Автор: Кривошеина Елена Анатольевна, библиотекарь МБОУ СОШ № 4 г. Кирова
Проблема осознания детьми способности осуществления регуляции своей деятельности - актуальная проблема в изучении психологии младшего школьника. Многие авторы так или иначе прикасаются к интересующей нас сфере психического развития ребенка в связи с изучением смежных проблем. Это обусловлено тем, что особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий в деятельности в значительной мере выражают специфику становления личности как ее субъекта (Б.Г.Ананьев, Н.И.Гуткина В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.Аменчинская и другие).
Формирование регулятивных УУД у детей необходимо осуществлять уже в начале школьного обучения, при этом необходима специальная организация их учебной деятельности.
Формирование умений ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результаты, осуществлять контроль и давать оценку результатам своей работы представляет собой сложный процесс, требующий понимания психологической структуры этих способностей, ее психологических механизмов, изучения и учета внутренних предпосылок, побудительных сил учащихся к овладению этой способностью.
Н.А. Менчинская, разрабатывая концепцию общей обучаемости, писала о том, что основой развития саморегуляции у школьников является становление процессов осознания ими своих психических возможностей, развитие мотивационной готовности к усовершенствованию учебной деятельности. [13]
В первом классе важно специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать («открыли кассу букв», «нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу.»).
При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Эффективно использовать для этого уроки математики, где происходит знакомство с самим понятием задачи. Где вопрос побуждает к постановке цели деятельности, условие определяет планирование действий, правильный ответ заставляет осуществить контроль и оценку результата работы. Постепенно отрабатывая навыки регулятивных умений в процессе решения математических задач, учащиеся научаются видеть учебные задачи, а затем и жизненные и контролировать процесс деятельности по сформировавшемуся алгоритму.
Так, в своем исследовании Е.Н. Костина выявила, что в процессе учебной деятельности школьники учатся различать задачи на любом уроке, доказывают правомерность своих утверждений. В ходе специально организованных бесед учащиеся убеждаются, что с задачами они встречаются на каждом шагу. Она описывает, как с большим интересом учащиеся составляют задачи, решаемые в жизни, используя свой личный опыт.
Особое внимание важно уделять обучению школьников анализу задач на различном предметном содержании. А значит в процессе проведения уроков, особое внимание обращается на умение школьников вчитываться в текст задачи, выделять условие и вопрос. С этой целью использовались следующие приемы: подбор и новая формулировка вопросов, составление условия к вопросу, решение задач с лишними и недостающими данными, подбор задач к имеющейся схеме, рисунку.
В процессе решения задач, учащиеся учатся не только определению целей деятельности, но и способам их достижения, если планирование способа действий сопровождается не только простым воспроизведением и заучиванием формулировок, но и пониманием смысла производимых действий, их последовательности.
Важно показать школьникам необходимость действия контроля, причем не только итогового, после выполнения задания, но и текущего, то есть контроль не только результата решения, но и самого процесса.
Контроль осуществляется, в основном, с помощью учителя, но уже применяются и приемы самопроверки и взаимопроверки.
Так же на этом этапе ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:
Ученику предлагается научиться задавать себе ряд вопросов и на них ответить. Что нужно было сделать в этой задаче? Какая была цель, что нужно было получить? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? И уже в более старшем возрасте можно добавить вопрос - какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Вследствие этого, показателем успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий,
выраженных в категориях:
* знаю/могу;
* хочу;
* делаю.
При этом учащиеся ставят перед собой цель, начинают планировать свою деятельность, прогнозировать её, осуществлять контроль, который проявляется в форме сличения способа действия и его результата с эталоном,
проводить соответствующую коррекцию (необходимые дополнения и изменения в случае расхождения с эталоном), давать оценку своей деятельности и одноклассников, а также стремиться к волевой саморегуляции, т.е. способности к волевому усилию достижения результата, преодолевая препятствия.
Регулятивные действия заложены в нормативно-правовой документ ФГОС НОО. Работа по формированию регулятивных УУД – дело сложное, способствующее развитию компетенции самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, что является требованием настоящего времени.
Литература:
1) "Виды заданий для формирования регулятивных УУД на уроках математики в начальных классах" Костина Е.Н.
2) Менчинская Н.А. проблемы учения и развития// Проблемы общей возрастной и педагогической психологии М.1978
3) Занков Л.В. Обучение и развитие, М.1975
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ. - 2-е издание М.: Просвещение, 2011
Рекомендуем посмотреть:
Использование системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС