Консультация для родителей. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры Описание: Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителями Цель: ознакомление родителей с особенностями развития мыслительных операций у старших дошкольников Задачи:
- рассказать родителям об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников
- сформировать желание к развитию мыслительных операций у дошкольников в семье
В дошкольном возрасте каждый ребенок мыслит. Мышление является интересным, познавательно – творческим процессом, но, тем не менее, это огромный умственный труд. Мышление помогает дошкольнику познать окружающий мир, мир предметов и явлений. Очень часто взрослые сталкиваются с огромным количеством детских вопросов: «Почему листья желтые осенью?», «Откуда берутся облака на небе?», «Почему зимой идет снег?» Отвечая на эти интересные вопросы, взрослый может помочь дошкольнику не только найти сразу верный ответ, а поразмышлять, основываясь на собственном опыте или на познаниях окружающего мира (слайд 1)
Процесс мышления у дошкольника начинается с удивления. Однако само мышление носит целенаправленный характер. В самом начале дошкольник сталкивается с проблемной ситуацией и всегда задает взрослому вопрос: «Почему летом есть листья на дереве, а зимой все деревья без листьев?» Взрослый может не только дать ответ на этот вопрос, но и показать путь решения этого вопроса, используя такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификацию.
В результате дошкольник не только научится находить взаимосвязи в природе, которая его окружает.
Рассмотрим отличительные особенности каждой мыслительной операции (слайд 2)
Анализ представляет собой мысленное разложение целого предмета или объекта на несколько частей, выделение из целого объекта или предмета его признаков, отношений. Синтез наоборот предполагает мысленно соединить или объединить все части объекта, его свойства или явления в единое целое. Сравнение помогает установить сходство или различие между объектами, явлениями по различным признакам. Обобщение наоборот позволяет объединить различные объекты, явления или предметы по каким – либо общим признакам. Абстракция представляет собой вычленение различных сторон явления или объекта при отвлечении от всех остальных.
Также у дошкольника мышление часто происходит на уровне практической деятельности, в развивающих играх и упражнениях.
Самыми первыми предпосылками развития мыслительных операций является манипулирование с предметами у детей первого года жизни.Ребенок в раннем детстве активно изучает окружающий мир, передвигается, взаимодействует с игрушками, предметами, при этом он изучает их свойства, признаки, материалы и все это вызывает яркие и положительные эмоции познания.
Ребенок с помощью практической деятельности может выделять признаки игрушек или предметов, все это приводит к развитию наглядно – действенного мышления. В раннем возрасте ребенок уже может проанализировать признаки предметов и сравнить один предмет с другим по различным признакам.
Наглядно – действенное мышление в раннем детстве имеет практическую направленность, обладает отвлеченностью и обобщенностью, способствуя развитию речевого мышления.
Ребенок может сам выполнить последовательность действий с игрушкою (нанизать кольца на пирамидку), при этом получая результат. Таким образом, развиваются предпосылки наглядно – образного мышления, способствуя большему решению практических задач и упражнений с предметами.
В возрасте до трех лет у ребенка развиваются самые простые мыслительные операции: сходство и различие предметов по цвету, величине и форме. Ребенок рассматривает и анализирует предметы, получая при этом эмоции радости. При ознакомлении со свойствами и названиями предметов или объектов ребенок начинает обобщать (слайд 3)
У старших дошкольников мышление полностью основано на представлениях об объектах, явлениях. Сейчас дошкольник уже может подумать о том объекте или явлении, которого сейчас нет (например, снега), но о котором он помнит из своего практического опыта. Дошкольник может использовать оречевление объектов или явлений, что способствует расширению его познания окружающей природы.
Теперь ребенок может самостоятельно и оригинально решать различные задачи и упражения, объединяя признаки и свойства явлений или предметов. От обобщения дошкольник переходит к классификации предметов или явлений, соотнося предмет или явление с определенной группой, основываясь на его характерных признаках (слайд 4)
Все это способствует развитию понятий «обобщающие слова», которые систематизируют познания дошкольника о мире объектов и явлений окружающего мира
Таким образом, при познании окружающего мира дошкольник владеет мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация (слайд 5)
Все эти мыслительные операции являются компонентами мышления у старшего дошкольника и активно развиваются в разнообразных развивающих дидактических играх.
Презентация на тему: Консультация для родителей «Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников»
Вера Валерьевна, добрый вечер! Материалы консультации "Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников" будут полезны для педагогов ДОУ в работе с родителями и для родителей, работающих над развитием своих детей будет наглядно представлен процесс развития мышления старших дошкольников. Спасибо, что уделяете внимание родителям, консультируете, помогаете понять ребенка и процессы его развития. Примите голос!
