Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа в библиотеке, 5-6 класс. Детский мир в царской семье. Конспект с презентацией

Детский мир в царской семье. Внеурочная деятельность в 5-6 классах
Беседа-презентация «В детской комнате»
Подготовила Клычева Светлана Владимировна
Цели и задачи:
- Узнать, по какому стандарту или, если угодно, «новому чину» воспитывали царских и великокняжеских детей.
- духовно-нравственное воспитание, мироощущение и желание сохранять историко-культурное наследие для потомков.
Личностный результат: формирование чувства сопричастности к историко-культурным событиям как их наследников;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
Высочайшие персоны минувших столетий, оказывается, тоже были детьми! Поговорим о том, как проходило детство великих князей и княжон рода Романовых, каковы были традиции воспитания в императорских семьях.
1 слайд
Когда в царской или великокняжеской семье рождался ребенок, об этом возвещали пушечные выстрелы в столице и крупных городах. Если это был наследник — пушки стреляли 301 раз, другой сын — 201 раз.
2 слайд
Сразу после появления на свет ребенка посылали за духовником и сообщали радостную весть царю-отцу. Духовник нарекал имя новорожденному (обычно того святого, который праздновался на восьмой день от родин). После этого государь шел сам смотреть на младенца и посылал сообщить о новости патриарху.
Далее на протяжении нескольких дней радостное событие праздновали: служили молебны, раздавали по церквам и монастырям, а также по богадельням и тюрьмам милостыню. Царь объявлял амнистию за незначительные преступления.
3 слайд
Через несколько дней после рождения происходили крестины ребенка, для чего составлялся специальный «Церемониал», согласно которому, в частности, назначались крестные родители — не менее трех крестных отцов (причем у внуков одним из крестных почти обязательно был сам император), а также четыре-пять крестных матери.
Происходил обряд крещения обычно в одной из дворцовых церквей, в присутствии императора, императрицы и всей императорской фамилии, двора и многих зрителей, размещавшихся на хорах.
4 слайд
В первый же день жизни дети из императорской фамилии получали почетные чины. Приписывались к гвардейским полкам в качестве их почетных шефов даже девочки.
5 слайд
С младенца снималась «мера рождения», и в эту меру заказывали икону его тезоименитого ангела. Потом эта икона сопровождала царевича или царевну всю их жизнь, а после кончины висела над их гробницей.
Лет до пяти августейший ребенок считался младенцем, которого следовало только беречь.
6 слайд
Потом становился условным взрослым со всеми полагающимися атрибутами, включая взрослую одежду, парики, украшения и кое-какие государственные обязанности. Например, посещение парадов, приемов или ответственных церковных служб, которые могли длиться по несколько часов. В общем, ничего хорошего для здоровья.
7 слайд
Будущий император Павел I воспитывался по старинке: «Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пеленках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц. Его покрывали одеялом из бархата и меха. Пот постоянно тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Однако заниматься воспитанием сына к тому времени Екатерине II было уже слишком сложно. «Бестолковые старухи и мамушки» потрудились на славу – мальчик боялся матери до икоты и обмороков.
8 слайд
Со временем Павел женился, и у него появились сыновья.
9 слайд
Вот тут-то талант императрицы раскрылся в полной мере. «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» – изрекла Екатерина. И составила целый трактат, который называется «Наставление к воспитанию внуков».
10 слайд
«Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь. Летом же купаться, сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспотели. В детях малые припадки озноба, либо жара, или боли в члене, делаются к росту или иному какому естественному приращению, которые пройдут без лекаря, без лекарства и без врача и врачебства. Употребление же лекарства в тех случаях отнимет силы нужные к производству того естественного действия…»
Но сущий ад, по представлениям «мамок и нянек», творился, когда внуки императрицы были совсем маленькими. Никаких перин или меховых одеял! Только закаливание, только свежий воздух! Нормативы – не более двух свечей на комнату, окна всегда открыты, температура не превышает 15 градусов по Реомюру (19 градусов по Цельсию). Ежедневно – холодная ванна. А чтобы уберечься от сквозняков, Екатерина изобретает сразу несколько видов одежды для младенцев. Это ползунки, комбинезон. По сравнению с обычной длинной младенческой рубашкой – гигантский шаг вперед. Удобнее еще ничего не придумали.
