Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочное мероприятие по литературному чтению «Толерантность – путь к миру» с презентацией, 3 класс

Интегрированный урок (внеурочное мероприятие и литературное чтение) «Толерантность – путь к миру» (на примере произведения А. Гайдара «Тимур и его команда»)
Автор: Богатырева Марина Николаевна
Описание: Разработка предназначена для учителей начальных классов, педагогов-психологов. Разработка может быть использована при проведении уроков литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.
Цель: формирование основ толерантного поведения
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности.
2. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности.
3. Способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, сострадания, чувства доброты.
Планируемые результаты:
предметные: сформировать у учащихся представление о толерантности
личностные: формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей; воспитывать чувство уважения друг к другу,
метапредметные:
o регулятивные – выполнять инструкцию, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов;
o познавательные - находить нужную информацию в разных источниках, использовать её в беседе, расширять кругозор;
o коммуникативные – навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
Оборудование: шаблоны человечков, мультимедийное оборудование, наглядные материалы, цветные карандаши.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Ход мероприятия.
1. Организационный этап ( 1 минута)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Если урок начать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям! Садитесь на свои места.
Учащиеся улыбаются друг другу и присутствующим на уроке гостям. Рассаживаются по местам.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.(7 минут)
Учитель: Перед вами находятся шаблоны человечков и 3 цветных карандаша. Вам необходимо за 3 минуты раскрасить, «оживить» человечков так, как вам захочется.

Учитель:Наклейте своих получившихся человечков на доску.
Учащиеся наклеивают своих человечков на доску.
Учитель:Что между ними общего? Чем они различаются? Мы – разные, у каждого есть свои особенности, но в каждом из нас есть что-то интересное, положительные качества. 16 ноября в нашей стране отмечался международный день толерантности. А что такое толерантность?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель:Если мы посмотрим в словарь Владимира Ивановича Даля, то узнаем. Что толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру ( выводится на слайде или на плакате)Какие синонимы мы можем подобрать к слову «толерантность»?
Учащиеся подбирают синонимы, учитель выводит синонимы на слайде.
Учитель:Тема нашего мероприятия – «Толерантность – путь к миру». Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня?
Учащиеся формулируют цели и задачи, учитель выводит цели и задачи на слайде.
3. Знакомство с понятием «толерантность». Первичное усвоение материала.(10 минут)
Учитель:Понятие «толерантность» очень широкое. К чему или к кому человек может быть толерантен, терпим? В первую очередь, толерантность относится к людям с ОВЗ. Кто такие люди с ОВЗ?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель:Перед вами лежат листочки. Одну руку уберите за спину, а второй попробуйте написать свое имя.
Удобно ли вам было? Трудно ли было? А сейчас закройте ушки, а я вам буду говорить текст. Попробуйте услышать то, что я сказала. Сложно ли было? Как люди с ОВЗ отличаются от нас? Трудно ли им? Нужно ли им помогать?
Учащиеся выполняют инструкции учителя, отвечают на вопросы.
Учитель:Давайте посмотрим небольшой мультфильм.
Учащиеся смотрят мультфильм.



