Урок логопедии для детей с интеллектуальной недостаточностью, 4 класс. Конспект с презентацией
Разработка урока логопедии для детей с интеллектуальной недостаточностью, 4 класс
Автор: Бубнова Наталья Владимировна, МКОУ "С(К)ОШ - И для учащихся с ОВЗ", Пермский край, п. Сарс Тема: Повторение Цель: Повторение и закрепление изученного в 3 четверти. Задачи:
• Закреплять знания детей о гласных, согласных звуках, буквах, слогах, словах, предложениях;
• Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, мышление, память, речь детей;
• Воспитывать интерес к логопедическим урокам, желание говорить правильно.
Ход урока
1. Орг. момент 2. Речевая разминка:
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем. 3. Сообщение темы урока:
Я не зря взяла эти слова на речевую разминку. Может вы догадались почему? Потому что сегодня на уроке мы будем играть. А, играя, вспомним и закрепим знания, которые вы получили в третьей четверти.
Тему урока вы должны мне сказать сами.
(на доске из магнитных букв выложено: ПСОДВЛТРОТРБЕКНВИТЕ. Задание – прочитать через букву, начиная с первой)
Кто готов? Правильно, тема урока: повторение.
Давайте поставим цель на урок.
Вспомнить все, что мы проходили в течение четверти. 4. Правила игры
Игра, в которую мы будем играть, называется «Умники и умницы»
В нашей игре у вас будет возможность самим выбрать и раздел и задание. Разделы в игре следующие:
• Звуки
• Буквы
• Слоги
• Слова
• Предложения
В каждом разделе пять заданий. Все они расположены по степени трудности. Под номером 1 – самое легкое задание, под номером 5 – самое трудное из этого раздела. За правильные ответы вы будете брать звездочки. Номер задания соответствует количеству звездочек за правильный ответ. В конце игры мы посчитаем, сколько звездочек будет у каждого. Тот, у кого звездочек будет больше – будет самым успешным игроком. Задания на слайдах: ЗВУКИ
1. Выложи схему слова при помощи звуков-магнитов (красные – гласные,
синие - согласные глухие, зеленые – согласные звонкие)
Проверка:
2. Сколько звуков в этом слове
Проверка: 3
3. Сколько гласных звуков в этом слове
Проверка: 2
4. Сколько согласных звуков в этом слове
Проверка: 3
5. Назови слово по первым звукам
на слайде картинки (друг за другом): телефон, ель, лук, ель, вишня, индюк, забор, огурец, репа
Проверка:
БУКВЫ
1. Какую букву нужно вставить в конце слова, объясни
Холо_
Проверка: холод – холода
2. Какую гласную букву нужно вставить в слово (о или а), объясни
К.ПЕЛЬ
Проверка: КАПЕЛЬ - КАПАЕТ
3. Какую букву нужно вставить в конце слова, объясни
Шка_
Проверка: шкаф – шкафы
4. Переставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово: ГТУЮ
Проверка: УТЮГ
5. Найди лишнюю букву: СОПСУЛЬКА
Проверка: П СЛОГИ
1. Вставь пропущенный слог шок или жок
Ме_
2. Выбери предмет, в названии которого три слога
Проверка: о-гу-рец
3. Сколько слогов в слове
Проверка: 4
4. Составь слово из слогов: ток ло мо
Проверка: мо-ло-ток
5. Работа в группе. Составьте из предложенных слогов слова.
Учитель предлагает детям составить их разрезных слогов слова. СЛОВА
1. Объясни слово самокат
Проверка: Самокат — наземное средство передвижения, в основном двухколёсное, приводимое в действие путём многократного отталкивания ногой от земли в положении стоя, и управляемое при помощи руля
2. Скажи одним словом: ВОДА ПАДАЕТ
Проверка: ВОДОПАД
3. Игра «Будь внимательным». Эта игра с магнитными фигурками. На доске 9 различных фигурок. Один игрок проговаривает три предмета. Второй, после того как прослушает, должен подойти и взять с доски эти три предмета. Игра на развитие объема памяти
4. Игра «Будь внимательным». Один игрок проговаривает четыре предмета. Второй, после того как прослушает, должен подойти и взять с доски эти четыре предмета.