Результат впечатляет: «Он не знает и не терпит на ножках чулок, и на него не надевают ничего такого, что могло бы малейше стеснить его в какой-нибудь части тела… Он не знает простуды, полон, велик, здоров и очень весел!»
11 слайд
Об этом безграмотно, но честно рассказывает один из внуков Екатерины, будущий император Александр I: «Любезной папинка и маминка целую ваши ручки. Я слава Богу здоров и ездел вчерась з Братцом вфаетоне гулять и купалесь фпруду с холодною водою а сего дня поедим ф Петербург 5 августа Сынок ваш Алексаша».
Еще совсем недавно о том, чтобы царский сын купался в пруду, не могло быть и речи. Тем не менее Екатерина уделяла этому много внимания. И даже разработала специальную одежду, очень похожую на купальные костюмы.
12 слайд
Пожалуй, единственное, что можно поставить царственной бабке в упрек, это то, что Александр был туговат на одно ухо. Известно, что, когда он родился, императрица велела чуть ли не ежедневно палить из пушек под его окнами, чтобы приучить мальчика к звукам боя. Но в остальном обошлось без перегибов. А кое-что из наследия Екатерины не худо бы взять на вооружение родителям. Например, вот это мудрое наставление: «Выговоры детям чинить наедине, а хвалить, когда того достойны, при свидетелях».
13 слайд
Семейный портрет Павла I
Многодетность в царских семьях была явлением весьма приветствуемым, в том числе в силу необходимости оставить наследника. Например, у императора Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны было четыре сына и шесть дочерей.
14-15 слайд
16 слайд
Все без исключения российские императоры и великие князья получили домашнее образование. Это было нормой для русского дворянства 18 начала 19 вв.
самой заметной фигурой среди педагогов Александра I стал швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп. Добрую память о своем учителе Александр I пронес через всю жизнь. Свидетельством тому было то, что в 1814 г. Александр I произвел Лагарпа в генерал-лейтенанты, наградив при этом высшим орденом Империи – орденом Андрея Первозванного.
17 -20 слайд
Игрушки и разнообразные игры, которые заполняли досуг подрастающих детей: куклы и фарфоровые бюстики, из которых девочки могли смастерить себе куклу сами, настольные игры – лото, головоломки из дерева и слоновой кости, бильбоке и многое другое.
Дети взрослели, и вместе с ними «взрослели» их игрушки. модели технических приборов, телескоп и детское оружие – миниатюрные пистолеты Павла I. модель 42-линейной батарейной пушки образца 1877 года, подаренная великому князю Михаилу Александровичу. Обязательный элемент воспитания – обучение верховой езде, и неслучайно зале стоит модель коня.
Парадная погремушка. Усыпанную драгоценными камнями парадную погремушку изготовили придворные ювелиры еще при Екатерине II. В качестве реликвии она передавалась каждому новорожденному наследнику престола. В 1869 г. ее подарила «милому Ники» бабушка – императрица Мария Александровна273. Ныне эта погремушка хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.
В свою очередь, сын Николая II цесаревич Алексей в 1910-х гг. играл лошадкой, которую еще в конце 1750-х гг. подарила Екатерина II своему сыну Павлу Петровичу. Конечно, забавляясь драгоценной погремушкой и облезлой лошадкой, они вряд ли осознавали то, что этими же игрушками когда-то играли их царственные предки. Но «войдя в возраст», они с удивлением узнавали, что с «их» любимой старой лошадкой играл еще император Павел I.
Вышедшие из употребления личные вещи, в том числе и игрушки, бережно хранились в дворцовых кладовках. Их передавали по наследству, вне зависимости стоимости и внешнего вида. Для членов семьи это были не просто старые игрушки, а ИГРУШКИ Александра I, Николая I и других российских императоров.

Список использованных материалов:
Наше наследиие. Абраменкова Вера Васильевна, д-р психол. наук, ИППД РАО, МГПУippdrao@yandex.ru Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология2014. Вып. 1 (32). С. 70–80
Презентация на тему: Детский мир в царской семье

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Викторина с ответами и презентацией, 7 класс. Героическое прошлое нашего края | Интеллектуальная игра для старшеклассников с презентацией
Опубликовано: 2082 дня назад (12 марта 2019)
Просмотров: 875
+1
Голосов: 1
Лариса # 14 марта 2019 в 23:45 0
С интересом ознакомилась с материалом предоставленным Светланой Владимировной Клычевой. Многое было для меня открытием. Без сомнения буду использовать в работе.