Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка «Склонение имён прилагательных во множественном числе», 3 класс

Урок русского языка для 3 класса «Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Автор: Батуро Наталья Борисовна, учитель начальных классов МБОУ Злынковская СОШ №1, г. Злынка
Описание материла: Предлагаю вам конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса УМК «Школа России». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. Этот конспект урока познакомит учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Конспект урока для 3 класса на тему «Склонение имён прилагательных во множественном числе»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе. Расширять словарный запас.
Развивающие: Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь, умение делать выводы, работать со схемами.
Воспитательные: Способствовать воспитанию взаимопомощи, дружелюбия, умения выслушивать мнение товарищей.
Демонстрационный материал: три солнышка на доске, карточки с терминами (антонимы и синонимы), карточки со словами для пословиц, запись темы урока, имена прилагательные для склонения, снежинка с загадкой, словарные слова.
Раздаточный материал: карточки для учащихся.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа –диалог, рассматривание иллюстраций, физминутки, анализ и подведение итогов.
Ход урока:
1. Оргмомент:
Вот уже звенит звонок,
Начинается урок.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на солнышки у меня на доске.
- Какое из них вам нравится больше всего? Почему? (Доброе.)

Учитель: Я очень рада, что вам понравилось первое, значит у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока оно останется тоже хорошим. А для этого надо быть на уроке внимательным, активным, наблюдательным.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Посмотрите на слова, которые записаны у меня на доске. Прочитаем слова первого столбика:
морозные ............ большие
вьюжные ............ маленькие
холодные ............ здоровые

- Какая это часть речи? (Имя прилагательное)
- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово – вьюжные, так как оно имеет другое значение, а слова морозные и холодные – близкие по смыслу, то есть синонимы)
(Убираю лишнее слово, прикрепляю карточку – термин «синонимы»)

Учитель: Определите род этих имён прилагательных. (Род определить нельзя, так как это множественное число).
Учитель: Молодцы. Значит, множественное число рода не имеет. Прочитайте слова второго столбика.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Это имена прилагательные. Они стоят во множественном числе, именительном падеже, рода не имеют. Слово здоровые – лишнее, так как имеет другое значение, а слова большие и маленькие – противоположные по смыслу, то есть антонимы)
(Убираю лишнее слово, прикрепляю карточку – термин «антонимы»)

Учитель: Давайте возьмём два слова из второго столбика и попробуем вставить их в пословицы, записанные у меня на доске, вместо точек, изменяя, где надо окончания этих прилагательных.

Даже самое … дерево выросло из … семени.
… крючком … рыбу не поймаешь.
… дело лучше … безделья.

- Как вы понимаете последнюю пословицу? О чём в ней говорится?
- Определите теперь число прилагательных в этих пословицах. (Прилагательные стоят в единственном числе).
- А что можно определить у прилагательных в единственном числе? (Род и падеж)
- Как определить род и падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)
- С какими же существительными связаны наши прилагательные. Назовём словосочетания и определим число, род и падеж имён прилагательных (устно):
дерево (какое?) большое – единственное число, средний род, именительный падеж и так далее с остальными именами прилагательными.
- Почему мы смогли определить род имён прилагательных? (Они стоят в единственном числе)

Учитель: А теперь прочитайте словосочетания, которые я записала на доске с обратной стороны:
первые ............ снежинки
первых ............ снежинок
первым ............ снежинкам
первые ............ снежинки
первыми ............ снежинками
о первых ............ снежинках

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Сегодня мы будем склонять имена прилагательные во множественном числе.)
(Открываю среднюю часть доски, вешаю тему урока, стираю с доски пословицы)

Учитель: Разомнём наши пальчики (пальчиковая физкультминутка)