5. Игра «Будь внимательным»+ аудиозапись. Аудиозапись проговаривает задание, в нем уже называется пять предметов. Игрок после внимательного прослушивания, должен подойти и взять с доски эти пять предметов. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Составь предложение из слов
Снег, растет, скоро.
Проверка: Снег скоро растает.
2. Так бывает или нет? Скажи правильно
Дерево спряталось под ящерицу.
Проверка: Ящерица спряталась под дерево.
3. Закончи предложение, подобрав слово
Медведь осенью засыпает, а весной …
Проверка: Медведь осенью засыпает, а весной просыпается.
4. Склеенное предложение
Наокошкесиделакрасиваякошка.
Проверка: На окошке сидела красивая кошка.
5. Составь предложение из слов. Объясни, как понимаешь:
Ученье, -тьма, а, неученье, -тьма.
Проверка: Ученье – свет, а неученье – тьма. Из интернета:
Ученье-это свет, потому что ученье-это знания, а знания - это сила!
Если человек будет учиться, он узнает много нового, с ним интересно будет общаться.
Умные люди добьются в своей жизни больше, они будут востребованы.
Неученье - это тьма, потому что глупые люди будут не нужны обществу, с ними не о чем будет говорить.
Вряд ли у этих людей будет много собеседников, с ними будет очень скучно.
Если человек хочет стать успешной личностью, он должен с ранних лет полюбить ученье и книги!
В конце занятия дети считают количество звездочек. У кого звездочек больше – тот занимает первое место. Детям вручаются медали за 1,2,3 место. Проводится рефлексия:
• Самым легким для меня было…
• Самым трудным для меня было…
• Самым интересным для меня было…
Презентация на тему: Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Спасибо за приглашение на урок "Умницы и умники". Очень понравился предложенный Вами материал. Интересно, как Вы погружаете детей в тему урока и предлагаете им самостоятельно выбрать задание. Все по ФГОС. Дальнейших творческих успехов! голос
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Интересный подробный логопедический урок, направленный на формирование правильной речи. При планировании занятия были учтены особенности психического развития детей, поэтому содержание доступно для детей с ОВЗ. Структура урока соответствует грамотно сформулированным задачам. При представленной организации урока, школьники будут активными, будут чувствовать себя комфортно и охотно принимать участие во всех увлекательных логопедических играх. Вами проделана большая и кропотливая работа по подготовке урока и созданию замечательной презентации, которая работает корректно. Очень понравилось: 1) как Вы грамотно подводите детей к определению темы и цели урока; 2) идея с поощрением звездочками. Для деток с особыми потребностями этот эмоционально - яркий момент особенно значим; 3) удачная рефлексия. Словом, методически-грамотный и полноценный ресурс, который можно смело выставлять на конкурсы данного сайта. Единственное на что разрешите обратить Ваше внимание на будущее: в соответствии с требованиями к оформлению методических материалов на сайте обязательно должно быть представлено описание работы (минимум 2-3 полноценных предложения): какой категории педагогов (воспитателей, учителей, родителей…) будет полезен данный материал; для детей какого возраста (группы, класса) предназначен Ваш материал; описать применение вашего материала в учебно-воспитательном процессе.
Надеюсь на понимание. С уважением и голосом 4, И.В.
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Замечательный урок, способствующий развитию фонематического слуха, восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, мышления, памяти, речи детей. Привлекательна форма его проведения в виде игры «Умники и умницы» (элемент соревнования повышает интерес, воспитывает у ребят умение работать в команде). Предлагаемые задания различной степени сложности дополнены отличной презентацией. Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!