования: «Занятия декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования являются для учащегося специфической средой, где проявляются его индивидуальность, создаются условия для эстетического воспитания и развития творческих способностей».
Активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Необходимо приобщать детей к национальной и региональной культуре и ремеслам, к сфере духовного, эстетического и социального опыта народа, развивать их художественно-прикладные способности и умения, формировать у школьников умения сравнивать культурные традиции, духовные ценности разных народов, воспитывать ориентацию на творческую самостоятельность.
Организация художественно-творческой деятельности школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре.
Решая задачи эстетического воспитания через художественно-творческую деятельность, мы воздействует на ум и чувства ребенка различными формами и методами, побуждая ребенка к эстетическим эмоциям, постижению гармонии и красоты. Самое главное – это творческая активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности, подвигающей ученика к самосовершенствованию своих способностей, знаний, умений и навыков.
Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер, поскольку побуждает ребенка находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, прив¬лекательный для родителей и детей, творческие виды деятельности.
Декоративно-прикладное творчество является важнейшим средством эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, создает эффект духовного общения, знакомит детей с направлениями искусства разных исторических эпох и культур. Занятия декоративно - прикладным творчеством воспитывают у учащихся чувство уважения и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров, нравственно- эстетические качества личности, уважение к труду, такие качества как гражданственность и любовь к Родине. Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность, недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Актуальность данного вида декоративно - прикладного творчества состоит в том, что техника лоскутного шитья позволяет не только развивать эстетические и художественные вкусы детей, но также мелкую моторику рук, что благоприятно влияет на их умственное развитие.
Востребованность декоративно-прикладного искусства связана с тем, что побуждающей причиной и конечной целью творчества в этом виде искусства является создание декоративно- прикладных изделий, имеющих одновременно как декоративное, так и прикладное (утилитарное) назначение в общественной и частной жизни людей.
Изучение и освоение популярного в наши дни женского рукоделия – шитья из лоскута – в тесной связи с национальными традициями, так как современное лоскутное шитье очень тесно переплетается с народными традициями. Богатейший опыт народных мастериц лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья и служит источником выработки новых техник и приемов создания орнаментальных композиций.
Лоскутное шитье встречается в культурах многих народов мира. В процессе обучения технике лоскутного шитья дети знакомятся с историей зарождения и развития мирового шитья из лоскута, узнают о национальных традициях лоскутного шитья разных народов мира. Изучение традиций приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен, обогащает их внутренний мир. Заниматься лоскутным шитьем детям доступно, интересно и очень увлекательно. Лоскутное творчество подобно волшебству, так как из различных маленьких кусочков тканей можно создать что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием. Старинные лоскутные одеяла и аппликации обладают магической силой, завораживают и притягивают.
Процесс сборки лоскутных орнаментов способствует развитию воображения, фантазии, совершенствует глазомер, прививает аккуратность и бережливость, учит терпению, тренирует способность к такой работе. Работая с лоскутками, как с элементами мозаики, складывая из них различные цветовые узоры, воспитанники приобщаются к гармонии цвета, рисунка, формы. Всё это является важным фактором в эстетическом развитии и воспитании детей.
Лоскутное шитьё не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков можно использовать отходы ткани, которые остаются после шитья основного изделия. Это дает возможность изготовления простых и красивых вещей минимальными на это затратами, к тому же вторичная переработка материалов является одним из важных путей экономичности в современном мире. Сейчас в среде рукодельниц стала очень популярна техника лоскутного шитья йо-йо. С ее помощью можно делать милые цветы или украшения для одежды, сумок и интерьера.
История названия этой техники довольна интересна. Она родилась в 17- веке в Англии и сначала носила название «Саффонские пуфы» по названию графства. В те времена появились дорогие ткани и люди берегли каждый лоскуток, остающийся после раскроя одежды и других вещей. Они придумали делать цветы из лоскутов ткани – пуфы, сшивали их между собой в скатерти, покрывала, панно. Для изготовления цветов использовали и старую одежду.
Мода на объемные цветы из ткани возродилась в начале 20-го века. В то время на Филлипинах появилась деревянная игрушка йо-йо (что в переводе означает «иди-иди»), представляющая собой два круга, соединенных перемычкой. На перемычку наматывалась нить, игрушку бросали на пол – нить разматывалась, затем поднимали вверх, снова наматывая нить. Кому-то пришло в голову сравнить изделия из ткани и деревянную игрушку, хотя некоторое сходство у них определенно есть - круг в основании катушек (предположительно и стал основой данной техники). Скорее всего, из-за этого «Саффолкские пуфы» и стали называться просто - «йо-йо».
Называть технологию четырьмя буквами вместо двух слов было, конечно, удобнее, и новое название прижилось по эту сторону океана. Пуфы или йо-йо опять вошли в моду и стали популярны в середине прошлого столетия. Сейчас мы наблюдаем, а многие и участвуют в еще одном приливе моды на йо-йо. С их помощью украшают панно, салфетки, подушки, всё те же покрывала, сумки и даже одежду. Стало традицией пришивать в центр цветка из ткани пуговицы и бусины от чего они только выиграли. В некоторых источниках йо-йошки называют японскими цветами и технику их изготовления – японской лоскутной техникой, так как в Японии йо-йо тоже очень популярна. В наше время цветы йо-йо стали активно использовать рукодельницы, как и многие другие забытые старые технологии.
Современность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя волю ребенка, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка.
На занятиях в объединении «Умелые ручки» созданы все условия для развития личности каждого воспитанника и раскрытия его способностей к творчеству. Дети знакомятся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества, технологиями разных видов рукоделия. Осваивают техники, которые актуальны в данное время: плетение из газетных трубочек, айрис фолдинг, декупаж, лоскутное шитьё «йо-йо», а так же изготовление открыток ручной работы, оберегов, поделок из бросового материала и др. Это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитывать уважение к народным культурным ценностям.
Я стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков - вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством развиваются в разных направлениях: дети создают эскизы, продумывают и создают предметы декоративного характера, учатся находить способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный декоративный предмет на изделие. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование ИКТ, наглядного материала, художественного слова и музыки - все это помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре, делает занятия живыми и интересными.
На занятиях в объединении «Умелые ручки» в процессе обучения я осуществляю знакомство обучающихся с современным направлением лоскутной техники – йо-йо и использованием декоративных лоскутных изделий в быту и интерьере.
Техника йо-йо (YO-YO) - это один из видов лоскутного шитья с использованием круглых элементов. Элемент привлекателен не только четкой геометрической формой, но и тем, что никаких приспособлений для его сборки не требуется – круглая заготовка складывается без наметки, как оригами. Техника йо-йо в лоскутном шитье основана на использовании самых мелких лоскутов ткани круглой или квадратной формы. Они нашиваются на основу, создавая целостную объемную аппликацию, либо используются как отдельные декоративные элементы. Эта техника лоскутного шитья более лёгкая и доступная для детей младшего школьного возраста. В процессе работы дети учатся шить швом «вперёд иголкой», изготавливать яркие цветочки, из которых потом составляются коллективные композиции или используют их для декора открыток или изготовления аксессуаров (заколок, резиночек для волос, брошек и др.).
Йо-йо могут быть разной формы. Круглые йо-йо позволяют создавать самые разные образы, поэтому эта техника применяется для изготовления декоративных цветов, мозаики, стилизации.
1.Техника йо-йо: декоративные цветы
Круглые йо-йо чаще всего используются для имитации цветов, украшающих другие изделия. Это могут быть цветы на подушке, украшения для корзины, одежды, аксессуаров и открыток. Цветы, сшитые вместе, могут стать ожерельем и браслетом.
2 Техника йо-йо: мозаика
Сшитые вместе,.круглые йо-йо могут стать отличным материалом для изготовления других изделий. При этом они нашиваются на основу в один слой либо накладываются друг на друга. Также возможно их соединение и без основы. Чаще всего эта техника применяется для декорирования или изготовления сумок, подушек, салфеток, скатертей, одеял или создания панно. Выполненные в технике йо-йо шитье, они выгодны тем, что не имеют необработанного края и могут быть любых форм и размеров. Можно использовать йо-йо при создании коллективных работ.
3. Техника йо-йо: стилизация
Существуют и другие применения техники йо-йо, в которых также важную роль играет круглая форма лоскутов. Например, они применяются при изготовлении мягких игрушек, стилизованных новогодних елок, гирлянд и др.
Совсем нетрадиционным и оригинальным выглядит использование этой техники для изготовления рождественских и пасхальных венков.

