Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование цветодиагностики и произведений искусства в практической работе психолога

Опыт работы педагога психолога
Методический материал: Использование цветодиагностики и произведений искусства в практической работе психолога.
Автор: Жабина Лариса Александровна, педагог - психолог КГКОУ ШИ № 3, г. Хабаровска.
Данный материал является практическим руководством к действию для психологов при осуществлении диагностической, психотерапевтической и коррекционной работы. Он определяет последовательность, направленность, вариативность и результативность в практикоприменении методики В.М. Элькина при работе с детьми и взрослыми.
Цель:Проведение диагностических и психокоррекционных мероприятий для оказания психологической помощи детям и взрослым и гармонизации их психоэмоционального состояния.
Задачи:
1.Выявление особенностей психологического состояния и внутриличностных конфликтов человека.
2.Изучение психологического типа личности и выявления ее особенностей.
3.Определение степени выраженности психологической устойчивости данного типа.
4.Выявление проблем и внутренних резервов человека.
5.Понимание внутреннего мира человека, его эмоционального состояния и гармонизация чувств.

Использование цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства в практической работе психолога.
Методика В.М. Элькина позволяет по-новому взглянуть на использование цветовыбора, пейзажа, животных, афоризмов и музыкальных произведений в практике оказания психологической помощи детям с 4-х летнего возраста и взрослым. Работа с методическим пособием включает в себя три этапа: диагностический, психокоррекционный и музыкотерапевтический.
Методика В.М. Элькина является одним из направлений арт-терапевтической работы для диагностики и коррекции нервно-психического состояния человека. Благодаря этому методу психологи могут воздействовать на психоэмоциональное состояние человека произведениями искусства, метафорами и афоризмами, архетипическими образами животных, картинами, музыкальными произведениями.
Основополагающим в данной методике являются разработки клинической цветологии М. Люшера и Г. Клара, клиентцентрированный подход К. Роджерса. Автор данной методики разработал метод «Маски», «Зеркало», метод «Цветовых афоризмов».
Основой психотерапевтической работы в данном случае являются выявленные В.М. Элькиным закономерности соотношения цветовыбора с афоризмом, животным, картиной и музыкальными произведениями. Разработанная им методика показала себя как доступный и эффективный инструментарий, используемый для диагностики, психокоррекции и психотерапевтической работы.

