Опыт обобщения и закрепления учебного материала по истории Казахстана
Автор: Загайнова Юлия Валерьевна, преподаватель истории и социально-политических дисциплин Саранского гуманитарно-технического колледжа имени Абая (Казахстан)
От обобщения и систематизации полученных знаний, зависит дальнейший уровень эффективности освоения предмета. Важно на каждом этапе обучения истории своевременно уделять внимание обобщению и закреплению знаний.
На каждом учебном занятии можно использовать методические приемы, вызывающие особенно активный отклик обучающихся. Например: «Своя валюта», «Пресс-конференция», ««Да - нетка»», «Чистая доска» и т.п.
Но особенно эффективно аккумулировать знания школьников и студентов позволяют уроки – путешествия. Разработку подобного занятия предлагаю ниже:
Урок – «Путешествие по Казахстану»
Форма проведения: марафон – кругосветка. Группа помощников распределяется по станциям, где они будут контролировать правильность и время выполнения заданий, производить оценивание.
Группы учащихся по 3-4 человека, получив маршрутный лист, обходят все «станции».
Игра позволяет вовлекать в данный марафон сразу 2-3 класса или студенческие группы.
Станции:
Древнейший Казахстан
Древний Казахстан
Средневековый Казахстан
Казахстан в 18 веке
Казахстан в 19 веке
Казахстан в первой половине ХХ века
Казахстан во второй половине ХХ века
Период независимости
Задания по станциям:
Древнейший Казахстан
1. Не задание, а просто издевательство! Вспомните археологическую периодизацию:
1. Древний /нижний/ранний/ палеолит
К 1. Палеолит ( … млн. – 140 тыс. лет до н.э.)
а /древнекамен./ Средний палеолит /мустье/
м (… млн. – 12 тыс. ( 140 - … тыс. лет до н.э.)
е л. до н.э.) Верхний /поздний/ палеолит
н. ( … - 12 тыс. лет до н.э.)
в
е 2.Мезолит (12 - … тыс. лет до н.э.)
к 3. Неолит ( … - … тыс. до н.э.)
2. Энеолит ( … - …. тыс. лет до н.э.)
3. …………………………… (II – I тыс. до н.э.)
2. На магнитной доске (или на ватмане). Совместить предложенные понятия с соответствующим периодом.
Период
Ранний палеолит(нижний) 2 мил. -140 тыс. лет до н.э.
Рубило, человеческое стадо
Средний палеолит (мустье) 140- 40 тыс. лет до н.э.
Неандерталец
Поздний палеолит(верхний) 40-12 тыс. лет до н.э.
Кроманьонец,
наскальные пещерные рисунки, пещеры
Мезолит 12-5 тыс. лет до н. э.
Лук и стрелы, приручение собаки,
Неолит 5-3 тыс. лет до н.э.
Земледелие и скотоводство, керамика.
Древний Казахстан (команды вытягивают комплекс вопросов - 30, на которые необходимо ответить за 3 минуты)
Тесты, которые включены в комплексы заданий:
1. Проколки широко использовались в период:
А) Среднего палеолита. В) Нижнего палеолита. С) Неолита.
Д) Мезолита. Е) Верхнего палеолита.
2. Историческая общность «отцовский род» относится к эпохе:
А) Раннего палеолита. В) Среднего палеолита. С) Позднего палеолита. Д) Неолита. Е) Бронзового века.
3. Чаще всего в наскальной живописи изображали:
А) Животных. В) Образ женщины прародительницы рода. С) Сцены охоты. Д) Ритуальные пляски. Е) Мужчин охотников.
4. Памятник эпохи камня Иман-Бурлук найден в:
А) Северном Казахстане. В) Южном Казахстане. С) Западном Казахстане.
Д) Восточном Казахстане. Е) Центральном Казахстане.
5.Стоянка Шабакты относится к эпохе:
А) Среднего палеолита. В) Неолита. С) Бронзы.
Д) Позднего палеолита. Е) Раннего палеолита.
6. Добывание огня трением зарождается в период:
А) Среднего палеолита. В) Нижнего палеолита. С) Неолита.
Д) Верхнего палеолита. Е) Мезолита.
7. Стоянка Ботай относится к эпохе:
А) Раннего палеолита. В) Неолита. С) Бронзы. Д) Среднего палеолита.
Е) Позднего палеолита.
8. Высокое развитие материальной культуры у саков проявилось в:
А) Развитие ремесла и торговли. В) Появление письменности.
С) Переход от первобытного к рабовладельческому строю.
Д) Изобретение юрты. Е) Гончарное производство.
9. К сакским племенам относятся:
А) Аланы, чегии, массагеты. В) усуни, аргипеи, савроматы. С) Савроматы, массагеты.жужане.
Д) Массагеты, дай, каспии. Е) Аланы, савроматы, тюрки.
10. Признаки, свидетельствующие о переходе хунну к классовому обществу и государству?
А) Появление частной собственности на скот и землю.
В) Существование примитивного бюрократического аппарата.
С) Введение налога как формы эксплуатации.
Д) Наличие права Е) Все выше перечисленное.
11. В Хуннском обществе шаньюю подчинялись князья (темники), которые были из числа
А) Военной знати. В) Близких родственников С) Жрецов Д) Визирей
Е) Старейшин родов.
12. В период первого проникновения гуннов на территорию Казахстана у власти
находился шаньюй:
А) Бумын В) Модэ С) У-ди Д) Аттила Е) Чжи-Чжи
13. Археологи определили существование у саков « храмов огня» в:
А) Западный Казахстан. В) Восточный Казахстан. С) Семиречье.
