Автор: Валентеева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР СГ№7 Тема: «На дорогах войны». Лирика поэтов – фронтовиков (А. Суркова, К. Симонова, В. Лебедева-Кумача и других) Цели: познакомить учащихся с лирикой поэтов-фронтовиков, сформировать понятие о взаимосвязи исторических событий и литературного процесса; развивать навыки работы с поэтическим текстом, интонационную выразительность; воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную страну и её героев. Класс: 7 Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Оборудование: мультимедийная доска, проектор, тексты стихотворений «Священная война», «Жди меня», «В землянке», плакат с изображением дерева, набор цветов.
Ход урока
Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в
отряд,
И ждем приказа нового.
И пусть
Не думают, что мертвые
не слышат,
Когда о них потомки говорят.
(Николай Майоров)
1. Организационный этап
Добрый день, ребята. Сегодня нас ждет непростой урок. Великая Отечественная война. Эти три слова значат для каждого человека так много! Скажите мне, пожалуйста, в каком году началась Великая Отечественная война? А в каком году она закончилась? Правильно!
1941-1945. Восемь цифр, тире между ними. А за этими цифрами – судьбы. Города, превращенные врагом в руины. Жизни миллионов людей, которые война перечеркнула раз и навсегда.
2. Работа с эпиграфом
Взгляните на строки эпиграфа. Кто мне их прочтет? (Ответ ученика)
Спасибо. Это строки из стихотворения Николая Майорова, поэта, который в октябре 1941 года ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году у деревни Баранцево Смоленской области.
3. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
В годы Великой Отечественной войны воевали все. В том числе – поэты и писатели. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? (Ответы учащихся)
Вы определили верно. Сегодня мы с вами будем говорить о лирике поэтов-фронтовиков. Людей, которые сами испытали ужасы войны, прошли сквозь неё – и пронесли в груди самое ценное и святое: русское слово.
Взгляните, у вас на партах лежат разноцветные цветы. Прошу, выберите тот цветок, цвет которого вам нравится больше других, и закончите фразу:
«Сегодня на уроке я хочу…» Итак, мы с вами определились с целями сегодняшнего урока. Давайте закрепим их на нашем дереве знаний. Запомните, какого цвета ваш цветок, и в конце урока я открою вам маленький секрет. (Ученики зачитывают свои цели и приклеивают цветы на весеннем «Дереве знаний»)
4. Актуализация знаний, умений и навыков 4.1. Составление ассоциативного ряда «Бег ассоциаций» Учитель: Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество [2].
Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «мужество». Давайте составим из них облако ассоциаций.
(Учитель записывает слово «мужество» на доске. Вокруг ученики записывают возникшие ассоциации).
4.2. Первичное усвоение новых знаний Учитель: Вот видите, как много ассоциаций у нас возникло. Действительно, мужество – это то общее, что характеризовало всех людей в годы Великой Отечественной войны.
В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.
С первых дней войны создавались замечательные стихотворения, настоящие произведения искусства. Многие из них стали песнями.
Существует песня, которая с самых первых дней войны провожала солдат в бой. Песня-гимн, песня-призыв, песня-крик души и сердца. Как вы думаете, о какой именно песне я говорю? (Ответы учеников)
4.3. Работа со «Словарем настроений» Учитель: Верно, это песня «Священная война». Давайте с вами прослушаем её, а затем вам предстоит выполнить задание. Поэтому будьте внимательны.
(Звучит песня «Священная война»)
Учитель: А теперь послушайте ваше задание, ребята.
Перед вами – словарь настроений. Посмотрите на него, пожалуйста, и выберите те, которые соответствуют настроению прослушанного произведения. (Ответы учащихся)
А теперь те, которые соответствуют вашему собственному настроению после прослушивания. (Ответы учащихся).
Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Ребята, у песен, как и у людей, есть своя судьба. Конечно, есть она и у песни «Священная война». Текст песни был написан Василием Лебедевым-Кумачем и опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда». 25 июня 1941 года к ней написал гениальную музыку композитор Александр Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, а вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Это было 26 июня 1941 года.