Основные этапы работы с методикой В.М. Элькина
На первом этапе – психодиагностическом – проводится индивидуальная диагностика по шести субтестам:
1. цветовой тест М. Люшера;
2. виртуальный выбор основных цветов;
3. метод «Цифра» (оценка по 10-балльной шкале степени предпочтения цветов);
4. метод «Маска» (выбор симпатичных и несимпатичных образов животных);
5. метод «Зеркало» (ранжирование по степени приятности репродукций картин);
6. метод «Цветовых афоризмов» (ранжирование по степени приятности напечатанных на карточках афоризмов).
На основании результатов проведенной диагностики делается вывод об определенном нервно-психическом состоянии человека, выявляются его проблемы, причины тревожности и потенциальные ресурсы. В завершении этого этапа проводится беседа с испытуемым о полученных в ходе обследования результатах.
На втором этапе – психокоррекционном – проводится процедура «гашения» или аппликационного наложения карточек с репродукциями картин и животных с положительными выборами на карточки и картины с отрицательными выборами. Затем испытуемому предлагается почувствовать и осознать получившиеся «мозаики», обсудить возникающие ассоциации. Эта процедура позволяет человеку понять сложившуюся сложную ситуацию, увидеть пути выхода из нее, раскрывает новые возможности и пути решения проблем, заряжает оптимизмом и позитивом на будущее.
На третьем этапе – музыкотерапевтическом – можно проводить индивидуальные или групповые сеансы. Музыкальные произведения для этой процедуры находятся на девяти компакт-дисках, объединенных одной темой и настроением (от минора до мажора). Музыкальные композиции разнообразны – от классики и джаза до эстрадных мелодий. Прослушивание мелодий происходит с закрытыми глазами. В основном, сеансы музыкотерапии проводятся 2 - 3 раза по 1 часу каждая и завершаются повторной цветодиагностикой по тесту М. Люшера.
Проведение комплексной диагностической, коррекционной и музыкотерапевтической работы занимает от двух до пяти сеансов. Диагностический и коррекционный этапы проводятся индивидуально, а музыкотерапевтический как индивидуально от 4 лет и продолжительностью от 30 до 60 минут, так и в группах от 16 лет и старше и продолжительностью от 60 до 90 минут. Численный состав групп от 5 до 8 человек.
Метод «Цифра» и метод «Цветовых афоризмов» применяют, начиная с 9-летнего возраста, т.к. дети не могут понять смысл афоризмов, и у них не сформировано представление о распределении цветовых предпочтений.
При проведении 1 субтеста – цветовой тест М. Люшера - необходимо обратить внимание испытуемого на то, что не нужно связывать выбор предпочтительного цвета с цветом одежды, игрушек, аксессуаров и т. д. Приятные цвета выбираются на белом фоне по одному, затем переворачиваются обратной стороной, дойдя до самого неприятного. Результаты выбора записываются в бланк регистрации результатов.
При проведении 2 субтеста – «Виртуальный выбор основных цветов» - испытуемому необходимо представить 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый и выбрать из них наиболее симпатичные последовательно записывая результаты в бланке. Если же трудно представить, то выдаются 4 карточки с основными цветами.
При проведении 3 субтеста – «Цифра» - испытуемому предлагается оценить по 10-балльной шкале все восемь цветов. Записать результат в бланк регистрации в п. 3.1. Далее предложить оценить по 10-балльной шкале цветовые пары по степени приятности и записать результат в бланк регистрации результатов в п. 3.2.
При проведении 4 субтеста – «Маска» - перед испытуемым на белом фоне раскладываются 8 карточек и изображением животных, предлагается выбрать наиболее привлекательное из них, пока не дойдет до наименее привлекательного. Результаты выбора заносятся в бланк регистрации.
При проведении 5 субтеста – «Зеркало» - испытуемому предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя репродукцию картины поочередно, пока не дойдет до наименее привлекательной. Результат регистрируется в бланке записи.
При проведении 6 субтеста – «Цветовые афоризмы» - перед испытуемым раскладываются 8 карточек с афоризмами с предложением выбрать наиболее привлекательный для себя афоризм и так далее по мере убывания степени привлекательности. Результат также записывается в бланк регистрации.
Обработка и интерпретация результатов диагностики.

Интерпретация 1 субтеста проводится на основе цветового теста М. Люшера. При помощи этого выявляются особенности нервно-психического состояния и внутриличностные конфликты человека.
Первый и второй цвета в ряду предпочтений – наиболее приятные цвета. Они отражают способы эмоциональных проявлений человека, его устремления, потребности и цели (коротко – к чему стремится человек, его цель).
Третий и четвертый цвета в ряду предпочтений – приятные цвета. Они отражают текущее эмоциональное состояние человека, его настрой, поведение, уместное в существующей ситуации (коротко – настоящее состояние).
Пятый и шестой цвета в ряду предпочтений – безразличные цвета. Это сдерживаемые качества, временно утраченные свойства и возможности, которые человек считает неуместными и откладывает на потом (коротко – резервы).
Седьмой и восьмой цвета в ряду предпочтений – неприятные, отвергаемые цвета. Они описывают неосознаваемые источники беспокойства и потребности, отложенные ввиду их нецелесообразности. Эти цвета связаны с тем, чего человек больше всего хотел бы избежать; с тем, что несет тревогу и стресс (коротко – что вызывает стресс и от чего хотел бы избавиться).

Интерпретация 2 субтеста направлена на изучение психологического типа личности и выявляет ее особенности. Первый цвет называется доминантным и отражает главную психологическую программу, с которой человек идет в мир.
Второй цвет дополнительный и отражает тип человека – его энергетизм, рациональность.
Третий цвет - резервный. Показывает возможные варианты развития.
Четвертый цвет – показатель возможных психологических проблем.
В бланке «цветовой тип» записываются 2 первых цвета.

Интерпретация 3 субтеста позволяет проанализировать степень выраженности цветового психологического типа человека. Полученные данные этого теста сравнивают с результатами теста М. Люшера, что позволяет сделать вывод о степени выраженности цветовой программы и психологической устойчивости данного типа.

