Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа, 3 класс. Тема: Исследование осанки у младших школьников

Реферативно-исследовательская работа для младших школьников 3 класса "Исследование осанки у младших школьников"
Автор: Потапова Виктория, ученица 3 класса.
Научный руководитель: Ширяева Светлана Владимировна, учитель физической культуры.
Данная работа была победителем городского конкурса "Интеллектуалы XXI века" в секции "Здоровьесбережение" среди учащихся начальной школы.

Введение.
За последние годы у школьников значительно возросла заболеваемость опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространены среди них искривление позвоночника и плоскостопие. Одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы является правильная осанка. Красивая осанка, лёгкая походка выгодно отличают человека. Стройный человек маленького роста кажется выше. Волочащиеся ноги и согнутая спина могут испортить впечатление от красивого лица. И наоборот: лёгкая походка и стройная фигура «сгладят» недостатки некрасивого лица. В.И. Даль говорил: «Без осанки конь – корова».
Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд. У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперёд, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления. При неправильной осанке нарушается нормальная работа сердца, лёгких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Всё это ухудшает самочувствие и настроение.
Актуальность предложенной работы в том, чтобы обнаружить нарушение осанки в период роста и развития опорно-двигательного аппарата у школьников младших классов и принять меры к его исправлению. В прошлом году мной были проведено исследование стопы моих одноклассников с целью выявления плоскостопия.

Цель моей работы в этом учебном году – исследование осанки учащихся второго класса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить, что такое «неправильная» осанка, причины её появления.
2. Выявить нарушения осанки у моих одноклассников.
3. Определить взаимосвязь нарушений осанки и плоскостопия.
4. Узнать, есть ли зависимость между гибкостью и осанкой.
5. Разработать памятку по профилактике нарушений осанки.

Из поставленных задач вытекают используемые методы для написания данной работы:
• анализ информации по интересующей теме;
• экспресс – диагностика нарушений осанки у второклассников;
• тестирование гибкости у младших школьников.

Объект исследования – учащиеся 3 класса. Предмет исследования – осанка и гибкость. Реферат состоит из введения, основной части (3 главы), заключения и приложений.

Глава 1. Причины и виды нарушения осанки у детей.
Замечено, что у девочек чаще встречается неправильная осанка в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку. Все проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, так как у них появляется потребность в изменении положения туловища гораздо чаще, чем у остальных.
Основные причины нарушения осанки:
- слабое развитие мускулатуры;
- перенесённая болезнь (рахит), в результате которой происходит изменение формы грудной клетки (куриная грудь);
- отсутствие правильного режима у ребёнка;
- мебель, не соответствует росту школьника;
- рабочий стол плохо освещён;
- одежда неудобная - сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.
К наиболее распространённым видам нарушения осанки относятся:
• сутулость: шея вытянута вперёд, плечи опущены;
• вогнутая спина: грудь и живот выпячены вперёд, плечи приподняты;
• круглая спина (усиленная форма сутулости): грудной отдел отклоняется назад, из-за чего спина выглядит сгорбленно;
• плоская спина: поясничный отдел отклонён вперёд, грудной – назад, естественный изгиб спины «сглаживается»;
• кособокость: правая и левая половины туловища выглядят ассиметричными, одно плечо выше другого, лопатки не на прямой линии; (такое положение тела со временем приводит к развитию сколиоза) (Приложение 1).
Неправильная поза вызывает перенапряжение мышц спины, которые в свою очередь пережимают важные сосуды, снабжающие кровью головной мозг. В итоге ребёнок начинает жаловаться на частые головные боли, быструю утомляемость, снижение концентрации внимания. Чем раньше будет проведена коррекция осанки, тем больших проблем со здоровьем удастся избежать.

Глава 2. Осанка и плоскостопие.
Могут ли нарушения осанки вызвать плоскостопие? Стопа человека устроена таким образом, чтобы выдерживать 2 вида нагрузки – верхнюю и нижнюю. Первая обусловлена ударами ног о землю во время ходьбы. Вторая – весом тела в вертикальном положении. Как бы ни отклонялась ось позвоночника, сила, с которой он давит на ноги, остаётся неизменной. Поэтому сами по себе нарушения осанки вызвать уплощение ступней не способны.
Однако, очень часто у детей отмечается одновременное развитие обеих патологий. Причина в том, что их появление могут провоцировать одни и те же негативные факторы:
• разная длина ног;
• избыточный вес;
• раннее хождение (в возрасте 8-9 месяцев);
• рахит;
• эндокринные заболевания;
• ношение неправильно подобранной обуви.
Нарушения осанки становятся заметными практически сразу. А вот симптомы плоскостопия нарастают постепенно. Поэтому может возникнуть иллюзия, что первый недуг «потянул» за собой второй.
Чаще плоскостопие влечет за собой искривление позвоночника. При утрате стопой рессорных функций, а свод стопы гасит до 70% нагрузок, увеличивается нагрузка на позвоночник, и происходит его деформация.
Глава 3. Методы исследования осанки и гибкости.