Вот как это было по воспоминаниям современников: «С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Очень многие молодые студенты ушли на фронт прямо со студенческой скамьи. Так появилась поэзия фронтового призыва. Этот период в литературе – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план.
Поэт Алексей Сурков в это время писал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…».
Такие стихи действительно появились. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.
Работа в тетради
Запишите, пожалуйста: Лирика о Великой Отечественной войне. Поставьте две стрелочки. Она делится на военную (1941-1945) и послевоенную (1945 до наших дней).
Военная (1941-1945)
Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью под впечатлением от увиденного на войне). Основной мотив – душевный настрой на борьбу с на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать
Послевоенная (1945 год – наши дни)
Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами.
Как вы думаете, к какой лирике относится стихотворение «Священная война», к военной или послевоенной? Докажите свою точку зрения. (Ответы учеников)
5. Первичная проверка понимания. 5.1. Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня» Учитель: Солдаты уходили в бой, веря, что победа обязательно будет за нами. Они писали не только стихотворения-призывы, но и стихотворения, в которых обращались к своим близким, родным и любимым. Взгляните, у вас на партах лежат тексты двух стихотворений, написанных разными людьми, поэтами Константином Симоновым и Алексеем Сурковым.
Давайте с вами обратимся к тексту стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Константина Симонова.
Учитель: Для начала прослушаем это стихотворение в исполнении Сергея Безрукова. (Ученики слушают аудиозапись)
Константин Симонов родился в 1915 году. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, от чьего лица ведется повествование в стихотворении «Жди меня»? (От имени автора)
- Как вам представляется лирический герой этого стихотворения? Какой он человек? Какие чувства у него в душе?
Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.
- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства.
- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?
- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?
- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?
- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой?
- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?
- Какие средства худ. выразительности использует автор?
- Теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно.
(Чтение стихотворения учащимися)
- И снова воспользуемся нашим «Словарем настроений»
Какое настроение у вас возникло во время прочтения этого стихотворения? Как вы думаете, а какое настроение было у лирического героя? У автора?
5.2. Анализ стихотворения А. Суркова «В землянке» Учитель: А теперь мы с вами взглянем на стихотворение Алексея Суркова. Думаю, большинству из вас оно известно. Это стихотворение – тоже послание любимой женщине, и называется оно «В землянке». «В землянке» – стихотворение, которое автор не собирался публиковать. Это были несколько стихотворных строчек, написанных в письме жене. Однажды композитор Константин Листов обратился к Суркову: «Нет ли у тебя что-нибудь певческого?» На что Сурков ответил: «Костюша, «что-нибудь» — нет. А вот я написал тут один стишок — письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...»
Листов прочел. Строки, написанные в письме жене, потрясли его. Он действительно увидел, что это стихотворение написано в белоснежных снегах под Москвой в ноябре 1941 года. Тогда, через неделю появившись в редакции газеты, Листов пришел и попросил гитару, сел и спел песню. Композитор не был уверен, что песня получилась. Ему казалось, что в этот момент нужно писать героические песни, песни, зовущие к подвигу, а это получилась лирическая и даже грустная песня. Но песня стала очень популярной среди фронтовиков. Фронтовики писали и говорили: «Мы-то действительно понимаем, что смерть ходит рядом, что до нее действительно 4 шага».
«Землянка» – песня лирическая, даже грустная, но не уныние вызывала она, она звала в бой, она вызывала на подвиг, она заставляла бросать вызов врагу и бороться за счастье, за любовь. Давайте послушаем её. (Слушаем аудиозапись песни «В землянке)
Вопросы ученикам:
- Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке» и «Жди меня»? (Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки.)
- Найдите строки, которые нам говорят о том, что это обращение к близкому человеку? (Автор вспоминает улыбку, глаза, обращается к женщине на «ты», в стихотворении звучат слова любви.)
- Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.)
