Формирование логического и математического мышления у детей дошкольников через развивающие игры
Игры на развитие мышления у дошкольников 4-6 лет
Цель
– развитие познавательных и логических способностей. Задачи:
- Развитие логического и конструктивного мышление, произвольное внимание;
- Углубление математических представлений;
- Воспитание у детей интереса к математике;
- Развитие познавательных способностей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать элементарные логические задачи. Актуальность
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Логическое мышление — это один из основных показателей качества мышления личности. Умение дошкольника самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов, действий и явлений, систематизировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе его интеллектуального развития.
Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.
Мыслительные операции
Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Абстрагирование
- Конкретизация
- Классификация
Анализ – это расчленение предмета, практическое или мысленное, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – есть построение целого из аналитически заданных частей.
Синтез и анализ – писал С.Л. Рубинштейн – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию и познанию. В плане чувственного познания 11 анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он «подчеркивает» и выделяет существенное».
Обобщение – выступает как соединение существенного и связывание его с классом явлений и предметов. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация – выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных явлений и вещей определенному классу.
Сравнение - логический приём умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используют с детьми 5-7 лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Абстрагирование - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Средства развивающие логическое мышление:
- Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
- Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
- Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
- Загадки. Задачи – шутки.
- Игры-головоломки.
- Игры с счетными палочками.
- Разгадывание ребусов.
- «Неправильные» сказки.
Приведу примеры игр, наиболее часто используемые в работе.
Игры с счетными палочками.
Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.
Игры В.В. Воскобовича
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
3. Развитие воображения, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Игры-головоломки: «Танграм», «Коломбово яйцо», «Волшебный круг» т.д.
Игры способствуют развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Игра «Архикард». Развивает логическое мышление на основе отработки логических операций, каких как анализ, синтез, классификация. Помогает в изучении арифметического материала при изучении таких тем как состав числа, сложение и вычитание.
На каждой карточке игры изображена графическая модель определенного числа от 1 до 5. Поэтому во время игры участник смотрит на карту и "считывает" ее числовое содержание, опираясь на визуальный образ. А вот баллы записываются на листе результатов цифрами. Таким образом, в мышлении ребенка формируется устойчивая связь между образом числа и его цифровым обозначением.
Игра «Угадайка»
Показывают карточку, нужно угадать, какое там число спряталось за кубиками (эта игра хороша для дошкольников, они учатся реально понимать какое количество чего-то стоит за цифрой-символом)
Игра «Больше, меньше, столько же»
Раздается по 1 карточке и игроки сравнивают у кого больше или меньше или равно, а потом кладут в центр стола по стопкам, т.е. классифицируют. Эта игра подойдет для занятий с дошкольниками.
Игра «Везунчик»
У водящего в руках колода карт, он раздаёт по одной всем, они кладут их на стол, забирает их тот, у кого самое большое значение на карте. Если попались одинаковые, то им еще раз даётся по 1 карте у кого больше, тот забирает всё. Когда колода закончится, игроки подсчитывают очки. Но не пересчётом квадратиков, а при помощи сложения и умножения (если изучили).
Игра «Состав числа»
Раздаётся по 5 карт. От карт нужно избавляться, кладя на стол только те, в которых есть 5 одной картой или суммой нескольких. Потом раздают по 1 карте и так до конца колоды. У кого остаются карты, после того, как колода закончилась, тот подсчитывает, сколько он набрал штрафных баллов. За это Можно как за фанты давать задание. Например, решить 5 примеров, придумать задачу на сложение и т.д. насколько хватит фантазии.
В этой игре можно менять условие на число 6,7 и т.д.
Игра «Запоминайка»
Разложите колоду карт в центре стола в 5 рядов по 9 карт (т.к. их 45)
По очереди каждый игрок открывает по 2 карт и через 2 секунды переворачивает их обратно. Цель игры – внимательно наблюдать, какие карты переворачивают игроки, и выбирать пары с одинаковыми значениями. Их кладем себе в банк. В конце игры подсчитываются результаты. Так же отрабатываем навыки устного сложения и умножения.
Игру можно усложнить тем, чтобы дети выбирали и одинаковые формы, в которых расположены квадратики.
Палочки Кюизенера.
Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см.
В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины
Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.
В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.
Палочки Кюизенера. Комплект предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Формирование логического и математического мышления через развивающие игры. Презентация