Учитель:Как себя чувствовал герой? Почему фея не перекрасила его в белый цвет? Все мы разные, но все мы уникальные. Нельзя обижать человека только за то, что он другого цвета, имеет какие-то особенности.
4. Закрепление полученных знаний(15 минут)
Учитель:Кроме этого, толерантность необходимо проявлять и в отношениях с родными, одноклассниками, с людьми, которые окружают нас ежедневно. Какие литературные произведения вы можете назвать, в которых поднимаются вопросы толерантного поведения? По литературному чтению вы прочитали рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Разделитесь на три группы.Каждой группе я выдам небольшой отрывок из рассказа. Вам необходимо выделить примеры толерантного и нетолерантного поведения.
Учащиеся делятся на группы, работают с текстом.
1 группа.
–В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню,– обиженно сообщил Коля Колокольчиков.– Они сломали две ветки и помяли клумбу.
–Чей дом?– И Тимур заглянул в клеенчатую тетрадь.– Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням?
–Я,– раздался сконфуженный голос.
–Кто это мог сделать?
–Это работал Мишка Квакин и его помощник, под названием «Фигура». Яблоня – мичуринка, сорт «золотой налив», и, конечно, взята на выбор.
–Опять и опять Квакин!– Тимур задумался.– Гейка! У тебя с ним разговор был?
*****
–В доме номер пятьдесят четыре по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. «Я кричу: „Тетенька, бить не по закону!“ Она говорит: „Коза пропала. Ах, будь ты проклята!“ – „Да куда же она пропала?“ – „А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!“
–Погоди! Чей дом?
–Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюркой. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
–Козу разыскать!– приказал Тимур.– Пойдет команда в четыре человека. Ты… ты и ты. Ну все, ребята?
–В доме номер двадцать два девчонка плачет,– как бы нехотя сообщил Гейка.
–Чего же она плачет?
–Спрашивал – не говорит.
–А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил… обидел?
–Спрашивал – не говорит.
2 группа
На Малой Овражной, позади часовни с облупленной росписью, изображавшей суровых волосатых старцев и чисто выбритых ангелов, правей картины «страшного суда» с котлами, смолой и юркими чертями, на ромашковой поляне ребята из компании Мишки Квакина играли в карты.
Денег у игроков не было, и они резались «на тычка», «на щелчка» и на «оживи покойника». Проигравшему завязывали глаза, клали его спиной на траву и давали ему в руки свечку, то есть длинную палку. И этой палкой он должен был вслепую отбиваться от добрых собратий своих, которые, сожалея усопшего, старались вернуть его к жизни, усердно настегивая крапивой по его голым коленям, икрам и пяткам.
Игра была в самом разгаре, когда за оградой раздался резкий звук сигнальной трубы.
Это снаружи у стены стояли посланцы от команды Тимура.
Штаб-трубач Коля Колокольчиков сжимал в руке медный блестящий горн, а босоногий суровый Гейка держал склеенный из оберточной бумаги пакет.
–Это что же тут за цирк или комедия?– перегибаясь через ограду, спросил паренек, которого звали Фигурой.– Мишка!– оборачиваясь, заорал он.– Брось карты, тут к тебе какая-то церемония пришла!
–Я тут,– залезая на ограду, отозвался Квакин.– Эге, Гейка, здорово! А это еще что с тобой за хлюпик?
–Возьми пакет,– протягивая ультиматум, сказал Гейка.– Сроку на размышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время.
Обиженный тем, что его назвали хлюпиком, штаб-трубач Коля Колокольчиков вскинул горн и, раздувая щеки, яростно протрубил отбой. И, не сказав больше ни слова, под любопытными взглядами рассыпавшихся по ограде мальчишек оба парламентера с достоинством удалились.

3 группа
Они прошли через ржавую железную калитку и очутились перед группой ребят, впереди которых стояли Фигура и Квакин.
–Ответ на письмо давайте,– твердо сказал Гейка. Квакин улыбался, Фигура хмурился.
–Давай поговорим,– предложил Квакин.– Ну, сядь, посиди, куда торопишься?
–Ответ на письмо давайте,– холодно повторил Гейка.– А разговаривать с вами будем мы после.
И было странно, непонятно: играет ли он, шутит ли, этот прямой, коренастый мальчишка в матросской тельняшке, возле которого стоит маленький, уже побледневший трубач? Или, прищурив строгие серые глаза свои, босоногий, широкоплечий, он и на самом деле требует ответа, чувствуя за собою и право и силу?
–На, возьми,– протягивая бумагу, сказал Квакин.
Гейка развернул лист. Там был грубо нарисован кукиш, под которым стояло ругательство.
Спокойно, не изменившись в лице, Гейка разорвал бумагу. В ту же минуту он и Коля крепко были схвачены за плечи и за руки.
Они не сопротивлялись.
–За такие ультиматумы надо бы вам набить шею,– подходя к Гейке, сказал Квакин.– Но… мы люди добрые. До ночи мы запрем вас вот сюда,– он показал на часовню,– а ночью мы обчистим сад под номером двадцать четыре наголо.
–Этого не будет,– ровно ответил Гейка.
–Нет, будет!– крикнул Фигура и ударил Гейку по щеке.
– Бей хоть сто раз,– зажмурившись и вновь открывая глаза, сказал Гейка.– Коля,– подбадривающе буркнул он,– ты не робей. Чую я, что будет сегодня у нас позывной сигнал по форме номер один общий.
Пленников втолкнули внутрь маленькой часовни с наглухо закрытыми железными ставнями. Обе двери за ними закрыли, задвинули засов и забили его деревянным клином.

5. Итог, рефлексия (7 минут)
Учитель:Ребята, вы молодцы. Давайте подведем итог нашего занятия. У вас на столах лежит листочек дерева. Напишите на нем, какими качествами толерантной личности вы обладаете. Прикрепите свой листочек к нашему дереву толерантности.

Учащиеся пишут качества и крепят листочки к дереву.
Учитель:Что вам сегодня больше всего понравилось? Что нового узнали? Проявлять толерантность – значит, бережно относиться ко всему живому на планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга. Чтобы строить мирное будущее, без войн и конфликтов.Спасибо за занятие.
Презентация на тему: Толерантность – путь к миру

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по математике для 3 класса Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Конспект урока литературного чтения, 3 класс

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Конспект урока английского языка в 4 классе на тему: Школьная форма
Опубликовано: 2364 дня назад (14 июня 2018)
Просмотров: 4362
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!