- Что дают герою воспоминания о доме? (Героя стихотворения согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви».)
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение «В землянке» и попробуем передать ту теплоту и любовь, которую лирический герой чувствует к своей супруге.
- Скажите, какие средства художественной выразительности помогают автору нарисовать для нас картину ноябрьского вечера в землянке? Какие средства художественной выразительности вы знаете?
- А теперь поработаем со «Словарем настроений».
5.3. Работа с сопоставительной таблицей Учитель: Ребята, а теперь давайте взглянем, какие образы выбирают для своих стихотворений Константин Симонов и Алексей Сурков. Проследим, похожи они или отличаются.
Константин Симонов «Жди меня» (заполнена) Алексей Сурков «В землянке» (пустая)
Всем смертям назло А до смерти – четыре шага
Всем смертям назло Пой, гармоника, вьюге назло
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет Ты сейчас далеко-далеко
Жди, когда снега метут Между нами снега и снега
Ожиданием своим ты спасла меня Мне тепло от моей негасимой любви
Найдите в стихотворении слова, образы, звучавшие также и в стихотворении Симонова.
- Не кажется ли вам, что такие совпадения не случайны? (Совпадения в этих стихотворениях не случайны: у авторов одни и те же мысли, образы, слова.)
- Как вы понимаете высказывание К.Симонова: «Если б не написал я, написал бы кто-то другой»? (Подобное стихотворение обязательно было бы написано. Мысли, высказанные в нём, были близки каждому солдату, бойцы и письма писали, и ждать просили, но К.Симонов и А.Сурков словно мыслями поделились друг с другом.)
6. Первичное закрепление знаний
Мы сегодня с вами много говорили о том, что такое мужество. И закончить работу над темой я хочу стихотворением Анны Андреевны Ахматовой, которое так и называется – «Мужество».
- Теперь, когда мы с вами познакомились с пронзительными и героическими строками поэтов-фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне сила великого русского слова? (ответы учеников)
7. Творческое применение знаний в новой ситуации Работа в группах Учитель: А теперь я попрошу тех, кто сидит на первом ряду, представить себя художниками. Ваша задача – описать, какую картину вы бы нарисовали, чтобы проиллюстрировать стихотворения, которые мы сегодня услышали. Представьте, какие используете цвета, кого нарисуете или что, какое время суток. Второй ряд, вы – композиторы. Какую музыку вы бы написали? Какой был бы темп музыки? Грустная или радостная она была бы? Третий ряд, вы – режиссеры, о чем был бы фильм по мотивам этих стихотворений? Кто бы стал главным героем этого фильма? Возможно, вы придумаете для него ключевые события?
7.2. Минутка психологии
Взгляните на наше дерево знаний. Достигли ли вы целей, которые разместили на нем? Помните, в начале урока я обещала раскрыть вам маленький секрет? Так вот: то, какой цвет вы выбрали для деревца, много может сказать о вас, как о человеке.
Те, кто выбрали красный цвет, любят успех и стремятся к нему. Эти люди активны и эмоциональны.
Те, кто выбрал цветок желтого цвета, оптимистичны, общительны, смелы и любопытны. Вам нравится узнавать что-то новое.
Те, кто выбрал цветок голубого цвета, впечатлительны и верны. Также вы очень творческий человек.
Оранжевый цвет означает, что вы мечтательны и оригинальны.
Зеленый цвет выбирают люди уравновешенные и уверенные в себе. Также вы разборчивые, щедрые и добрые.
8. Рефлексия Учитель: А теперь я попрошу вас обвести на листе бумаги левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию, информацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – мне особенно удалось (понравилось)
Какие выводы вы для себя сделали из сегодняшнего урока?
9. Оценивание работы на уроке
Выставление баллов за работу на уроке
10. Оглашение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
Представьте, что вы – журналист. Подготовьте пять вопросов для одного из поэтов-фронтовиков, которые вы бы хотели задать во время интервью.
Список использованной литературы:
1. Биография Константина Симонова
2. Лирика военных лет