Для создания йо-йо применяются разные способы. Во всех случаях используют натуральные мягкие и тонкие ткани – лён, хлопок, шёлк, органза. Для изготовления круглого йо-йо необходимо, прежде всего, сделать заготовку-шаблон. Чаще всего его вырезают из картона, но также можно использовать все, что есть под рукой, и имеет форму идеального круга… Диаметр заготовки должен быть в 2 раза больше, чем желаемый размер. Край лоскута подворачивается на 0,5 см и сгиб заметывается ровными, одинакового размера стежками. От размера стежков зависит размер центрального отверстия, толщина ткани не даст затянуть так, чтобы совсем без дырочки. Стягиваем шов, равномерно распределяя складочки по кругу. Этой же ниткой закрепляем сборку, и центральное отверстие по центру. На получившийся цветочек можно пришить пуговку или бусинку в качестве серединки. Существуют также квадратные, овальные, шестиугольные йо-йо и многие другие.
Эта техника достаточно универсальна - она дает широкое поле для творчества. Использование техники лоскутного шитья очень актуально и эффективно в работе с детьми, так как пробуждает в них творческое начало, учит понимать и любить красоту, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение, тем самым закладывая серьезную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных жизненных сферах.
Благодаря своим художественным особенностям «лоскутное шитье» близко детям, доступно к пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. Знакомство с народной культурой, овладение ремеслом побуждает к учению, любознательности. В процессе обучения развиваются мотивы долга, ответственности перед обществом.
Есть интересная притча о лоскутном шитье, в которой говорится, что у одной женщины было все – дом, семья, достаток, но она потеряла смысл в жизни и пришла за помощью к мудрецу. Он ей посоветовал для каждого происходящего с ней события подобрать соответствующий, большой или маленький, но обязательно цветной лоскуток, и сшить их вместе. Женщина долго трудилась, вспоминая и собирая кусочки своей жизни. Закончив работу и взглянув на свое лоскутное одеяло, она поняла, что жизнь у нее, на самом деле, яркая и полезная

