Конспект логопедического занятия с презентацией, 4 класс. Изложение «Грачи прилетели»
Конспект логопедического занятия с группой обучающихся 4 класса, имеющих нарушения чтения и письма, по теме: «Изложение «Грачи прилетели»
Автор работы: Кудельникова Юлия Евгеньевна, учитель-логопед МОУ «Центр образования» г.Олонца Описание работы: Конспект логопедического занятия разработан для формирования у младших школьников умения писать изложение. Большое внимание уделяется ознакомлению с правилами построения текста. Работа над изложением на занятии строится по плану действий в виде зрительных опор на доске. Эффективности данного занятия способствует использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, нейропсихологические приемы, в т.ч. «учебная гимнастика», изотерапия, метод наглядного моделирования, ИКТ.
Цель занятия - формирование умения писать изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Задачи: Общеобразовательные задачи:
продолжать знакомить с правилами построения текста;
учить определять тему и основную мысль текста;
учить составлять план текста;
учить выделять опорные («важные») слова;
формировать умение использовать описание в повествовательном тексте;
формировать умение точно употреблять слова в тексте.
Коррекционные задачи:
расширять активный словарь обучающихся путём образования родственных слов, синонимов;
развивать связную речь;
закреплять умение устанавливать последовательность частей текста;
активизировать зрительную и слуховую память, логическое мышление;
развивать координацию движений и ориентацию в пространстве;
развивать внимание;
формировать универсальные учебные умения: регулятивные, познавательные, личностные.
Воспитательные задачи:
воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности;
прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
формировать положительную учебную мотивацию;
воспитывать нравственно-эстетические чувства.
Оборудование: презентация к занятию, запись на доске, карточки-опоры на доске, карточки с текстом «Грачи прилетели» (по Г.Скребицкому, В.Чаплиной), аудиозаписи («Голоса птиц», Вивальди «Времена года»), фигурка грача из пластилина.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Учебная гимнастика.
- Настроимся на отличную работу. Выполним упражнения (Э.Баллингер):
• «Перекрестные шаги»-
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой (повторить 3 раза).
• «За пятеркой – на слоне»-
Прижать ухо к плечу, покачать верхней частью туловища, при этом голова и рука плавно и свободно движутся в воздухе – так, что возникает лежащая восьмерка. Повторяем эти же движения другой рукой.
• Активно повращать плечами.
• «Думающая шапочка»: указательными и большими пальцами тянем за края ушей в стороны, как будто хотим их распрямить. Начинаем с верхнего края уха и идем вниз до мочки. 2. Упражнение с элементами релаксации и ритмопластики
-Откройте тетради, запишите число.
Сегодня к нам «прилетел» грач (на экран проецируется фото грача - слайд 2), нарисуем его: сначала в воздухе одной рукой («Рисование грача» под музыку: дети рисуют в воздухе голову, клюв, глаз, туловище, крыло, хвост плавными линиями).
А теперь нарисуем грача в тетради двумя руками одновременно («Двойной рисунок»). 3. Беседа.
-А что вы знаете о грачах? (Ответы детей).
А.К. Саврасов написал замечательную картину «Грачи прилетели» (на экран проецируется репродукция картины - слайд 3).
Какие строки из стихов вспоминаются вам, когда смотрите на картину? Прочитайте выразительно (Дети читают заранее выученные отрывки из стихов).
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом. (И.А. Бунин)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!» (Ф.И. Тютчев)
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. (Ф.И. Тютчев)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала... (А.Н. Плещеев)
А до весны остаётся немного:
Тает снежок поутру,
Свистнул сурок, потемнела дорога,
Ключ пробудился в яру.
Солнце всплывёт над продрогшей землёю,
Грач закричит вдалеке,
Снова низины покроет водою,
Лодка мелькнёт на реке. (Я. Щоголев)
- Посмотрим внимательно на картину. Каким настроением она проникнута? (радостным, особенным)
-Как вы думаете, это ранняя или поздняя весна изображена? Какие весенние признаки это доказывают?
