Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока. Лермонтов «Герой нашего времени», 10 класс

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». История создания, сюжет и композиция романа.
Описание материала: Данное занятие применимо как на уроке литературы в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Урок рассчитан на учеников старших классов, а также на обучающихся среднего звена, интересующихся литературой дополнительно.

Цели урока: Познакомиться с историей создания романа М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»; рассмотреть композиционные особенности романа.
Задачи урока:
1. Образовательная: Знакомство с историей создания и композиционным своеобразием романа.
2. Развивающая: Развитие навыков конспектирования; развитие внимательности, мышления и памяти.
3. Воспитательная: Развитие интереса и любви к русской литературе и культуре.
Тип урока: Сообщения новых знаний, повторения и закрепления знаний.
Вид урока: Урок-лекция.
Оборудование: Тетради.

Ход урока.
- Здравствуйте, сегодня мы поговорим о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Напомните мне, в каком году он был написан.
Ответы учеников.
- В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х гг., Лермонтов хотел изобразить своего современника - гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.
Что произошло в жизни Лермонтова в 1837 году?
Ответы учеников.
- В этом году за стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман.
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Черного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников.
Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 год, запишите это. Последовательность написания повестей точно не установлена. Предполагают, что ранее других (осенью 1837 г.) написана «Тамань», затем «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фаталист» - после «Максима Максимыча». Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера. Потом возник замысел «длинной цепи повестей», еще не объединенных в роман, но уже связанных общими героями - Печориным и Максимом Максимычем.
Первой была опубликована повесть «Бэла» в третьем номере журнала «Отечественные записки» в 1839 году с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», который подчеркивал связь новеллы с романтической «кавказской литературой», популярной в 1830-х гг. Но произведение Лермонтова было написано в принципиально иной художественной манере, стилистически оно было ориентировано на «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Эту особенность «Бэлы» отмечал В. Г. Белинский: «Простота и безыскусственность этого рассказа - невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него».
Повесть «Фаталист» была напечатана в «Отечественных записках» в этом же, 1839 году, в номере 11. Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова Павла Александровича Висковатова, «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с дядей Лермонтова, якобы с ним произошел эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака. Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора: «...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет».
В ноябре 1839 г. в редакционном примечании к публикации «Фаталиста» сказано: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, - и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе».
К моменту издания «Тамани» в «Отечественных записках» 1840 года работа над романом была завершена. Есть свидетельства, что сюжет повести основан на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 года. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, посетивший Тамань через год после него, в своих записках о Кавказе подробно описал дни, проведенные в этом «небольшом, невзрачном городишке», и не мог не отметить сходства своего описания с «поэтическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени»: «Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высоком утесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин, в одной из коих я и поместился... по всей вероятности, мне суждено было жить в том же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татарин послужили сюжетом к его повести. Мне даже помнится, что когда я, возвратясь, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь».
В апреле 1840 года было опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова (так стояло на обложке книги) Герой нашего времени». Оно действительно состояло из ряда отдельных новелл, открывавшегося «Бэлой» и завершающегося «Фаталистом». В следующем, 1841 году состоялось второе издание романа, в которое было включено предисловие.
Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, - «Один из героев начала века» - связано с появившимся в 1836 г. романом французского поэта и писателя Альфреда де Мюссе (точный перевод - «исповедь одного из детей века»).
Многие персонажи повести «Княжна Мери», по свидетельству воспоминаний современников Лермонтова, имели своих прототипов. Общепризнанным прототипом Грушницкого был литературный деятель Николай Петрович Колюбакин. Вспыльчивый, фатоватый, любитель вычурной фразы и завзятый дуэлист. Ранение в ногу во время экспедиции послужило поводом для поездки на воды, где и состоялась его встреча с Лермонтовым. Не исключено, что в Грушницком отразились и какие-то черты Николая Соломоновича Мартынова, противника Лермонтова на роковой дуэли, которая состоялась – когда?
Ответы учеников.
- Верно, в июле 1841 года. Прообразом Веры, очевидно, послужила Варвара Александровна Лопухина; мнения современников относительно прототипа княжны Мери расходятся: одни называли имя Натальи Мартыновой, сестры Николая Мартынова, другие - Эмилию Александровну Клинберг, пятигорскую знакомую Лермонтова. Доктор Вернер списан с медика штаба кавказских войск в Ставрополе Николая Васильевича Майера, Вулич - с конногвардейца И. В. Вулича.
Прообразом Печорина в значительной мере явился товарищ поэта граф Андрей Павлович Шувалов. Он «храбро сражался на Кавказе, где получил... легкую рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо... плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре... Он очень нравился женщинам благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка, - с другой» - так описывает Шувалова современник.
От записок странствующего офицера к цепи повестей, объединенных двумя персонажами - Печориным и Максимом Максимычем, а затем к психологическому роману, в котором расположение повестей служит раскрытию внутреннего мира и поведения Печорина, представленного как типичное явление эпохи, - таков замысел Лермонтова.
Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием «Герой нашего времени», составили роман в двух частях. Главы этого романа - «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани («Тамань»).
2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»).
3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча («Бэла»).
4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Ву-личем («Фаталист»).
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»),
6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
От хронологической последовательности автор отказался. Как я уже сказала, Лермонтов вдохновился «Евгением Онегиным», а Пушкин в «Посвящении» назвал свой роман «собраньем пестрых глав». Лермонтов предполагал вести повествование, так же, как и Пушкин, не следуя четкой хронологии событий, а выбирая значимые эпизоды, насыщенные психологическими размышлениями.
«Герой нашего времени» открывает в русской литературе особый тип романа, сочетающий в себе черты традиционных романных жанров (нравоописательного, авантюрного, личного) и черты «малых жанров», широко распространенных в те годы: путевого очерка, рассказа на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы.
Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость его образа выявлялась не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашел композиционное решение романа, которое постепенно приближает читателя к герою.
Композиция и стиль романа подчинены одной цели: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «история души человеческой, - как заявляет автор в «Предисловии» к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Роман построен так, что Печорин и его жизнь последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения.
В первой части мы видим героя глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только социальное положение и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»
Максим Максимыч не случайно выбран первым рассказчиком. Этот человеческий тип очень характерен для России первой половины прошлого века. В условиях «вечной» кавказской войны сформировался особый тип «русского кавказца» - это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчиненные - зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люди. Их воплощением и стал Максим Максимыч. В рассказа Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым явилась одним из ярчайших событий в его жизни; а для Печорина и штабс-капитан, и история с Бэлой - всего лишь эпизод.
Из новеллы «Бэла», написанной позже других, мы узнаем о существовании некоего Печорина - героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчего он бросился отбивать ее у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему он засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине - все тайна, и читателю самому объяснять поступки героя.
В следующей повести, «Максим Максимыч», штабс-капитан из рассказчика превращается в действующее лицо. Место рассказчика занимает прежний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. Печорину придаются какие-то живые черты, его отвлеченный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает его психологический портрет. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке, то слушатель принял эти слова без ужаса, как вполне естественные: «Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...» Офицеру-рассказчику Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в герое: и «разврат столичной жизни», и «бури душевные», и «некоторую скрытность», и «нервическую слабость». Постепенно Печорин представляется более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются известные закономерности.
Из повести «Максим Максимыч» читатель узнает о том, как к автору попали записки Печорина.
Композиция «Журнала Печорина» очень своеобразна. Это как бы «роман в романе». «Тамань» - остросюжетная и в то же время самая лирическая повесть во всей книге - продолжает традиции романтических разбойничьих повестей. В ней намечены основные мотивы всего «журнала»: стремление Печорина к активным действиям; «любопытство», толкающее его на «эксперименты» над собой и окружающими, заставляющее вмешиваться в дела, до него не касающиеся; безрассудная храбрость и романтическое ощущение мира. А главное - стремление понять, что движет людьми, определить мотивы их поступков, постичь их психологию.
«Княжна Мери» построена на дневниковых записях - это почти ежедневная летопись жизни Печорина. Он пишет о своих мыслях, чувствах, о своем поведении и поступках. Он ищет самобытные, естественные и глубокие натуры, исследует, анализирует их так же, как исследует собственную душу. Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и привносит в нее свою неприкаянность, бесприютность. Сталкивая людей друг с другом, он заставляет их раскрываться в полной мере: любить, ненавидеть, страдать. В этих людях, в их душах и судьбах стремится Печорин разгадать их истинное предназначение.
Вслед за Пушкиным с произведениями «Выстрел» и «Пиковая дама», Лермонтов продолжает разрабатывать тему игрока, который испытывает судьбу. Основной философский аспект романа - единоборство человека с судьбой. Автору интересно понять: существует ли предопределение, и если да, то насколько самостоятельна личность. Это самый насущный вопрос, и ответ на него сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу. Глава «Фаталист» снова возвращает повествование в крепость, в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман. Таким образом, «Герой нашего времени» обретает «кольцевую» композицию, характерную для лермонтовских произведений: «возвращение на круги своя» обозначает безысходность философских исканий главного героя и обреченность в его судьбе.
И вся своеобразная композиционно-сюжетная структура романа подчинена изображению Печорина как героя особой исторической эпохи.
Итак, мы с вами немного проникли в замысел и композицию романа, а на следующих уроках мы будем работать с текстами и разбирать его более подробно.
(Оглашение домашнего задания).
- Спасибо за урок, до свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова Семья в романе Толстого "Война и мир" Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Дидактические материалы по литературе, 10 класс

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Автор: MMM
Опубликовано: 1506 дней назад (13 апреля 2018)
Просмотров: 3333
Блог: Блог МММ
Рубрика: Разработки
+3
Голосов: 3
Злата Валерьевна Беляева # 3 мая 2018 в 16:09 +1
Урок поможет школьникам понять композицию романа и проблему игрока И проблему главного героя через композицию романа. Спасибо за мысли