Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Уроках литературы в 10 классе "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Конспект с презентацией

Изучение на уроках литературы "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина в 10 классе
«История одного города» - в сущности сатирическая история русского общества.
И.С.Тургенев
Цели: дать характеристику произведения, определить проблематику в сравнении с современной литературой.
Задачи: углубить знания об авторской иронии, гротеске, гиперболе; воспитывать интерес к литературе

Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, часто происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Начало этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
На своих уроках я столкнулась с тем, что старшеклассники не испытывают интереса к классической литературе, не стремятся прочитать текст и считают произведения скучными, «отжившими свой век». При этом те же самые дети увлекаются современной литературой. Возник вопрос: как заинтересовать ребенка?
Одним из способов решения проблемы для меня стал метод проектов.
Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.
Пример использования метода проектов на уроке по произведению М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города»
Для работы с этим произведением детям было предложено прочитать помимо программного текста М.Е.Салтыкова-Щедрина роман Т.Толстой «Кысь» и сделать сравнительный анализ (проекты по группам). При сравнении текстов детьми были установлены параллели между двумя текстами.
1. Пространство
На экран проецируются слайды 2 и 3 с изображением городов
«КЫСЬ»:

Герой живет в необычном мире. Действие происходит через 200 лет после некоего Взрыва в городке Федор-Кузьмичске. Лежит он на семи холмах. Вокруг- «поля необозримые, земли неведомые. На севере - дремучие леса, бурелом…На запад тоже не ходи.…Там даже вроде бы и дорога есть…Идешь-идешь..и вдруг, говорят, как встанешь. И стоишь. И думаешь: и куда же это я иду-то?.. На юг нельзя. …». Это обособленный мир. По географическим приметам можно догадаться, что это Москва в каком-то непонятном времени, где живут в деревянных избах, добывают огонь древним способом, едят мышей соленых, вареных, печеных…Живут здесь «голубчики» с последствиями, правит ими некто Федор Каблуков – наибольший Мурза-«Слава ему» за то, что все придумывает – от сказок, картин… до указов «что, когда, как надо делать».
«История одного города»:
Город Глупов тоже место не совсем обычное, в котором школьники тоже угадывают Россию.
2. Обитатели
Что представляют собой обитатели города?
На экран проецируются слайды 4 и 5 с изображением обитателей
«Кысь»:
Это люди с последствиями. Те, кто родился после Взрыва. Последствия у всех разные. Вот как описывает их Толстая: «…или руки, словно зеленой мукой облеплены, у иных жабры, гребень петушиный. А то к старости прыщи из глаз попрут, или ноздри на коленях вскочат, или в укромном месте борода начнет расти до колен». Например, Варвара Лукинишна: «Страшна, голубушка, хоть глаза закрывай. Голова голая, без волоса, и по всей голове петушиные гребни так и колышутся. И из одного глаза тоже лезет гребень. Это « петушиная бахрома называется. Но это тоже не Болезнь, Боже упаси. Это Последствие. А так она баба хорошая, и пишет красиво и чисто. И если у тебя чернила вышли, всегда нальет».
Вторая группа людей – перерожденцы. По их виду нельзя понять, люди они или нет.
Третья группа - Старопрежние. Внешне они люди, но тоже с последствиями, особенными.
«История одного города»:
Головотяпы, чернонебые, слепороды, вислоухие, кособрюхие…
3. Представители власти:
На экран проецируется слайд 6 с таблицей представителей власти
«КЫСЬ»:
Кудеяр. О чем напоминает его имя? Можно вспомнить легенду Некрасова о двух великих грешниках, где атаманом разбойников был Кудеяр. У Толстой он Кудеярович, значит, из рода разбойников, только здесь он у власти, но тоже совершает убийство, чтобы захватить власть.
«История одного города»:
«Опись градоначальникам». Каждый уходил из жизни по каким-то нелепым причинам (одного клопы заели, у другого испортился головной инструмент).
Каковы другие представители власти в этом городе?
«Кысь»:
Про Федора Кузьмича сказано, что «росту он небольшого, не больше Коти, едва, едва Бенедикту по колено». Но у него не лапки, а «ручища, как печные заслонки». Когда Кудеяр его убил, то он его «чахленькое тельце с крюка бумажкой счистил в коробку – и все, нет тирана». Федора Кузьмича редко кто видел. Он появился однажды в переписной избе.
4. Кроме анализа по содержанию, можно провести анализ мифопоэтики (найти общее в двух романах).
Задание: найти миф:
На экран проецируется слайд 7 - миф о конце света
Эсхатологический миф (о конце света). Это миф о конце, за которым обязательно последует начало, новая жизнь. Так и в романе Т. Н. Толстой: мир, возникший после Взрыва, пройдя заданную траекторию круга, подходя к точке замыкания, должен обнаружить признак разрушения.
«Будто лежит на юге лазоревое море, а на море на том – остров, а на острове – терем, а стоит в нем золотая лежанка. На лежанке девушка, один волос золотой, другой серебряный, один золотой, другой серебряный. Вот она свою косу расплетает, все расплетает, а как расплетет – тут и миру конец».
«История одного города»:
После прихода "оно" история, которая прежде двигалась по кругу, теперь остановилась
Задание: найти фольклорные традиции.
На экран проецируется слайд 8 с фольклорными традициями
1.Желание головотяпов заполучить себе князя. В народных сказках герои отправляются на поиски счастья, то этим племенам нужен правитель, чтобы и «солдат наделал, и острог, как следовает, выстроил».
2.Лексические повторы, пословицы: «Искали, искали они князи и чуть чуть в трех соснах не заблудилися, да спасибо случился тут пешехомец слепород, который эти три сосны как свои пять пальцев знал».
3.В духе народных сказок ходят «добры молодцы» в поисках князя три года и три дня и находят только с третьей попытки, пройдя «ельничком да беруничком, потом чащей дремучею, потом переносочком».
Эти фольклорные традиции, сочетающиеся с сатирой, помогают автору подчеркнуть абсурдность, бессмысленность глуповской жизни.
В романе Толстой есть сказки, заговоры, сказания, песни. Толстая создает особый сказочный мир. В тексте романа пересказаны сюжеты нескольких известных русских народных сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
5.Финал:
Оно и Кысь. На экран проецируется слайд 9 с изображением Кыси.
Толстая: Кысь – Русь. Салтыков-Щедрин: «Оно» — знак страшного суда над всеми обитателями города, но суда неизвестно чьего и с неясным приговором.
С помощью проделанной работы учащиеся убедились, что темы, поднимаемые в классической литературе, актуальны и в современности.
В заключение хочу добавить, что урок с использованием метода проектов позволяет вовлечь в работу весь класс, заинтересовать детей. У учеников развиваются навыки самостоятельной работы (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы).
Презентация на тему: Использование метода проектов при изучении «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова Семья в романе Толстого "Война и мир" Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Дидактические материалы по литературе, 10 класс

