Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Страницы истории 19 века" (УМК "Школа России")

Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Страницы истории 19 века". Конспект
Автор: Лужецкая Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ "Гимназия № 5"г. Брянска.
Тема: Страницы истории XIX века
Цель: сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель¬ную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на во¬просы других, строить речевое высказывание в соответствии с по¬ставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.
Актуализация знаний
Блиц-опрос
1. В каком году началась Отечественная война (1812)
2. С кем воевала Россия? (Франция)
3. Кто командовал Французской армией (Наполеон )
4. Кто командовал Русскими войсками (Кутузов М.И)
5. Какое крупное сражение произошло 26 августа 1812 г? (Бородинское)
6. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?( оставить Москву)
7. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что: (сражался весь народ)
8. В каком веке происходила Отечественная Война с Наполеоном (19)
-А как военные и простой народ уходили из Москвы?. (конные повозки, пешком, забирали все, что могли унести)
На доску прикрепляются рисунок Конной повозки, корабля, ж/д
2.Самоопределение и постановка учебной проблемы.
- Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века?
- Что из этого является лишним? (ж/д, ее еще не построили)
К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог, соединивших крупные города страны.)
– Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом (1851).
На доске появляется запись (выше первой, т.к. этот факт относится к более раннему времени – началу XIX века):
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?
Проблема урока: Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?
Цель урока: познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались.
Совместное открытие знаний.
Игра-моделирование «Строим железную дорогу».
– Перечислите, что можно увидеть на железной дороге. (Паровоз с вагонами, рельсы, шпалы.)
– Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта; что ещё нужно для того, чтобы железная дорога действовала? (Ученики могут сказать, что шпалы и вагоны сделаны из дерева; рельсы, паровоз, ходовая часть вагонов – из стали; чтобы состав двигался – необходим уголь.)
– Откуда берутся эти материалы, топливо, техника? (Всё это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах.)
– Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов? (Рабочие.)
– Сколько рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога? (Много.)
- Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?
Ученики могут предположить, что в первой половине XIX века рабочих было мало, а во второй половине появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.
- Давайте посмотрим, как выглядели российские города и деревни и сравним их с европейскими.
Работу по иллюстрации на слайде (Русская деревня и европейский город в первой половине XIX века).
- Чем отличается работа в русской деревне и европейской(ручной труд / автоматизированный труд)
- Чем отличается работа в русском городе и европейском(работают сами крепостные рабочие в плохих условиях /работают вольнонаёмные)
Возникает вопрос:
- А почему в России был такой спад (последствия войны)
Почему к концу XIX века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше?
Поиск решения проблемы.
– Вспомните, как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам? (Крепостное право.)
– В чьей собственности была земля? (В собственности дворян.)
- Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки? (Нет, не могли.)
Прочитайте последний абзац в учебнике на с. 125. Сделайте вывод. (крестьяне были бесправны, за людей не считались)
- Узнаем, что нужно было сделать, чтобы крестьянам стало жить легче, свободнее.
Работа в группах
Дети читают текст, затем в группах заполняют опорные таблицы и отвечают
1. Декабристы с. 122- 3 ряд
Восстание декабристов произошло в ____________году в городе_____________
_______________________ на __________________________________________.
В восстании участвовали_______________________________________________
____________________________________________________________________
Они выступали за _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Учитель-Вспомните, мы читали текст о памятнике зайцу, который спас Пушкина. Вы задавали мне вопрос, куда он ехал и от какой смерти уберёгся. Пушкин ехал на Сенатскую площадь, поддержать восстание молодых аристократов, дворян, ученых, военных, поэтов, не согласных с политикой царя Александра 1.Они выступали против рабства, неуважения к правам личности, , тягостное положение русского солдата в военных поселениях, равнодушие общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы.

- Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель.
2. Освобождение крестьян. С 123 – 1 ряд
Отмена крепостного права произошла в ______________. Указ об отмене крепостного права подписал ______________________________. Царь был назван Освободителем потому, что_______________________________________ После отмены крепостного права все жители в России стали________________.
3. Жизнь после освобождения (карточка)-сообщение
Ученик-После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах.