4. Работа над темой урока.
Учитель: Просклоняйте во множественном числе словосочетание «яркие солнечные лучи» (прикрепляю). Пишем с комментированием «цепочкой», один ученик пишет на доске:
Именительный падеж (какие?) яркие солнечные лучи
Родительный падеж (каких?) ярких солнечных лучей
Дательный падеж (каким?) ярким солнечным лучам
Винительный падеж (какие?) яркие солнечные лучи
Творительный падеж (какими?) яркими солнечными лучами
Предложный падеж (о каких?) о ярких солнечных лучах
Учитель: Какой вывод сделаем об именах прилагательных во множественном числе? (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)
Учитель:Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (Ученик у доски называет падеж, окончание и выделяет его)
Учитель: А теперь потренируемся определять падеж имён прилагательных во множественном числе.
- Как мы это будем делать? (По имени существительному.)
Учитель: Возьмите карточки у вас на столе. Работать будем в паре. Один - читает, другой, в случае необходимости, помогает ему (устно):
между майскими ночами
в сосновых лесах
без главных гостей
из – за детских игр
между дорожными знаками
к полным вёдрам
на пассажирских поездах
о старательных учениках


5. Физкультминутка.
6. Словарно орфографическая работа.
Учитель: Ой, ребята смотрите, какая снежинка залетела к нам в класс, пока мы отдыхали. А на ней загадка. Давайте попробуем её отгадать:
Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом (вагон).
Учитель: Запишите это слово в тетрадь и запомните, как оно пишется.
Учитель: А теперь придумайте к этому слову однокоренные слова (устно):
Вагончик, вагоновожатый, вагоноремонтный, вагонетка.

Учитель: Что мы знаем об однокоренных словах? (Они имеют общий корень и общее значение)
Учитель: Дети, а как называют «водителя автомобиля»? (шофер)
Учитель: Запишите это слово в тетрадь и запомните, как оно пишется.
Учитель: Просклоняйте это слово (устно):
Учитель: А теперь послушайте стихотворение Юрия Синицына:
Вот опять
Двенадцать палочек
Разлетелись по двору –
Это в палочки – считалочки
Начинаем мы игру
И пока двенадцать палочек
Собирал в траве Серёжа,
Мы с ребятами попрятались-
Кто – куда и кто – быстрей.

Учитель: О какой игре говориться в стихотворении? (Об игре в палочки – считалочки.)
Учитель: Какие правила в этой игре? (На траве разбрасывают двенадцать палочек и, пока вода их собирает, все прячутся.)
Учитель: А вы играли в такую игру? (Нет.) Поиграйте обязательно. А в другие игры играли?
Учитель: А что самое главное в любой игре? (Играть надо дружно, соблюдать правила, не обижаться если проиграл.)
Учитель: Запишите и запомните, как пишется ещё одно слово: двенадцать

7. Итог урока.

Учитель: Итак, подведём итог.
- Что же мы сегодня узнали? Какое сделали открытие?

1. Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам, по родам
они не изменяются.
2. Падеж имени прилагательного во множественном числе определяют по падежу имени
существительного, с которым оно связано.
Учитель: Проверим наш ответ по учебнику – страница 34 - правило.
- А какие же окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
Учитель: Молодцы. Сегодня вы неплохо потрудились. Я довольна вашей работой. Вы были активными, внимательными, наблюдательными, поэтому получили много оценок …

8. Рефлексия:
Учитель: А теперь посмотрите на наши солнышки. Какое из них вам нравится? (Доброе.)
Учитель: Я очень рада этому, так как ваше настроение по-прежнему хорошее, а это значит, что урок удался!

9. Домашнее задание: страница 36, упражнение 346, страница 34 – правило.
Учитель: Прочитаем текст упражнения 346:
- О чём мы прочитали в тексте? (Как получают хлеб из плодов хлебного дерева.)
- А где растут такие деревья? (На юге Азии в жарких странах.)
- Что вырастает на ветках хлебного дерева? (Крупные плоды весом до 12 килограммов.)
- Как же получают хлеб из плодов хлебного дерева? (Плоды накалывают острыми колыш-ками и оставляют перебродить. Через несколько часов их пекут в печи или на раскалённых камнях.)
Учитель: Прочитайте задание, к упражнению записанное на доске. (Списать. Определить падеж имён прилагательных, выделить окончание.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс Конспект урока русского языка в 3 классе Конспект урока "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс. Школа России

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока «Крылатые слова», 3 класс

Урок, 3 класс. Как тебя зовут?

Конспект урока «Число имен существительных», 3 класс. Школа России

Конспект урока «Качественные прилагательные», 3 класс

Конспект урока "Парные согласные", 2 класс. Школа России
Опубликовано: 619 дней назад (14 марта 2023)
Просмотров: 971
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!