Тренинг по профориентации в школе, 7 класс
Конспект профориентационного игротренинга в 7 классе школы - интерната для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по теме: "Мы выбираем, нас выбирают".
Автор: Лариса Александровна Жабина, педагог - психолог КГКОУ ШИ № 3, г.Хабаровска.
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционно - развивающего профориентационного занятия в форме игротренинга для обучающихся 7 класса по теме "Мы выбираем, нас выбирают".
Этот конспект дает возможность в игровой форме тренинга использовать наглядный, доступный и информативный материал в качестве обучающего, развивающего, просветительского компонента в профориентационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться и социализироваться в обществе и в профессиональной среде.
Цель: Формирование компетентностного подхода к выбору своей будущей профессии.
Задачи:
1. Расширить и обогатить знания о возможностях профессионального выбора и самоопределения.
2. Пополнить понятийный аппарат представлениями о новых профессиях.
3. Научить соотносить свои желания и потребности с возможностями и требованиями работодателя при трудоустройстве в будущем через проигрывание различных жизненных ситуаций.
Краткое описание занятия:
1. В прологе занятия - чтение стихотворения о профессиях.
2. Упражнение "Знакомьтесь - это моя профессия".
3. Упражнение "Пословицы о труде".
4. Тематическая игра "Угадай профессию".
5. Упражнение "Угадай нелепицы".
6. Отгадывание загадок о профессиях.
7. Деловая игра "Отдел кадров".
8. Дидактическая игра "Подбери персонажам сказок нужную профессию".
9. Рефлексия участников игротренинга в эпилоге занятия.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят обучающиеся в ходе тренинга:
1. Знания о профессиях, о требованиях, предъявляемых работникам, об условиях трудоустройства;
2. Умения вербальной и невербальной коммуникации и характеристики предлагаемых профессий;
3. Навыки поиска профессий по предпочтениям, учитывая свои способности и возможности;
4. Качества уважительного отношения к различным профессиям, позитивного отношения к человеку труда;
5. Гармонизация интересов и желаний с уровнем подготовленности и потребностью общества в вашей профессии, а также заинтересованностью работодателя в ваших услугах.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
1. Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
2. Информационно - коммуникативные и обучающие технологии;
3. Игровые технологии;
4. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Методы обучения: пассивный, активный, интерактивный.
Пассивный: рассказ, объяснение нового материала, опрос.
Активный: диалог, беседа.
Интерактивный: взаимодействие всех участников между собой и с педагогом.
Встреча с приглашенным специалистом, дискуссия, инсценировка, ролевая игра, поисковая работа, круглый стол, игра - общение, обмен отзывами о взаимодействии.
Время реализации: внеурочное занятие продолжительностью 45 минут.
Ход занятия
Ведущий: Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии - слава и честь!
Слово ученикам для прочтения стихотворения (поочередно):
1. И каждому делу, и каждой работе На каждой бахче, и на каждом заводе,
И в поле, и в море, и в небе по праву Высокая честь и народная слава!
2. А все начинается в школе за партой,
У классной доски и над контурной картой,
С нелегкой задачки, с домашних заданий - К вершинам труда и отважных дерзаний!
3. Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,
Колхозник, ученый, моряк или зодчий.
Для каждого нужное дело найдется,
Кто с детства всерьез за работу берется.
Прекрасных профессий на свете не счесть, И каждой профессии - слава и честь!
1.Упражнение «Знакомьтесь - это моя профессия».
Каждый из участников называет свое имя и представляет профессию на первую букву своего имени (например: Е - егерь, А - агроном, Н - нотариус, А - архитектор, С - строитель, Д - дальнобойщик, К - крановщик, С - столяр, Л - лесник, С - сапожник, Н - наездник, О - озеленитель, А - актер). Расскажите о том, что вы знаете об этих профессиях.
2. Сейчас я предлагаю вам прочитать пословицы о труде, и вы попробуете объяснить нам их смысл.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Под лежачий камень вода не течет.
Труд человека кормит, а лень - портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Всякое дело мастера боится.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Умей начать - умей и закончить.
Каков мастер, таково и дело.
3.Игра «Угадай профессию».
Участникам предлагается выбрать профессию (на листке написанную и свернутую), а затем изобразить ее невербально - мимикой, жестами, позой. Остальные должны угадать показанную профессию:
• Самая волосатая (парикмахер)
• Самая сладкая (кондитер)
• Самая серьезная (полицейский)
• Самая смешная (клоун)
• Самая детская (воспитатель)
• Самая зеленая (цветовод)
• Самая денежная (банкир)
4. Упражнение «Угадай нелепицы».
На доске изображения профессий с нехарактерными для них атрибутами. Участникам предлагается найти несоответствия и выбрать нужное изображение. Например, хоккеист c яблоком, художник с ракеткой, врач с метлой, повар с ботинком, полицейский с платьем, повар с расческой, шахтер с ананасом, дирижер с валиком, космонавт с роялем, учитель с подъемным краном.
5. Отгадай загадки.
Мне поставила вчера два укола ... (медсестра).
Знает точно детвора: кормят вкусно ... (повара).
Слезо-носо-вытиратель в группе нашей ... (воспитатель).
У слона иль мышки жар - их спасет... (ветеринар).
Шьет прекрасно, порет лихо рукодельница -... (портниха).
Герои легендарные, в огонь идут ... (пожарные).
6. Деловая игра «Отдел кадров».
Участникам объясняется, что отдел кадров - это то место, куда в первую очередь обращаются люди при устройстве на работу. Какие документы нужны при устройстве на работу? (Документ об образовании, трудовую книжку, медицинскую книжку, паспорт, страховой медицинский полис, ИНН)
А какие профессии требуются фирме, если она занимается:
• Озеленением и цветоводством;
• Производством хлебобулочных изделий;
• Перевозкой грузов и пассажиров;
• Выращиванием и переработкой овощей и фруктов;
• Строительством жилых домов;
• Доставкой и продажей продуктовых и промышленных товаров;
• Охранной деятельностью.
7. Игра «Подбери персонажам сказок нужную работу».
Участникам раздаются карточки: у одних сказочные персонажи, а у других место работы. Участникам необходимо найти соответствие между персонажем и местом работы.
Например: Змей Горыныч - частное охранное предприятие, Золотоволоска -
парикмахерская, Мери Поппинс - детский сад, доктор Айболит - поликлиника, крокодил Гена - строительная компания, Мальвина - школа, Чебурашка - магазин «Овощи - фрукты», Гуси - лебеди - авиаперевозки пассажиров, Папа Карло - деревообрабатывающее предприятие, Сорока Белобока - столовая.
8. Рефлексия.
Ведущий, подводя итог тренинга, поясняет значения слов: хочу, могу и надо.
«Хочу» - это ваши интересы, склонности, желания заниматься интересующим вас делом. «Могу» - уровень вашей подготовленности, знаний, умений, навыков, наличие способности к выбранному виду деятельности.
«Надо» - спрос на профессию, потребность в ней общества и заинтересованность работодателя в ваших услугах.
Зажигается «Свеча пожеланий» и передается друг другу по кругу с пожеланиями в будущей жизни и профессиональной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Уходить ли из школы после 9 класса?
Профориентация на уроках географии
Внеклассное мероприятие по профориентации для воспитанников 6 класса специальной (коррекционной) шко
Конкурсно - игровая программа в начальной школе. Весёлые поварята
Похожие статьи:
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Опросник профессиональных предпочтений
О наиболее популярных профессиях для школьников
Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии
Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация