Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Современные образовательные технологии на уроках словесности

Современные образовательные технологии как средство активизации учебной деятельности на уроках словесности (из опыта работы)
Работая учителем, постоянно задумываешься над тем, как сделать процесс обучения интересным, как не только «привести коня к водопою, но и заставить его напиться»?

Мой опыт показал, что эффективность обучения повышается, если на уроках использовать элементы современных образовательных технологий, которые прививают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся и развивают их творческий потенциал.

Современный урок сегодня уже невозможно представить без использования информационных технологий. Практикую их уже достаточно давно и заметила, что внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет повысить мотивацию учащихся, увеличить темп урока и объем работы.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, их можно использовать на всех этапах учебного процесса:
• во-первых, при изложении нового материала для визуализация знаний (презентации);
• во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры);
• в-третьих, при контроле (тесты);
• в-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).

Кроме того, при выполнении домашнего задания сами учащиеся используют ИКТ, учатся находить нужную информацию в Интернете, грамотно и эстетично представляют ее.

Каждый учитель мечтает о том, чтобы на его урок дети шли с интересом, работали с удовольствием, а уходили, обогащенные знаниями, эмоциями и впечатлениями. Информационные технологии дают такую возможность: учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать музыкальные отрывки и даже побывать на виртуальной экскурсии в музее.

Разнообразить учебный процесс позволяют различные электронные словари, электронные учебники, аудиокниги, обучающие программы («Фраза», «В стране Лингвинии», «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс уроков литературы», «Подготовка к ЕГЭ по литературе» и др.).

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе MicrosoftPowerPoint, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

С помощью документ-камеры можно продемонстрировать не только любую иллюстрацию или текст, но и работу ученика. Очень нравится ребятам работать на интерактивной доске. Выполнять на ней разные виды разборов специальным карандашом «жаждут» все, даже самые неуверенные ученики, потому что интерес преодолевает страх неудачи.

Компьютер, конечно, не может заменить учителя (пока, во всяком случае), но позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы, сохранить устойчивый интерес к предмету.

На уроках литературы мне очень нравится использовать технологию проблемного обучения, которая позволяет оживить учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого материала. Суть проблемного обучения в том, чтобы создать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности в поисковой деятельности с усвоением необходимых знаний. Таким образом, в процессе урока ребята заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем. Это может быть анализ целого произведения или эпизода, анализ образа героя или названия произведения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, выступления на диспуте, сочинения на свободную тему. Эта технология развивает способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений.

На практике это выглядит так: в начале урока озвучиваю проблемную ситуацию, затем подвожу ребят к противоречию и предлагаю им самим найти способ решения проблемы. Дальше организую поиски гипотезы, побуждаю сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания разных героев, критиков). Наконец, анализируем результаты, делаем выводы.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на жизнь.

При формулировании проблемного вопроса стараюсь подобрать такую острую жизненную ситуацию, разрешение которой для учащихся было бы совершенно необходимым. Опираясь на методику Е.Н.Ильина, составила свою копилку проблемных вопросов. Например, «Русская классика: актуальна ли она?», «Почему Раскольников уверяет, что убил себя, а не старушонку?», «Может ли воплотиться в реальной жизни теория «разумного эгоизма» Чернышевского?» и др.

Для проблемных задач использую разные точки зрения литературоведов, критиков, сопоставление нескольких произведений по одной и той же теме или предлагаю ученикам сформулировать проблему самим, дать по возможности несколько формулировок. Обсуждение проблемной ситуации обычно строю в форме диспута, в ходе которого учащиеся выражают свои суждения, приятно удивляя необычностью, нестандартностью, оригинальностью мышления. И неважно, что не всегда ребята на таких уроках приходят к единому мнению, главное, что они думают, переживают, отстаивают свои точки зрения, учатся уважать мнение других. Иногда объясняю ребятам, что не может быть единственно правильного ответа на вопрос, потому что вопрос философский. Но то, что при обсуждении проблемной ситуации даже самый слабый ученик активизируется, выражая свое суждение, позволяет говорить о заинтересованности учебным процессом.

Очень органично сочетается с проблемным обучением технология развития критического мышления. Цель этой технологии в том, чтобы не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить, сделать выводы относительно точности и ценности данной информации. Учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.

Для меня технология развития критического мышления привлекательна тем, что учит детей пониманию и продуктивном взаимодействию, облегчает понимание различных взглядов на мир.