Д) Прибалхашье. Е) Приаралье.
14. Три группы сакского общества:
А) Вожди, беки, общинники. В) Воины, жрецы, общинники.
С) Цари, эмиры, общинники. Д) Вожди, крестьяне, общинники.
Е) Цари, жрецы, общинники,
15. В сакском обществе женщины пользовались:
А) Ограниченными нравами. В) Отдельными правами по воспитанию детей.
С) Равными с мужчинами правами. Д) Не имели прав.
Е) Имели право воевать наравне с мужчинами.
16. Сакские племена в 6 веке до н. э. вели войны с:
А) Гуннами. В) Славянами. С) Монголами. В) Персами. Е) Аланами.
17. Сведения о древних саках имеются в трудах:
А) Сыма - Цяня. В) Геродота. С) Мухаммеда Хайдара. Д) Ибн Фадлана.
Е) М.Кашгари.
18. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их
А) Отношение к природе. В) Воинственный уклад жизни. С) Религиозные представления.
Д) Социальное неравенство. Е) Род занятий.
19. Племена усуней говорили на:
А) На индоиранском В) На древнетюркском С)На арабском
Д) На монгольском Е) На кыпчакском.
20. Усуни имели широкие дипломатические и родственные связи с:
А) с Парфией В) с Мидией С) с Византией Д) с Китаем Е) с Римом.
21. Орудия из металла стали вытеснять каменные:
А) В III-II тыс. до н.э. В) В III- IV тыс. до н.э С) В I-II тыс. н.э
Д) Во II-I тыс. до н.э Е) Во II- III тыс. н.э
22. Племенной союз сарматов обитал в:
А) Западном Казахстане В) Северном Казахстане С) Восточном Казахстане Д) Центральном Казахстане Е) Южном Казахстане
23. У племён Семиречья и Южного Казахстана монголоидные черты появились с проникновение сюда:
А) Кангюев В) Усуней С) Монгол Д) Тюрков Е) Хуннов
24. На острове Ява и Китае найдены останки:
А) Синантропа В) “Человека разумного” С) Питекантропа
Д) Неандертальца Е) “Человека умелого”
25. Человек изобрёл рыболовную снасть и лодку в эпоху:
А) Энеолита В) Неолита С) Мезолита Д) Среднего палеолита
Е) Позднего палеолита
26. В раннем периоде Андроновской культуры захоронениям было характерно:
А) Погребение в скорченном виде В) Погребение в связанном виде
С) Погребение в согнутом виде Д) Мумифицирование
Е) Сожжение покойника на костре
27. Около 15 тысяч каменных изделий собрали археологи на стоянке Карасу, которая относится к эпохе:
А) Бронзы В) Среднего палеолита С) Неолита Д) Позднего палеолита
Е) Раннего палеолита
28. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось:
А) IV тыс.до н.э. В) В I тыс.до н.э. С) В III тыс.до н.э. Д) В I тыс. н.э.
Е) Во II тыс.до н.э.
29. Кангюи стремились сохранить под своим контролем:
А) Отношения с Китаем В) Великий Шёлковый путь С) Завоёванные территории
Д) Отношения с усуями Е) Денежное обращение
Средневековый Казахстан
Кроссворд. 16 слов. Условие: за 5 минут отгадать как можно больше понятий. Каждое верно заполненное слово – 1 балл.
Казахстан в 18 веке
Командам предлагаются 12 вопросов. Каждый правильный ответ – один балл.
Казахстан в 19 веке
Викторина «Погоня за баллами».
Казахстан в первой половине ХХ века
Казахстан во второй половине ХХ века
Период независимости
Соотнести событие с датой:
1 декабря 1991 г. Первые всенародные выборы Президента
10 декабря 1991 г. Переименование КазССР в РК
Первая инаугурация Президента РК
21 декабря 1991 г. Окончательное формирование СНГ согласно Алма-атинской декларации
16 декабря 1991 г. Принятие Конституционного Закона «О независимости РК»
2 марта 1992 г. Вступление Казахстана в ООН
15 ноября 1993 г. Введение тенге
4 июня 1992 г. Утверждение гос. флага и герба РК
28 января 1993 г. Принятие первой Конституции РК
30 августа 1995 г. Принятие ныне действующей Конституции РК
7 мая 1997 г. Образование Министерства обороны РК
Октябрь, 1997 г. Принятие Стратегии «Казахстан – 2030»
1995 г. Указ о переносе столицы из Алматы в Акмолу
1997 г. год Межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий
1998 г. год единства народов и национальной истории
1999 г. Год единства и преемственности поколений
Маршрутный лист команды
Наименование станции Количество баллов Примечание, бонусы Подпись
Древнейший Казахстан
Древний Казахстан
Средневековый Казахстан
Казахстан в 18 веке
Казахстан в 19 веке
Казахстан в первой половине ХХ века
Казахстан во второй половине ХХ века
Период независимости
Общее количество баллов:
Председатель жюри:
Рекомендуем посмотреть:
Разработка урока по истории Казахстана, 8 класс
Итоговая контрольная работа по истории Казахстана с ответами, 6 класс
Контрольная работа по истории Казахстана с ответами в 10 классе
Внеклассное мероприятие по истории Казахстана для 6-7 класса
Похожие статьи:
Конспект открытого урока по истории Казахстана в 9 классе
Курс по истории Казахстана «Атамекен», 9-11 классы
Игра путешествие по истории Республики Казахстан
Краткосрочное планирование с рефлективным размышлением по истории Казахстана в 7 классе на тему: Великий шелковый путь