Интерпретация 4 и 5 субтестов позволяет определить гармоничные и дисгармоничные цветовыборы испытуемого. Выбранный образ предпочитаемого животного оказывается интуитивным автопортретом, тогда как выбранная предпочитаемая картина отражает настоящую ситуацию. Предпочитаемые картина и образ животного отражают ситуацию и самовосприятие человека в последние дни, это проблемы и резервы человека. Отвергаемые картина и образ животного, отражают проблемы человека, возникшие у него в течение последних месяцев.
Если цветовыбор дисгармоничен, а приятные образы картины и животного гармоничны – у человека есть психологические резервы для разрешения проблемных ситуаций, но самим клиентом они не осознаются. В этом случае с ним необходима психокоррекционная и музыкотерапевтическая работа, направленная на гармонизацию эмоционального состояния.
Если цветовыбор гармоничен, а желанная картина и животное тревожны – возможно, в памяти сохранились тревожные образы скрытых проблем. В данном случае с клиентом рекомендуется психокоррекционная и музыкотерапевтическая работа, направленная на проработку этих скрытых проблем.

Интерпретация 6 субтеста позволяет выявить проблему человека, круг эмоций, которые его волнуют. Для этого необходимо сравнить цветовыбор и выбор афоризма. Совпадение улучшает понимание цветовых программ, несовпадение дает большую глубину понимания внутреннего мира человека.
Если выбор афоризма более тревожен, чем цветовыбор, мы узнаем о скрытых проблемах. Если выбор афоризмов менее тревожен, чем цветовыбор, - значит, началась внутренняя работа по гармонизации эмоциональных проблем.

Психокоррекционная работа – второй этап методики В.М. Элькина
После цветовой диагностики проводится процедура «гашения» или аппликационного наложения карточек с репродукциями картин и изображением животных с положительными выборами на карточки с отрицательными.
Цель процедуры «гашения» - опосредованная идентификация испытуемым собственных проблем и переживаний, поиск ресурсов для решения этих проблем.
При проведении психокоррекционной работы учитываются 4 принципа клиентцентрированного подхода К. Роджерса: позитивное отношение, эмпатия, аутентичность, воздержание от собственной интерпретации сообщений человека.
Последовательность проведения процедуры «гашения» предполагает следующие этапы:
1. Испытуемому предлагается самостоятельно наложить предпочитаемую карточку с репродукцией картины на отвергаемую карточку с изображением животного;
2. Затем предлагается предпочитаемую карточку с изображением животного наложить на отвергаемую карточку с репродукцией картины;
3. Далее предлагается отвергаемую карточку с изображением животного наложить на отвергаемую карточку с репродукцией картины;
4. В завершение предлагается предпочитаемую карточку с изображением животного наложить на предпочитаемую карточку с репродукцией картины.
Такая последовательность по усмотрению психолога может меняться, но рекомендуется всегда заканчивать «гашением» предпочитаемых карточек, поскольку эта процедура всегда имеет положительный эмоциональный эффект и вызывает оптимизм у человека, позволяет оценить его резервы. Метафорический характер полученных наложений позволяет объективировать проблемы испытуемого, обсуждать их, прочувствовать их, тем самым символически «гасить» их резервными образами.
Третий этап методики – музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от психосоматических заболеваний. В методике используются девять компакт-дисков с различными музыкальными композициями: «Счастье», «Блаженство», «Надежда», «Голос ангела», «Энергия», «Путь радости», «Музыка чувств», «Страсть», «От печали к радости». При выборе диска для проведения сеанса музыкотерапии необходимо учитывать не только цветовыбор ребенка или взрослого, но и его индивидуальные предпочтения музыкальных произведений, и его эмоциональное состояние во время проводимой процедуры.
Цель музыкотерапевтического сеанса – гармонизация психоэмоционального состояния человека или группы людей. Как правило, после прослушивания музыкальных произведений испытуемым цветовыбор по тесту М. Люшера становится более гармоничным. Результаты регистрируются в бланке, где можно отметить произошедшие изменения.

Рекомендуем посмотреть:

Медитативное упражнение для педагогов Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету Медитация. Рекомендации для педагога-психолога Проект кабинета педагога-психолога в детском саду

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Участник №20 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2018 года
Конспект профориентационного игротренинга "Мы выбираем, нас выбирают" для 7 класса | Конспект коррекционного занятия: "Развитие эмоциональной сферы" для учащихся 4 класса
Опубликовано: 2476 дней назад (13 февраля 2018)
Просмотров: 3376
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!