Например, литература 10 класса начинается очень объемной и сложной лекцией «Литература второй половины 19 века». Моделируя ситуацию, предлагаю ребятам ощутить «груз ответственности», представив себя у интеллектуального «руля России» и выбрав нужный курс движения. После такой установки они со всей ответственностью вникают в программы либералов и демократов, славянофилов, западников и почвенников, аргументируют свой выбор, спорят и вместе со знаниями обретают опыт критического мышления, гражданской активности, становятся ЛИЧНОСТЬЮ.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, мотивировать к учебной деятельности, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи: получить новую информацию, соотнести с уже имеющейся, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является обобщение полученной информации, формирование у каждого ребенка собственного отношения к изучаемому материалу.

В рамках этой технологии существуют очень оригинальные приемы и методы, из которых я взяла в свою «педагогическую копилку» следующие:

Прием «Корзина идей» использую в основном на стадии «вызова». На доске рисую значок корзины, в которой условно будет собрано все, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Например, в 9 классе первый урок по биографии А.С.Пушкина. Эта тема не вызывает трудностей, так как опирается на знания, приобретенные в среднем звене. Каждый ученик должен записать то, что он знает о жизненном пути великого поэта. Это индивидуальная работа. Затем я на доске записываю все возможные варианты ответов, складывая их в «корзину». Это уже коллективная работа. Вместе с сильными учащимися находим неверные ответы и убираем из корзины «гнилые грибы», то есть неверные ответы. Этот прием действительно активизируют мыслительную деятельность ребят, способствуют хорошему усвоению знаний, учит видеть свои ошибки («гнилые грибы») и позволяет в дальнейшем избежать их при характеристике жизни и творчества писателя.

Еще один прием, используемый на стадии вызова, - «Верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Они выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. Затем на одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Полученные результаты совместно обсуждаем. Такая работа вызывает живой интерес у ребят, позволяет им, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

Прием «Кластер» («гроздь») - это выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке. Работаем с этим приемом таким образом: посередине доски пишу ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы или идеи, ребята «накидывают» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появляющиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается «гроздь», которая графически отображает наши размышления. В принципе, этот прием можно использовать на разных этапах урока, но я обычно использую его на стадии рефлексии. Он хорош тем, что позволяет охватить большой объем информации, обобщить его, увидеть связи между понятиями.

Прием «Синквейн» (от французского слова «cing» – пять)-это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1– тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
2– описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
3– описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
4– фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5– ОДНО слово – синоним к первому, на обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн развивает способность излагать мысль в нескольких емких и кратких выражениях. Обычно используется мною на уроке как индивидуальное самостоятельное задание, реже как коллективное творчество на стадии рефлексии. Они помогают развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

И наконец, прием «Перепутанные логические цепочки». Данный прием применяется чаще всего при обобщении темы. Демонстрирую ребятам 3-5 предложений из текста в заведомо нарушенной последовательности и предлагаю восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений знакомимся с исходным текстом и определяем: верны ли были предположения ребят. Такой вид работы способствует развитию внимания и логического мышления, просто незаменим при подготовке к экзаменам.

В последние годы стала осваивать проектную технологию и обнаружила, что она очень хорошо позволяет раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка, ведь в результате этой деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Проект помогает учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме, требует от ребенка умения презентовать свой продукт, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации, требует развития творческой фантазии. Эту технологию я применяю обычно на итоговых уроках.

Применяя в своей практике данные технологии, не забываю, конечно же, о здоровьесберегающей технологии, реализуя ее в следующих формах:
• гигиенические условия в кабинете: освещение, свежесть воздуха, чистота;
• контроль за правильной осанкой учащихся;
• физкультурные минутки на уроках (упражнения для глаз, для укрепления мышц рук, двигательная гимнастика, элементы «Тибетской гимнастики»);
• в качестве релаксации на уроке активно использую музыку;
• создаю благоприятный психологический климат на уроке;
• осуществляю чередование видов деятельности, предупреждая переутомление учащихся;
• при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в «Санитарных правилах и нормах»;
• провожу классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Результатом использования перечисленных выше технологий является активизация учебной деятельности: она протекает более интересно, ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию, становятся творческими, инициативными. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет их чувство собственного достоинства, повышает самооценку в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод: применение элементов современных образовательных технологий в учебном процессе необходимо для того, чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Опыт педагогической деятельности учителя-словесника (формы и методы работы)
Опубликовано: 1918 дней назад (25 августа 2019)
Просмотров: 576
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!