Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей в детском саду на тему "Игротерапия"

Консультация для педагогов "Игротерапия"
Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Игра способствует создания близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благо-даря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Структура детской игры:
– роли, взятые на себя играющими;
– игровые действия;
– игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми);
– реальные отношения между играющими.

Общие показания к проведению игротерапии:
– социальный инфантилизм;
– замкнутость;
– необщительность;
– фобические реакции;
– сверхкомфортность;
– нарушения поведения;
– вредные привычки;
– повышенная тревожность;
– повышения эмоционального состояния у детей после развода родителей;
– коррекция эмоционального состояния детей, подвергающихся насилию и за-брошенных детей;
– затруднения чтения;
– затруднения в обучении;
– психосоматические заболевания
– неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Игровая терапия эффективна при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия:
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка в максимальной и понятной ему форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Основные виды и формы игротерапии:
1. По функциям взрослого в игре различают:
— недирективную игротерапию;
— директивную игротерапию.
2. По форме организации деятельности различают:
— Индивидуальную игротерапию;
— Групповую игротерапию.
3. По структуре используемого в игротерапии материала:
— игротерапию с неструктурированным материалом;
— игротерапию со структурированным материалом;

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения игры, активное участие взрослого в игре ребенка. Взрослый – центральное лицо – берет на себя функции организатора игры.

Характерные особенности:
– заранее разработанный план игры,
– четкое распределение ролей,
– выяснения конфликтных ситуаций.
Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее решить три важные коррекционные задачи:
1. Расширения репертуара самовыражения ребенка.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый».
На передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми.
Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, но создает самой игрой атмосферу тепла и безопасности. Применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Цель игры – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
Принципы:
— непринужденные дружеские отношения с ребенком;
— принятие ребенка таким, какой он есть;
— достижение раскованности и открытости в чувствах и проявлениях ребенка;
— ребенок – хозяин положения;
— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
— наличие ограничений, которые связывают игру с реальной жизнью;
Выделяют два уровня участия игротерапевта в коррекционном процессе: пассивный и активный.
Индивидуальная форма проведения игротерапии предшествует проведе-нию групповой игротерапии.
Противопоказанием проведению индивидуальной игротерапии служит сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка; групповой – ярко выра-женная детская ревность, выступающая в форме конкуренции; асоциальное по-ведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров в группе; ускорен-ное сексуальное развитие; крайняя агрессивность; актуальное стрессовое состоя-ние.

Групповая игротерапия – это психологический и социальный прогресс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобре-тают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

Групповая игротерапия призвана:
– помочь ребенку осознать свое реальное «Я»;
– повысить его самооценку и развить потенциальные возможности;
– отредактировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции;
– уменьшить беспокойство и чувство вины.
В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Принципы набора детей в группы:
В группе не должно быть более 5 детей, причем с разными типами нарушений. Детей следует помещать в такую группу, где они не получали бы дополнительную психическую травму. Разница в возрасте детей (психологический возраст) не должна превышать 12 месяцев.

Деятельность психотерапевта направлена на группу в целом, а не каждого ребенка в отдельности. Предпочтительно, чтобы группу вели два игротерапевта – мужчина и женщина, что позволяет объективно взглянуть на группу и обсу-дить возникающие по ходу работы особенности.
Цели игротерапии определяются как терапевтические и индивидуализированные, направленные на перспективное рассмотрение развития ребенка.

Игротерапия с различным материалом
Структурированные игры:
– игра в семью (людей и животных);
– агрессивные игры (огнестрельное, холодное оружие);
– игры с марионетками (кукольный театр, куклы-бибабо);строительные игры.
Возраст детей от 4 до 12 лет является наиболее оптимальным для приме-нения этого метода.
Неструктурированные игры:
– двигательные игры;
– игры с водой, песком, глиной;
– группа игр, принадлежащих к арттерапии (рисование пальцем, кистью, пастелью, цветными карандашами).

При использовании данного метода ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует развитию сублимации (механизм психологической защиты), возможности выразить свои чувства в неправильной форме.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов дошкольных учреждений Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры

Похожие статьи:

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология

Серия упражнений по развитию мелкой моторики у детей средней группы | Конспект занятия по коррекционной ритмике в средней группе для детей с ЗПР (сентябрь)
Опубликовано: 351 день назад (6 декабря 2023)
Просмотров: 297
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!