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Урок русского языка в 10 классе. Структура и система языка. Конспект с презентацией
Опубликовано: 1564 дня назад (13 февраля 2018)
Просмотров: 4835
+3
Голосов: 3
НН # 13 февраля 2018 в 06:35 0
Познавательно.
ИС # 13 февраля 2018 в 14:26 0
Спасибо! Нам как раз нужен анализ мифопоэтики!
Евгения # 13 февраля 2018 в 14:37 0
Очень интересный и на мой взгляд верный подход. Соглашусь с автором статьи современные дети не хотят читать классику и уроки литературы воспринимают как нечто скучное. А тут они вовлекаются в некий квест, сравнивают, обсуждают, анализируют и не только с учителем, но и друг с другом!
ЭА # 13 февраля 2018 в 14:42 0
Спасибо,нужная информация!
Ольга # 13 февраля 2018 в 14:48 0
Интересная мысль.
Анна # 13 февраля 2018 в 16:55 0
Очень интересный урок!Обязательно использую эти материалы на своих уроках!!!
Дарья # 14 февраля 2018 в 00:13 0
Очень понравилась данная методика! Мне кажется, такой способ изучения книг, должен увеличить интерес школьников не только к классической литературе, но и вообще к процессу чтения.
Олеся # 14 февраля 2018 в 07:13 0
Спасибо большое!!!! Отличный подход!
Жрец Славянский # 14 февраля 2018 в 07:41 0
Всякое ознакомление детей с такого рода литературой будет не вполне полным без обозначения той черной хтонической функции, которую невольно (как "демократ" Щедрин) или вполне осознанно (как постсоветская "либералка" Толстая) выполняли для деконструкции русского исторического сознания в характерной, впрочем, уже хорошо знакомой нам в начале 21-го века атлантистской манере. Ведь ни сатира, ни гротеск не имеют ценности в руках автора сами по себе, и в случае этих двух авторов они сущностно представляют собой инструмент эксплицитной интрузии чуждого океанического Дазайна в пространство Великой Степи, Русского Мира. И в исторической ретроспективе можно видеть, как по щедринской сказке оформлялась трагическая незащищенность уникального советского Археомодерна, и как в современной России, обретающей свою византийское катехоническое бытие, не находят своего ценителя черные недолавкрафтовские фантазии Толстой (за исключением глубоко включенных в неолиберальный политес маргинальных кружков "российской интеллигенции"). Поэтому действительное изучение личности и творчества Щедрина следует начинать с ознакомления детей, готовящихся стать гражданами грядущей Аполлонической России-Евразии, понятным им языком с подробностей о криптоанглийских любовницах автора и масонских объединениях Вятки, посещаемых им. Такова моя скромная рекомендация начинающему педагогу.
Тамара Васильевна Енина # 14 февраля 2018 в 15:55 0
Здравствуйте, Елена Сергеевна. Очень впечатлил Ваш подход к изучению Салтыкова-Щедрина. Особенно в связи с романом "Кысь" Татьяны Толстой, своеобразным произведением, на мой взгляд.Но сколько сходства, переклички времен. Понравилось. Не знаю, поймут ли современные дети творчество писателя века 19, но меня зацепило. Спасибо большое. Успехов Вам в нашей сложной, интересной работе. Голос.
Елена Сергеевна Рыжкова # 15 февраля 2018 в 05:14 0
Спасибо!