Что скажете про небо? (на экран проецируется часть репродукции картины-слайд 4)- На пасмурном небе кое-где блеснули робкие лучики солнца. Тучи расступились и стали не такими холодными.
Что видите на земле? (на экран проецируется часть репродукции картины -слайд 5) - Тает грязный снег. Он на лужайке уже не блестит, как зимой, ледяными искорками. Здесь и там на нем образовались проталины. Талые воды стекают в пруд.
Кто же ярче всего свидетельствует о приближении весны? Конечно же, птицы. Грачи. (на экран проецируется часть репродукции картины - слайд 6) Это они возвещают людям о том, что закончились холода, что скоро зазвенит капель, зажурчат веселые ручейки.
(На экран проецируется репродукция картины - слайд 7) Посмотрите на эту стайку грачей на деревьях. Как весело перелетают они с ветки на ветку, как радуются первому весеннему солнышку! И именно они дарят нам радость, хорошее настроение.
- Наш друг Кузя составил предложения о грачах. Прочитаем их хором (предложения на экране - слайд 8).
Грачи прилетели, потому что наступила весна.
Наступила весна, потому что прилетели грачи.
-Всё ли верно? Какое же предложение правильное? (Первое. Весна – это причина прилета грачей.) 4. Сообщение темы занятия.
-Тему занятия отгадаете тогда, когда из слогов составите слова (слайд 9).
Чи, гра
Ле, при,те, ли
Ло, же, из, е, ни
Е, во, вест, по, ни, ва
Е, пи, са, о, ни
-Кто догадался, что будем делать на занятии? (Мы будем писать изложение-повествование с элементами описания «Грачи прилетели».) Что значит «писать изложение»? 5. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи.
Учитель-логопед предлагает каждому учащемуся части текста, напечатанные на отдельных карточках.
Грачи прилетели.
Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые.
Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые – чинят, новые – вьют. А вечером сядут грачи у своих гнёзд и спят до утра. Утром снова за работу! Спешат, пора выводить птенцов.
Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят.
-Достаньте из конвертов карточки. Что на них напечатано? (части текста)
-Кто догадался, какое задание нужно выполнить? (составить рассказ)
Что для этого нужно сделать? (прочитать, представить события, расположить части по порядку)
-Прочитайте заголовок текста.
-Составьте рассказ, расположив части по порядку.
-Теперь проверим, правильно ли вы расположили части текста (учитель читает текст вслух). Кто сам правильно составил рассказ?
-Как птицы строят гнезда, так и мы построим наше занятие.
Опора на доске - ИЗОБРАЖЕНИЕ УХА И ГЛАЗА
- Вдумчиво прочитайте текст сами себе. Кузя сомневается, а текст ли это? Докажите ему, что у нас получился текст. (Предложения объединены одной темой, связаны по смыслу, есть заголовок, части расположены в правильной последовательности) 6.Определение признаков текста.
На экране (слайд 10), на столах тексты.
Грачи прилетели.
Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые.
Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые – чинят, новые – вьют. А вечером сядут грачи у своих гнёзд и спят до утра. Утром снова за работу! Спешат, пора выводить птенцов.
Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят.
(по Г.Скребицкому, В.Чаплиной)
-Как называется текст, в котором говорится о каком-либо событии? (текст - повествование)
-Часто писатели используют описания предметов, людей, растений, животных, погоды, местности, чтобы читатели могли ярко представить себе то, о чём пойдет речь. Такие тексты являются повествовательными с элементами описания.
-Есть ли в этом рассказе описания? (описание внешнего облика и действий грачей)
-Какова тема текста? (текст о грачах).
- Определите основную мысль текста (как грачи устраивают гнезда).
-Запишите заголовок в тетрадь. 7. Нахождение интересных слов.
Опора на доске: ИНТЕРЕСНОЕ
-Подчеркните слова и выражения, которые вам нравятся и которые вы хотели бы повторить в своем пересказе.