Литература
1. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 7. – С. 138–143.
2. Гинтер С. М. О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Т. 2. Гуманитарные и естественные науки / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – № 3 (17). – C. 15–19.
3. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 352 с.
4. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Н. И. Киященко. – М. : РАН Институт Философии, 1998. – 302 с..
5. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.
6. Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981
7. Риттер К. X. Стеганные лоскутки. М.: Эксмо-пресс, 2000
Презентация на тему: Использование лоскутной техники шитья йо-йо в эстетическом воспитании младших школьников

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса у младших школьников Эмоциональная сфера младших школьников Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка

Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников

Формирование гражданской позиции учащихся младших классов

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Опубликовано: 1472 дня назад (15 января 2018)
Просмотров: 793
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Елена Юрьевна Рассадина # 16 января 2018 в 07:20 +1
Здравствуйте Татьяна Анатольевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей статьей, очень интересная информация, различные техники.Творческих вам успехов! Голосую.
Татьяна Анатольевна Цыганкова # 16 января 2018 в 11:50 0
Спасибо!
Галина Васильевна Аникеева # 16 января 2018 в 09:29 +1
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Спасибо за приглашение ознакомиться с вашей статьёй. Познакомилась и с вашей презентацией, очень понравились работы. Сколько идей, фантазии-это просто чудо.Желаю Вам творческих поисков и успеха!!! С уважением Г.В.
Татьяна Анатольевна Цыганкова # 16 января 2018 в 11:49 0
Большое спасибо за комментарий!
Лилия Владимировна Бестужева # 22 января 2018 в 20:02 +1
Добрый вечер, Татьяна Анатольевна! Внимательно изучила вашу технологию по декоративно прикладному творчеству, замечательная идея. Ведь шитьё из лоскута на самом деле забывается. Очень рада что есть такие талантливые и творческие педагоги, как вы, которые воплощают это в жизнь! Творческих успехов вам!!!
Татьяна Анатольевна Цыганкова # 23 января 2018 в 04:21 0
Лидия Владимировна, спасибо за комментарий!
Светлана Ивановна Якушева # 27 января 2018 в 15:54 +1
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Спасибо за приглашение ознакомиться с вашей статьёй. Познакомилась и с вашей презентацией, очень понравились работы. Лоскутное творчество подобно волшебству, так как из различных
маленьких кусочков тканей можно создать все что угодно все зависит от фантазии. Желаю вам творческих успехов. голосую с удовольствием!