Существует много методов исследования осанки, которые используют медицинские работники. Я в своей работе использовала простейшие экспресс-тесты, с помощью которых можно определить нарушения осанки:
1. Грудо-плечевой тест. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерить расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступая на 3 - 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к единице или больше её, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки (Приложение 2).
2. Для исследования прогиба поясничного отдела позвоночника встать спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробовать между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная
(Приложение 3).
3. Для определения бокового искривления линейкой измерить симметрию лопаток (уровень стояния углов лопатки) и симметрию плеч (точнее, надплечий). Если лопатки расположены несимметрично, одно плечо выше другого, то есть искривление. Также лопатки не должны сильно выступать (Приложение 4).
Гибкость тела – это один из показателей физического развития и здоровья человека. Кроме того, от гибкости тела зависит грациозность и пластика движений, походки и жестов.

Мной были проведены тесты для определения уровня гибкости:
1. Сидя на гимнастической доске, ноги врозь, наклон вперед (колени не сгибать), достать пальцами обеих рук отметку (Приложение 5).
Девочки: 10 см – высокий уровень, 6 см – средний уровень, 4 см и меньше – низкий уровень. Мальчики: 5 см – высокий уровень, 3 см – средний уровень, 1 см и меньше – низкий уровень.
2. Стоя, ноги вместе, колени прямые – достать пол. Если происходит касание ладонями – высокий уровень, пальцами – средний уровень, нет касания – низкий уровень (Приложение 6).
3. Стоя, сцепить руки за спиной (одна рука – сверху через плечо, другая – снизу), затем поменять руки. Правильное выполнение в обеих позициях – высокий уровень, в одной позиции – средний уровень, невыполнение – низкий уровень (Приложение 6).
Низкий уровень, полученный за любой из тестов, предполагает общий уровень гибкости - ниже среднего, высокий уровень во всех тестах – общий уровень гибкости – высокий (Приложение 7).

Заключение.
Итак, я выяснила, что существует много причин нарушений осанки у школьников, но основные причины – это слабые мышцы спины, неправильная посадка за партой и школьная мебель, не соответствующая росту ребенка.
Было обследовано 25 учащихся (15 девочек и 10 мальчиков). Различные нарушения осанки были выявлены у 11 человек: у 5 мальчиков и 6 девочек. У тех ребят, у кого в прошлом году было обнаружено плоскостопие, наблюдается и нарушение осанки. То есть наблюдается взаимосвязь между плоскостопием и осанкой.
При тестировании гибкости 8 учащихся показали высокий уровень, 8 – средний, 9 – ниже среднего. У 7 ребят с низким уровнем гибкости есть нарушения осанки. Таким образом, можно предположить, что существует зависимость между гибкостью и осанкой (Приложение 7).

Существует несколько правил сохранения правильной осанки:
1. Нужно спать только на жесткой постели! Лучше всего на ортопедических матрасах и подушках.
2. Нельзя покупать обувь «на вырост», неудобную или тесную. Из-за неправильного положения ноги может нарушиться положение позвоночника.
3. Нужно организовать правильный режим дня.
4. Нужно обеспечить удобное рабочее место с хорошим освещением. Важным моментом является подбор мебели, нужно чтобы она подходила по росту. Для дома лучше всего подходят офисные стулья. У них регулируется высота.
5. Не надо забывать, что причины нарушения осанки заключены в недостатке движения! Занятия танцами, туризмом, плаванием и даже обычные регулярные прогулки будут очень полезны.
6. Детям лучше всего носить учебники в рюкзаках с широкими лямками и ортопедической (жёсткой) спинкой. Нельзя носить учебники в сумках, особенно в одной руке – это прямой путь к сколиозу.
7. При необходимости, можно применять ортопедический корсет, спинодержатель, корректоры осанки.
Для того, чтобы предупредить искривления позвоночника, нужно выполнять несложные упражнения (Приложение 8. Мною разработана памятка по профилактике нарушений осанки.
Ведь нам всем известно, что болезнь легче предупредить, чем её лечить. Особенно это касается болезней, связанных с нарушениями осанки. Возможно, в дальнейшем я продолжу исследования, связанные со здоровьем школьников, так как эта тема всегда актуальна и интересна многим.

Рекомендуем посмотреть:

Научно-исследовательская работа, 3 класс Исследовательская работа (проект), 3 класс с презентацией Долгосрочный проект в 3 классе на весеннюю тематику Исследовательская работа, 3 класс. Почему сову называют мудрой птицей?

Похожие статьи:

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Технологическая карта урока по физической культуре, 5 класс. Гимнастика
Опубликовано: 2199 дней назад (15 декабря 2018)
Просмотров: 4615
+1
Голосов: 1
Анна Сергеевна Суханова # 20 апреля 2019 в 20:50 0
С интересом ознакомилась с работой ученицы Светланы Владимировны. Очень важно, чтобы дети с вниманием относились к своему здоровью, осмыслено выполняли физические упражнения.