Внеклассное занятие по экологии, 2 класс. Конспект с презентацией
Внеклассное занятие блока «Экологическая культура воспитанников». Путешествие в природу.
Описание работы: Внеклассное занятие по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС 1-4 класса будет полезен учителям начальных классов, воспитателям школы-интерната.
Конспект занятия "Путешествие в природу".
Цель: обеспечить системный подход к созданию формирования опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе. Задачи: Воспитательные: формирование умения видеть красоту природы и воспитывать положительное отношение обучающихся к окружающей природной среде. Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение обучающихся; совершенствовать навыки осознанного безопасного поведения в природе. Образовательные: выявить знания воспитанников об охране природы; овладение основами грамотного поведения в природе и социуме;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы. Предварительная подготовка: экскурсия в природу, наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок, сбор природного материала для ручного труда, поделки из природного материала, рисование на тему « Как прекрасен этот мир», сбор фотографий для презентации, заучивание стихов, прослушивание экологических сказок, разгадывание загадок, викторин о природе, знакомство с красной книгой. Оформление: выставка поделок из природного и бросового материала, рисунков детей на тему «Как прекрасен этот мир», на доске девиз путешествия « Природа так красива, относись к ней бережливо!» и карта путешествия, картинки с цветами. Использование на занятие ИКТ: ноутбук, презентация по теме.
Этапы занятия:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Воспитатель: Добрый день, дети! Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение «Ритуал приветствия».
Встаньте в круг,возьмитесь за руки и поднимите руки вверх, «тянемся к солнцу,теплу, добру».
Дети усаживаются на стулья. II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
Показ презентации «Почему мы часто слышим слово экология». Воспитатель: Что такое экология? Слайд 2. Воспитанники: Экология – наука о доме. Слайд 3 Воспитатель: Оказывается, наука экология пытается дать ответы на трудные вопросы о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно сделать? А что мы с вами называем общим домом? Правильно, природу.
Природа– наш общий дом,о котором мы должны все заботиться. III. Целеполагание. Воспитатель: Сегодня Экология приглашает нас в интересное и увлекательное путешествие. А куда, отгадайте кроссворд. (дети отгадывают кроссворд с ключевым словом природа) слайды 4,5.
Ну, как, ребята, принимаем приглашение путешествия в природу? А девизом нашего путешествия будет такой « Природа так красива, относись к ней бережливо!» (дети повторяют хором) слайд 6,7.
Посмотрите как вы красиво отразили в своих рисунках природу (работа с выставкой рисунков).
Во время путешествия нужно быть очень внимательными,наблюдательными, сообразительными и дисциплинированными.Чтобы мы не заблудились,Экология прислала нам путеводитель. Слайд 8
Итак, в путь. (Включаю аудиозапись «Музыка леса»). IV. Организация познавательной деятельности Воспитатель: Какие звуки вы слышите? Воспитанники: Поют птицы, шумят деревья. Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Давайте его поприветствуем. Воспитанник:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою!
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои! Воспитатель: А теперь послушайте сказку, непростую сказку, а экологическую « Что такое лес?»
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. – Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал (отгадайте какие деревья? дети отгадывают загадки про деревья- слайд 9) березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья.
И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – старичка-лесовичка.Слайд 10.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.
Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?
Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.
Посмотрел он на картину и понял, что это старичок–лесовичок с ним разговаривает:
Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
Правильно, – согласился художник, – такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.
Вот теперь хорошо, – похвалил сам себя художник, – вот теперь получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, – сказал лесовичок.
Да, позабыл, – согласился художник. – Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.
Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.
И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
А потому лес гибнет, – сказал лесовик, – что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», – решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине... и вдруг отшатнулся. Все на ней – и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.
Это ты виноват, – закричал художник, – ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
Конечно, – сказал старичок–лесовичок, – конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
Что же делать?! – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
Никогда, – сказал старичок, – если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, лесовичок сказал:
Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб...
Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.
Не все, – сказал лесовик. – Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку, лесных зверей.
Нет! – решительно заявил художник.
Нарисуй, – твердо сказал лесовик.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку, разных лесных зверей. Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье.
– Вот теперь это настоящий лес, – сказал из темноты лесовичок, – теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это – лес.Слайд 11. Игра «Что растёт в лесу?» «Кто живёт в лесу»
Ход игры: Нужно распечатать картинку с изображением леса и заготовить карточки с изображением цветов, грибов, ягод, деревьев и карточки с изображением растений, которые не растут в лесу (колосок пшеницы, кувшинка и др.), карточки с изображением животных леса и таких животных (слон,верблюд и др), которые не живут в лесу. Задание: нужно выбрать только те карточки, на которых изображено то, что растёт в лесу и кто живёт в лесу. Вопросы к тексту:
- Как вы думаете, без чего лес не мог бы существовать?