8. Беседа по содержанию. Составление плана текста.
Опора на доске: ПЛАН ОПОРНЫЕ СЛОВА
1
2
3
- Составим план текста. Сколько частей можно выделить в тексте? (3).
-Прочитайте первую часть рассказа. Сколько здесь предложений? (2) О чем здесь говорится? Какую картину мысленно нарисуем? Как назовём эту часть? (Прилёт грачей.)
-Как описываются птицы? Найдём опорные слова (прилетают, расхаживают, черные, белоносые.)
Учитель записывает на доске названия пунктов плана и опорные слова.
-Прочитайте вторую часть. Что содержится здесь? (Описание действий грачей). Сколько здесь предложений? (6) Предложите название этой части. (Строительство гнёзд.)
-Как строят грачи свои гнезда? Прочитайте слова-действия птиц. Почему они спешат?
-Назовите опорные слова этой части (выберут, шумят, ломают, чинят, вьют, сядут, спят, снова, спешат) -Прочитайте третью часть. О чем эта часть? Какую картинку нарисуем? Как назовём? (Птенцы)
Назовите опорные слова (Ранние, не распустились, есть просят)
9. Физминутка.
А теперь отдохнем, превратимся в птиц.
- Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями. Физминутка “Грачи”
Как-то ранней весной (руки вверх и в стороны)
На опушке лесной (руки вперед)
Появилась стая птиц (машут руками)
Не скворцов и не синиц, (клюв и крылышки)
А большие грачи (руки назад и идут на месте)
Цвета черного, как ночь.
Все расселись по берёзкам: (присели)
Прррыг – скок, крррак-крррак, (прыжки)
Гнёзда вьют и все поют: (переплетают руками)
Крррак – крррак, кррррак-крррак! (приседания)
-Пальчиковая гимнастика:
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. (выполняется в прямом и в обратном порядке); вначале каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками со словами:
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
-Глазодвигательные упражнения:
Слежение глазами за маленьким предметом (грач из пластилина) в руках логопеда. Движение глаз по кругу сначала в одну, потом в другую сторону; по восьмерке, лежащей на боку.
-Работа над ритмом: Как грач стучит клювом, повтори - не ошибись.
10. Орфографическое чтение текста.
Опора - ПРАВИЛЬНО.
-Прочитайте текст ещё раз орфографически (хором), так, как написано.
-Какие слова можно употребить в рассказе, чтобы не повторялось слово грачи (они, птицы), грачата (птенцы, малыши).
11. Устный пересказ текста по плану, опорным словам.
Опора- ИЗОБРАЖЕНИЕ ГУБ
-Перескажем текст и покажем события. По плану, опорным словам один пересказывает, остальные изображают (инсценируют) ход событий.
-А теперь расскажите друг другу в парах.
-Прочитайте хором орфографически:
по дорогам, сучья, вечером, снова, за работу, пора, птенцы, на деревьях, листья, малыши (слайд 11)
Какое слово показалось вам самым трудным в тексте?
13. Запись текста. (на экран проецируется фото с грачами - слайд 12)
Опора - ТЕКСТ
А теперь нужно записать текст по памяти. Как показать при письме, что вы переходите к новой части?
-Как будете работать? (Прочитаю пункт плана, опорные слова. Составлю ответ. Сосчитаю, сколько предложений в ответе. Запишу каждую часть с красной строки.)
14. Самопроверка изложения.
-Проверьте обозначение частей текста.
Прочитайте слова по слогам, проверьте грамотность написанного.
15. Итог занятия.
-Заполните карту самонаблюдения. Кто может сказать, что стал активнее на занятии? Кто стал более внимательным, более грамотным?
Список использованной литературы:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь: пособие для логопеда.- М,: ВЛАДОС, 2010.
- Баллингер Э. Учебная гимнастика. М.: Просвещение, 1996
- Мисаренко Г.Г. Знакомство младших школьников с правилами построения текста. – Журнал «Логопед», №1, 2006
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. -М., 2003.