Формирование природной компетентности дошкольников. Статья
Автор: Лободюк Ольга Александровна, воспитатель Луганский республиканский дом ребенка" ЛНР* * *
Сущность современного экологического кризиса заключается не только в человеке от природы и в конфликте с ней, а в нашем непонимании или не желании понимать, что человечество сможет выжить лишь в условиях когда осознает себя частью природы.
Лишь поэтому в своей педагогической деятельности я выбрала приоритетным экологическое воспитание детей. Только в дошкольном возрасте можно создать предпосылки гуманной взаимодействия с природой и окружающей средой.
Современное экологическое воспитание должно направленное на будущее, освоенное на идеях гармонии природы и человека, способствовать преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологической образованной личности и создания условий для её развития. На сегодняшний день не достаточно только владеть определенным объемом экологических знаний, необходимы четкая экологическая позиция и ответственная деятельность людей.
Вся учебная деятельность должна быть экологически ориентирована и направлена на развитие интеллектуальной и духовной сферы личности.
По словам К. Ушинского, логика природы больше понятна детям.
Окружающая среда – источник развития не только ума, но и эстетических ощущений ребенка.
На детскую любознательность, заинтересованностью явлениями природы и объектами природы дают фундамент для дальнейшего воспитания и образование ребенка: развитие любви и бережного отношения к всему живому и неживому, обогащение представлений о мире природы и развития умения определять основные закономерности. Постепенно формируется целостный образ окружающей среды как основа духовной связи с миром природы.
Экологические знания должны стать способами которые используют для практической деятельности и соответственно её мотивировать.
Главные задачи экологического образования дошкольников:
- развитие эстетического ощущения мира природы;
- формирование навыка культурного поведения в окружающей среде;
- стимулирование дошкольников и заинтересованности в познании природы;
- воспитывать настоящую любовь к природе, желание заботиться о растениях и животных, насекомых, негативного отношения к их уничтожению;
- формирование у детей представления о взаимосвязи в природе.
В каждой теме, для каждой группы, в первую очередь выделила: ориентирование по внешним признакам, свойствам; состояние качества (для объектов неживой природы); среда обитания (для растений, животных, насекомых); значение для жизни природы и людей, правила заботливого отношения. Такая схема систематизации дает возможность ориентироваться, какую информацию усвоит ребенок в дошкольном возрасте.
Дети младшей группы знакомятся с объектами природы в такой последовательности: внешние признаки, среда обитания растений и животных, способ питания, особенности поведения, их значение для человека и природы. Ярким примером таких связей, доступным для понятия детей сезонные изменения в жизни природы.
Занятия для средней и старшей групп имеют расширенную тематику. На занятиях рассматриваем такие проблемы как: борьба с загрязнением воды, воздуха, почвы; правила поведения в окружающей среде, взаимосвязь животных, птиц с природой, охрана редких видов. Такие проблемные задания дают детям возможность осознать обратную зависимость объектов природы один от одного («Птицы – наши друзья», «Солнце – источник жизни на земле», «Земля – наш общий дом»). Несколько занятий были посвящены «Красной книги». На этих занятиях рассказывала детям о том, что много видов растений, животных исчезает от рук человека, они нуждаются в помощи и защите. Вместе с детьми сделала «Красную книгу», собрала рисунки, стихи, загадки, легенды о растениях и животных.
Работая с природным материалом вспоминаем с детьми: с какого дерева шишка, желудь, сухая веточка, листок; зачем нужны деревья и т.д. Создала с детьми макет территории детского сада «Экологическая тропинка». На которой были отмечены все живые объекты , которые находятся на территории дошкольного заведения: аллея берез, каштанов, елей, лип, кустов и другие.
Главная цель работы «Экологическая тропинка» - воспитание грамотного поведения детей в окружающей среде, повышение знаний о природе и человеке как неотъемленая часть её. Где формируются системы знаний, убеждений, взглядов, которые закладывают основы ответственного и деятельного отношения к окружающей среде. Здесь дети учатся видеть природу, слышать и чувствовать ее голоса, понимать ценность.
Рядом с «Экологической тропинкой» создали малую исследовательскую лабораторию совсем необходимым для опытов и экспериментов. Экспериментирование – это важный шаг знакомства с природой, где дети не получают готовых ответов, а исследуют, добывают знания решением заданий, делать выводы и обобщения.
Вопросы проблемного характера побуждают детей к знаниям, развивают продуктивное мышление и дают новый познавательный интерес. Вопросы проблемного характера используются как на занятиях, так и во время прогулок. Создавая проблемные ситуации, стимулируют любознательность, побуждаю детей к практическому решению задач, уметь осмыслить их и найти связь. Одновременно дети учатся обосновывать свои ответы, суждения, закрепляют знания о правилах природоиспользования.
Использование интересных задач из детской научной литературы и вопросов-загадок дает возможность поддерживать постоянный интерес к живой природе как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для стимулирования развития интереса к природе использую также разные литературные источники, стихи, загадки, сказки, легенды, песни.
Эмоциональное общение с природой пробуждает у ребенка волнение, восхищение, радость, уверенность в себе, как составляющее всего живого, есть необходимое условие творческого освоения окружающей среды детьми дошкольного возраста.
Общение с природой способствует появлению разных воспитания у дошкольников.
Моральные воспитание мотивируют действие детей в природе, способствуют осознанию установившихся норм и правил поведения.
Эстетическое воспитание отображает эмоциональное отношение ребенка к красоте, какая его окружает.
Практическое воспитание зависит от волевой деятельности ребенка, от умения преодолевать трудности на пути к цели. Например: на улице зима, дует холодный ветер, но дети засыпают корм в кормушки, чтобы птицы смогли поесть. Дежурные по группе проверяют, политы ли цветы, пыльна подоконнике и так далее. Своим примером дети учат друг друга.
Природа нашего края всегда вдохновляла меня на творческую работу. Воспитывая детей я наблюдала как природа с гармонией звуков, цветов, динамикою перемен влияет на эмоционально-социальное развитие детей. Дети учатся радоваться красотой явлений природы. Находясь в природной среде, у них возникает напряжение, красота природы вызывает улыбку, а это в свою очередь формирует жизнеспособность ребенка, желание заботиться о состоянии окружающей среды.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе