Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника к школе»

Родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника к школе»
Участники: педагог-психолог, родители первоклассников, администрация школы, учителя первоклассников.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Цель: психологическое просвещение об особенностях адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Обсудить с родителями проблему психологической адаптации к школьному обучению.
2. Повысить уровень психологической компетенции родителей.
3. Выработать совместно с родителями практические рекомендации о том, как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школе.
План родительского собрания:
1. Организационный этап:
- разработка рекомендаций для родителей;
2. Проведение собрания:
- приветствие, вступительное слово;
- психологические особенности первоклассников в период адаптации к школе;
- беседа об адаптации первоклассников;
- рекомендации, как помочь первокласснику быстрее привыкнуть к школе;
- упражнение-эксперимент;
3. Подведение итогов собрания:
- рефлексия;
- обмен мнениями.
Ход мероприятия
Приветствие. Вступительное слово
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе «Родительский университет» на факультете психологии. Наша встреча посвящена самому важному времени в жизни детей - периоду вхождения в школьную жизнь.

Ребята уже проучились целый месяц. Познакомились со своим учителем и друг с другом. Постепенно привыкают к школьным правилам. И еще будут узнавать много нового и интересного. Их новая жизнь теперь совершенно отличается от той, которой они жили раньше. Им предстоит привыкать к новым условиям, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения школьных требований.

Конечно ребятам трудно самостоятельно справиться со всем этим. Мы взрослые можем и обязаны помочь ребятам привыкнуть к новым условиям школьной среды. Уверена, что каждый из вас абсолютно всё готовы сделать для своего ребёнка, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, чтобы облегчить жизнь детей на пути адаптации к школе.
Поговорим, какие особенности есть у этого периода вхождения в школьную жизнь, как они могут проявляться у детей и что с этим делать.

Психологические особенности первоклассников в период привыкания к школе
Итак, начало обучения – сложный период для всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, работающего с первым классом, родителей первоклашек и, конечно, самих маленьких учеников.
Почему это такой сложный период?

Примерьте положение первоклассника на себя. Представьте, что вам - взрослому человеку - с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих вам привычек, попасть в новую обстановку, в мелькание сотен незнакомых лиц, в среду, где вас еще не знают, зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять не просто хорошо, но день ото дня все лучше.

Более того, ваши друзья и родные, все, кто вас знает и любит, пристально следят за тем, как вы справляетесь с новыми обязанностями, и недовольны вами, если что-нибудь не ладится. Уютно, комфортно вы себя чувствуете в этом новом, пусть самом соблазнительном мире? Едва ли. Тогда оцените мужественную готовность первоклассников «стать настоящими школьниками»: в этих сложных обстоятельствах они, как правило, говорят о школе с восторженным пылом, влюбляются в свою учительницу, наделяя ее красотой, умом, всезнанием, добротой, безоговорочно, некритично принимая все ее «надо» и «нельзя».

Да и для учителя этот этап непрост – представьте, вы только что расстались со взрослыми четвероклассниками, которые все умели, знали, вы к ним привыкли, и они к вам тоже, а теперь перед вами малыши – кто-то плачет и хочет домой, кто-то трогает все вещи, кто-то трогательно повис на вашей руке. И всех этих детей надо как-то учить! Заново считать клетки, учить строиться парами, объяснять, как вести себя в столовой и раздевалке.
Но и вам, дорогие родители, тоже совсем не просто. Ведь вы перешли в другой ритм жизни, в котором у ребенка будет совершенно определенная роль, обязанности, которые ему не всегда будет хотеться выполнять, а вам придется вспоминать или повторять – как это было у вас в первом классе или у старшего ребенка, объясняя своему маленькому первокласснику задачу или принцип написания буквы «у». И при этом мнение учительницы в первом классе все равно будет для ребенка важнее.

Вот так выглядит начало обучения в школе, если его рассмотреть со всех сторон.

Итак, вхождение в учебную деятельность как новую деятельность может быть связано с некоторыми осложнениями. В этот период маленькие ученики могут вести себя совсем не так, как для них это свойственно.

Что же наблюдает учитель, приходя в свой первый класс? Он видит, что для одного ученика характерно двигательное возбуждение, для другого – заторможенность, вялость, для третьего – жалобы на усталость, головные боли и потерю аппетита. Кроме того, можно увидеть и таких ребят, которые просто теряются в новых условиях, не могут охватить одновременно большое количество новых объектов, правил, которые нужно усвоить.

То же самое можете начать замечать и вы, уважаемые родители. Иногда некоторые мамы говорят, что просто не узнают своего ребенка, что он ведет себя так, как никогда раньше не вел, поступает так, что вызывает удивление всех, кто его хорошо знал раньше. И тогда надо будет внимательнее присмотреться к ребенку: ведь ухудшение его общего состояния, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания, резкие перепады настроения могут быть свидетелями возникающей сильной перегрузки.

Теперь мы знаем, что такое адаптация к школе, и какие сложности могут возникать в этот период для всех участников образовательного процесса.

Поговорим, как долго этот сложный период продлится.
Для каждого ребенка длительность привыкания к школе различна – кому-то хватит недели, а для кого-то и трех недель будет мало. В среднем период адаптации занимает около 6-8 недель. Хотя нужно помнить о том, что все дети разные и кому-то на то, чтобы привыкнуть к школе, понадобится до 6 месяцев.

Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Мы – взрослые же должны предъявлять ребенку разумные ограничения в том, что касается учебы, и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества". В этот период изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Значительная часть детей (50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Второй группе детей (около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия ребята осваиваются и привыкают к требованиям школы, учителя.

Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 %). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года; они трудно усваивают учебную программу.

Но самое главное, о чем надо помнить всем нам, - это то, что все, что наблюдает учитель или замечает мама, не является устойчивой особенностью ребенка, которая будет присуща ему всегда. С завершением адаптационного периода многие так ярко бросающиеся в глаза особенности поведения постепенно уйдут или примут более мягкую форму.

Поэтому хочется особо подчеркнуть, и предостеречь от желания делать скоропалительные выводы в этот период. Самое главное - внимательно наблюдать за состоянием и поведением своего ребенка, ему будет нужна ваша поддержка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного (произвольного) поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.

Важно помнить, что быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе, значит, быть готовым всему этому научиться.

Готовность к школе включает в себя следующие параметры:
- Психологическая готовность (сформированность ВПФ, мотивации к учебной деятельности); когда школа привлекает не стремлением «иметь портфель», а возможностью узнать новое; развиты речь, память, мышление, воображение.

- Интеллектуальная готовность (наличие у ребенка широкого кругозора, развитых познавательных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, классифицировать, обобщать);

- Эмоционально – волевая личностная готовность (умение взаимодействовать со взрослыми и детским коллективом, адекватно реагировать на эмоциональные проявления других людей и уметь правильно выражать свои эмоции); когда ребенок хочет общаться со взрослыми и сверстниками, действовать вместе с ними; готов слушать учителя, выполнять его инструкции; готов подчиняться интересам группы; умеет преодолевать трудности.

- Физиологическая готовность (физическое здоровье, физически крепок и развит крепкий иммунитет).

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Какие советы можно дать родителям первоклассников?
Дорогие родители!
1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой.
2. Не торопите его, ведь умение рассчитывать время - задача родителей.
3. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.
4. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. Спрашивайте, что нового он узнал.
5. Если малыш огорчен - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет все сам.
6. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе.
7. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов. Это должно быть рисование, чтение книг, лепка.
И помните, уважаемые родители, вы должны хотя бы 1 час в день принадлежать ребенку!

Преодоление утомления и ранней усталости:
Это очень серьезная проблема, на которую родители зачастую не обращают внимание. Если ребенок утомлен, то изменяется его поведение. Он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается.

Преодоление ранней усталости - задача сложная, и решение ее должно быть комплексным. От родителей требуется, в первую очередь, правильная организация труда и отдыха ребенка.

Поэтому необходимо соблюдать следующие правила:
- лучшим отдыхом от любого вида работы является смена вида деятельности (с интеллектуальной на физическую и наоборот). Поэтому во время занятий через 20-25 минут необходимо делать перерыв - физкультурную паузу (5-10 минут);
- физические упражнения, выполняемые во время перерыва, должны быть направлены на активизацию позвоночных и глазных мышц, а также рекомендуется легкий массаж головы и дыхательные упражнения;
- рабочее место ученика должно быть чистым, уютным и удобным, должен поддерживаться нормальный световой и температурный режим;
- важным моментом является одобрение деятельности ученика, постарайтесь радоваться каждой малейшей удачи вашего ребенка.

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе:
1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
3. Не сидите с ребёнком за всеми уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности;
- подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня:
- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;
- отдыхать на свежем воздухе;
- вовремя ложиться спать.
- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”
Уважаемые родители. Подытожу свое выступление демонстрацией видеоролика по актуальной теме из рубрики «Счастливый ребенок».

Упражнение-эксперимент
В завершении предлагаю вам провести небольшой эксперимент:
Возьмите, пожалуйста, ручку и небольшой листочек, напишите такую фразу: «Мой ребенок - первоклассник». Не правда ли, просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строчки. Как ровно и красиво мы пишем одной рукой, и как трудно и непривычно дается письмо другой. Также трудно дается учение первоклассникам.

Если вам покажется, что терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

Если же у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, школьному психологу (сообщаются приемные часы, расписание и контактные телефоны), и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.
Всего доброго!

Рекомендуем посмотреть:

О пользе использования распевок Как организовать пальчиковые игры дома? Консультация для родителей «Безопасная дорога», младшая группа
Родительское собрание на тему «Как организовать свободное время ребёнка?» | Родительское собрание на тему «Гиперактивный ребёнок в школе»
Опубликовано: 42 дня назад (12 апреля 2022)
Просмотров: 104
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!