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Полезный познавательный материал для родителей. Много актуальной информации для развития и воспитания детей дошкольников. Информация легка для восприятия и ничего лишнего, как раз то что нужно для современных родителей. Обязательно возьму эту работу для себя и своих родителей. Спасибо! Голос!!!
Здравствуйте, Вера Валерьевна. Очень интересный и полезный материал для родителей, представленный грамотно и подробно. Успехов Вам и голос в поддержку.
С интересом познакомилась с вашим материалом. В нем рассказали о разных психологических терминах, о свойствах мышления и о ее этапах развития у детей. Все написано простым, доступным для восприятия, языком. Наглядность помогает лучше вникнуть в содержание. Эта публикация еще раз напомнит взрослым о важности развивающих игр для детей и их развития. Примите голос.
Здравствуйте, Вера Валерьевна!
Ваша новая публикация "Консультация для родителей. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста"является полезным и познавательным материалом,особенно для родителей. Вы даете много актуальной информации для развития и воспитания детей дошкольного возраста. Консультация легка для восприятия, ничего лишнего, как раз все необходимое, что нужно знать родителям. Примите мой голос 6.
Вера Валерьевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с консультацией для родителей: "Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников". Грамотно выстроенная, доступна для восприятия информация. Яркая презентация - это плюс в Вашей разработке. Голосую +8, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Спасибо за приглашения.Я ознакомилась с Вашей разработкой и считаю, что она будет полезной и познавательной для родителей. Все написано просто и доступно.А наглядность поможет лучше вникнуть в содержание материала современным родителям. Обязательно воспользуюсь вашей разработкой. Спасибо! Примите Голос!!!
Добрый день, Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение. Консультация для родителей очень интересная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Голосую
Вера Валерьевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на консультацию "Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников"
Профессионально, грамотно, четко.
Ваша публикация будет полезна для педагогов ДОУ в работе с родителями и для родителей, заинтересованных в развитие мыслительных способностей своих детей.
Спасибо. Голос. Успехов!
С уважением!!!
Информация об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников изложена доступно,полезна для многих родителей. Замечательная презентация! Вера Валерьевна, творческих успехов! Голос!
Добрый вечер, Вера Валерьевна! Соглашусь с коллегами, Вы подготовили для родителей полезный познавательный материал об "Особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников". Который поможет родителям воспитанников разобраться в тонкостях теории. Материал на данную тему будет всегда актуален и востребован.
Благодарю за приглашение, с удовольствием оставила Вам свой голос!
Вера Валерьевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией " Консультация для родителей Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников". Ваша консультация дает возможность родителям четко сформулировать представление об особенностях развития мыслительных операций у их деток, о способах грамотного стимулирования этих процессов со стороны родителя.
Прекрасно оформленный материал, структурированный, с тематическими фотографиями и рисунками, соответствующий требованиям сайта, будет полезен педагогам и родителям. Примите голос!
Добрый вечер, ваша разработка актуальна и полезна. Родителям нужно знать виды мыслительных операций, которыми должны овладеть дошкольники. Ведь тогда они будут знать, как и чем помогать своему ребёнку и становятся активными участникам развивающих игр и заданий.
Вера Валерьевна Ваша консультация для родителей: Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников Полезный материал для педагогов и родителей!СПАСИБО + голос
Здравствуйте, Вера Валерьевна, примите голос!
Ваша работа очень актуальна и даёт представление не только
об особенностях мыслительных операций у детей, но и о способах
их развития. Материал чётко структурирован, систематизирован.
Желаю новых творческих успехов! С уважением, Е.Г.
Добрый день, Вера Валерьевна! Вы предоставили интересную и нужную информацию для родителей, которая поможет в воспитании детей, станет визитной карточкой по вопросу "Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников", поможет глубже вникнуть и разобраться в тонкостях данной теории. Публикация профессионально, грамотно и красочно оформлена. Презентация дополняет материал. Голосую и желаю творческих успехов в работе на сайте.
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. С большим вниманием познакомилась с Вашей публикацией. Эта тема мне близка, только я изучаю её для детей с нарушением слуха: много общего и в тоже время много нюансов. Родителям нужно помочь разобраться в тонкостях развития мышления, подобрать игры для развития мыслительной деятельности, отвечать на вопросы детей, консультироваться с воспитателем при возникающих затруднениях. Совместная деятельность родителей и педагогов принесёт успех.Примите голос и пожелания удачи в конкурсе!
Вера Валерьевна, добрый вечер! Материалы консультации "Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников" будет использована в работе вашими коллегами.Работа содержательная и интересная. Примите голос
Вера Валерьевна, добрый день. Спасибо за приглашение. Материалы консультации "Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников" наглядно показывают родителям процесс развития мышления старших дошкольников. Презентация прекрасно дополняет материал. Ваша работа обязательно будет востребована коллегами. С удовольствием голосую!