- Из тех времен пришло к нам выражение «Работать из-под палки». До отмены крепостного права, крестьяне были абсолютно бесправны. После этой реформы жизнь их начала очень медленно меняться.
4. Россия обновлённая (карточка) выбрать и прекрепить на доску опорные слова
(Участие в судебных заседаниях, управление землями, выбор местожительства, свободная торговля, выбор места работы, капиталисты, школы, больницы, музеи)
После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны.
5. Технические новшества С. 124-125 – 2 ряд
В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками.
В городах появляется конка. Это____________________________________
Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью _____________
В конце 19 века начинается строительство ___________________________
________________________________________________________________
Эта дорога связывала _____________________________________________
- Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника.
Найдите самую длинную ж/д. Это Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?
- Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?.
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества.
- Во второй половине 19 века в на территории современного Брянска был построен завод. Сначала он делал деревянные шпалы для ж/д, затем стал отливать стальные рельсы и был назван рельсопрокатным. Затем на этом заводе начали выпускать паровозы и вагоны. Что же это за предприятие? (БМЗ). Это один из старейших заводов России. А вокруг него со временем образовался город рабочих Бежица.
Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка.
Закрепление.
- Какое важнейшее событие произошло в 19 веке? (Отмена крепостного права)
- Распределим картинки на 2 группы: до отмены и после.
1. Перевозка грузов на пароходах и поездах (после)
2. Суд помещиков над своими крестьянами (до)
3. Передача сообщений по телеграфным линиям (после)
4. Перевозка грузов на телегах (до)
5. Передача писем и сообщений с посыльным (до)
6. Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении приговора (после)
Вывод: 19 век- век освобождения от крепостного права, освобождения от старых порядков.
Рефлексия.
- Продолжите фразу «Теперь я знаю, что..»
Домашнее задание.
Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.
У: с122-126, Т. : с 42-45
Итог урока.
- Почему Александра2 назвали Освободителем?

Приложение
Жизнь после освобождения
После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах.
---------------------------------------
Россия обновлённая
После прочтения текста выбрать и прикрепить на доску опорные слова
После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны.

Технические новшества С. 124-125
В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками.
В городах появляется конка. Это_________________________________________
Люди стали ездить на __________________, в домах появляются _____________, а сообщения передавали с помощью _____________. В конце 19 века начинается строительство ____________________________________________
Эта дорога связывала _____________________

Освобождение крестьян. С 123

Отмена крепостного права произошла в ______________. Указ об отмене крепостного права подписал ___________________. Царь был назван Освободителем потому, что_______________________________________ После отмены крепостного права все жители в России стали ________________.


Декабристы с. 122- 123
Восстание декабристов произошло в ____________году в городе_____________
_______________________ на __________________________________________.
В восстании участвовали_______________________________________________
____________________________________________________________________
Они выступали за _____________________________________________________

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Участник №14 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2018 года
Опубликовано: 2330 дней назад (9 июля 2018)
Просмотров: 15574
+11
Голосов: 11
Вера Владимировна Мухамадеева # 11 июля 2018 в 12:51 +2
Здравствуйте Ольга Александровна! Поздравляю с первой публикацией и первым комментарием на этом сайте. Материал я думаю сложный для 4 класса, но учитывая то что он является логическим продолжением предыдущих уроков - доступный для понимания школьников. "Постройка ж/д " очень оригинальная и интересная тема. Еще раз повторю: такой большой период истории в одной теме обобщить трудно. Тем не менее у Вас получилось. Всего Вам доброго, всех благ.
Ольга Александровна Лужецкая # 11 июля 2018 в 13:00 +2
Спасибо
Ольга Владимировна Перковская # 11 июля 2018 в 20:13 +2
Ольга Александровна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на урок! Урок мне понравился! В течение всего изучения нового материала идёт активизация познавательной деятельности через различные виды заданий!
Если коротко сказать об уроке он интересный, а значит познавательный, он информационный, а значит развивающий, он деятельностный, а значит запоминающийся! Удачи!
Ольга Александровна Лужецкая # 12 июля 2018 в 11:30 +2
Спасибо
Светлана Михайловна Радулова # 12 июля 2018 в 09:16 +1
Ольга Александровна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом урока "Страницы истории 19 века". Вы формируете у учащихся представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени. Понравилась игра-моделирование «Строим железную дорогу», работа в группах. Урок содержательный, познавательный и интересный. Примите голос!
Ольга Александровна Лужецкая # 12 июля 2018 в 11:30 +1
Спасибо
Елена Викторовна Багрова # 12 июля 2018 в 10:00 +1
Ольга Александровна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с конспектом урока "Страницы истории 19 века".
Интересно.Подробно.Четко.
Вы формируете у учащихся представления о жизни людей, о технических изобретениях XIX в...
Урок содержательный, познавательный, решает поставленные задачи.
Примите голос. Удачи!
С уважением!!!
Ольга Александровна Лужецкая # 12 июля 2018 в 11:29 +1
Спасибо
Валентина Николаевна Матвиенко # 14 июля 2018 в 20:24 +5
Ольга Александровна,спасибо за интересное и познавательное содержание конспекта урока! Используете разнообразные приёмы и формы работы, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся! Успеха! Мой голос!
Ольга Александровна Лужецкая # 16 июля 2018 в 11:09 0
Спасибо!
Ольга Александровна Лужецкая # 16 июля 2018 в 11:09 0
Спасибо!
Оксана Анатольевна Данильченко # 2 августа 2018 в 19:19 +1
Голос!
Ольга Александровна Лужецкая # 3 августа 2018 в 13:08 0
Спасибо!
Наталия Владимировна Пуханова # 10 августа 2018 в 21:31 0
Ольга Александровна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом урока "Страницы истории 19 века". Вы формируете у учащихся представления о жизни людей, о технических изобретениях XIX в.Примите голос.