- А без кого лес не мог бы существовать?
- Так что такое лес?
- Ребята, а зачем люди ходят в лес? Слайд 12
- А какие красивые поделки из природного материала сделали вы? (работа с выставкой поделок)
- Кому нужны деревья в лесу? Правильно, животным. Слайд 13
- Ребята, а какую пользу приносят деревья людям? (Из дерева люди строят дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные инструменты - скрипки, балалайки и др.) Воспитатель: Молодцы! Ребята, если деревья приносят столько пользы, что люди должны делать? Воспитанники: Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в лесу. Воспитатель: Как называют человека, который следит за порядком в лесу? Воспитанники: Этого человека называют лесником. Воспитатель: Давайте посмотрим слайд 14 как лесник заботится о лесе.
Закончите предложения: слайд 15
Много леса-… (не губи)
Мало леса- …(береги)
Нет леса- …(посади)
Лес- наше богатство, его нужно беречь. Лес-это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.
А теперь прогуляемся по лесу. Слайд 16 Воспитатель: Отправляемся дальше. (Звуки журчания воды). На пути нам встречается родник. Здесь можно отдохнуть,попить прохладной, чистой воды. Слайд 17 Воспитатель: Послушайте, ребята, ещё одну экологическую сказку.
Экологическая сказка «Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
-Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
-Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
-Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.Слайд 18 Вопросы к тексту:
-Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
-С кем Артём ходил за водой на родник?
-Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
-Чем занимались Андрей и Петя?
-Какой вред приносят природе такие игры?
-Почему Артёму приснился необычный сон?
-Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
-Кто помог Артёму исправить ошибку?
-Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
-Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Игра - « От капли до реки». Детям раздаются карточки, на которых изображено капля, лужа, родник, ручей, река.
Задание: Встать в порядке возрастания.
Любитель природы, писатель К.Паустовский писал: «Родник родит речку,а река льётся- течёт через всю нашу матушку – землю, через всю Родину, кормит народ.Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, природа, народ. Все эти слова как бы родня». Слайд 19 Воспитанник:
Пусть на земле не умирают родники,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода. Слайд 20 Воспитатель:
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
• Берегите муравейники. Не разоряйте их!
• Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
• Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
• Не рвите цветы!
• Не ловите бабочек и других насекомых!
• Не разжигайте костёр!
• Не ловите и не уносите домой диких животных!
• Нельзя шуметь и громко слушать музыку!
• Не оставляйте мусор в лесу!
• Не ломайте зеленые ветки и деревья!
• Не сбивайте паутину!
• Не губите редкие растения! Воспитатель: Этого не следует делать в лесу и вообще в природе. Слайд 21
Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу? Воспитанники: Исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные. V. Итог занятия. Рефлексия. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в природу. Где мы побывали? Воспитанники: В лесу, у родника, на поляне. Воспитатель: Понравилось оно вам? Что понравилось больше?
Чему научились? Воспитанники: Мы научились как нужно вести себя в лесу, у родника, на поляне. Воспитатель: Как нужно относиться к природе? Воспитанники: Любить природу, беречь и охранять её. Слайд 22 Воспитатель: Какая наука учит нас всему этому?
Спасибо экологии! Слайд 23
Скачать Технологическая карта занятия, направленного на формирование БУД
Лариса Сергеевна! Богатый содержательный материал! Много актуальных вопросов экологии охвачено одним занятием.Понравился момент раскрашивания картинки леса. Представила, как этот приём должен оказать огромное эстетическое, следовательно, воспитательное значение. Конспект живой, очень мобильный! Думаю, пригодится Учителям общеобразовательных учреждений.Отдаю свой голос Вам!
Уважаемая Лариса Сергеевна!Очень познавательное,актуальное занятие "Путешествие в природу"для воспитанников Вы представили.Представлена технологическая карта занятия,прекрасная презентация с использованием ИКТ,грамотное оформление.Очень интересно,увлекательно,спасибо Вам за организацию познавательной деятельности.Удачи Вам в конкурсе.
Лариса Сергеевна, здравствуйте. Случайно наткнулась на Вашу работу и с большим интересом просмотрела её до конца.Занятие заслуживает внимания.Тема актуальна.Формы организации деятельности разнообразны. Чётко прослеживается деятельностный подход (раскрашивание картинок леса в тему!).Занятие не затянуто,эстетически оформлено, имеет воспитательное значение.Всё это подкрепляется полноценной презентацией. Детям интересно, увлекательно и , конечно, познавательно. С удовольствием отдаю Вам свой голос! +1