Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы, 7 класс. Край ты мой, родимый край

Урок литературы в 7 классе на тему "КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ"
Учитель: Бондаренко Сергей Иванович
Место работы: МКОУ «Алеховщинская СОШ», село Алёховщина Ленинградской области.
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс: 7 класс
Предмет: Литература
Тип урока: Комбинированный урок
Тема: «Край ты мой, родимый край» (Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе).

Цель деятельности учителя: Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; умение видеть за строками стихотворений чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл; учить работать самостоятельно и в группах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
1. Умения выразительно читать и анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль.
2. Развивать навыки выразительного чтения поэтического текста.
3. Умение видеть позицию автора, определять идею художественного произведения.
Метапредметные:
1. Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной работе;
2. Умение извлекать из текста необходимую информацию, формулировать и высказывать свою точку зрения;
3. Умение работать в группе и самостоятельно.
Личностные:
1. Осознание эстетической ценности русской поэзии. Ценить и понимать ценности: «любовь к Родине», «природа», «мир», «красота».
2. Воспитывать эстетический вкус, уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Методы и формы обучения: Смысловое чтение и извлечение необходимой информации; эвристическая беседа; творческие учебные задания; индивидуальная, групповая, фронтальная деятельность учащихся.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, карточки-информаторы, рабочие листы обратной связи.
Наглядно-демонстрационный материал:
1. Выставка поэтических сборников русских поэтов: В.А.Жуковского, В.Кольцова, А.С.Пушкина, Ф.И,Тютчева, А.А.Фета, Я.П.Полонского и других.
2. Портреты русских поэтов
3. Высказывания о поэзии.
4. Карточки-задания для самостоятельной работы по трем группам сложности и поэтические сборники к ним (А.А.Фет, А.Н.Майков, И.А.Бунин).
5. Оформление доски:
Правая сторона - стихотворение А.А.Фета «На рассвете».
Левая сторона доски:
1.Высказывание: «Природа-это тот «божий мир», кото¬рый « в пылинке...лелеет жизнь и множит.»(А.А.Фет).
2.Запись толкования слов, важных для беседы:
СОЗЕРЦАТЬ-наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, уг¬лубляясь в предмет, изучая его, любуясь им. Вникать во что-либо мысленно, разумом, духом. (В.И.Даль). (Сравни словарь С.И.Ожегова - «пассивно наблюдать».)
БЛАГОДАТЬ - Дары Духа Святого (церк.)
- Помощь, ниспосланная свыше, к исполнению воли Божьей; любовь, милость, счастье; благодеяние, благотворение. (В.И.Даль)
Факультативно по другим источникам:
Благодать-это божественная сила, с помощью которой со¬вершается спасение человека. «Просвещающая» благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, «путеводит всех». Благодать - это обещание спа¬сения души». («Русский язык в школе».-1994.- №3)
Ход урока.
I. ВВЕДЕНИЕ
Цели данного этапа:

1. Психоэмоциональный настрой на восприятие поэтического ' слова, на разговор о поэзии;
2. Пробуждение внимания к многозначности и глубине стихо¬творной речи.
Учитель сообщает тему урока и нацеливает на внимательное чтение и слушание, на особый настрой души и заинтересованную ра¬боту.
1. Прочитаем на экране стихотворение В.А.Жуковского «Приход весны».
Учитель читает наизусть, ученики наблюдают на экране.
В.А. Жуковский.
Приход весны.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

- Всего шесть строк, но какова глубина и сила чувств!
- Как бы вы определили настроение стихотворения?
- А каков ведущий мотив (основная мысль)?
Пробуждение природы, приход весны (смотрите название стихотворения).
- А пробуждение чувств человека, вы это заметили?
Каждое наименование, название, имя, сочетание слов изображает (представляет, а воображение создает свою картину) определенную сферу, стихию природы:
«зелень нивы» - это земля, трава
«рощи лепет» - деревья. (Вы посмотрите, какая блестящая метафора - «лепет рощи»; это олицетворение - природа только пробудилась, как бы заново родилась листва - отсюда «лепет», то есть шелест, говор молодых (младенческих) листочков.
«в небе жаворонка трепет»- это стихии неба и птиц( животного мира).
«теплый дождь, сверканье вод» - изображается стихия воды. Смотрите, какие живые, «весенние» эпитеты подбирает автор - «теп¬лый», «сверканье» - в смысле, «сверкающий(-ая)».
Поэт, называя предметы окружающего мира, как бы оживляет их. Это истинно поэтический, фольклорный прием, и в то же время автор созда¬ет живую картину бытия (приход весны). Другими словами, поэт од-новременно и изображает, и одухотворяет мир, природу.
Риторический вопрос: «Вас назвавши, что прибавить?»
Прибавить можно, но ...
- Зачем автору нужен этот вопрос?
Вводится человек, живая душа, созерцатель; тот, кто, называя, прославляет.
- Человек поет славу чему?
Жизни души, приходу весны.
Последней строкой стихотворения объединяется живая и нежи¬вая природа - человек и окружающий мир. Это единое целое, «божий мир» (Посмотрите на эпиграф к уроку). Вот где сердце и душа поэтического творчества - любовное переплетение, духовное единство человека и природы, лю¬бование миром, созерцание его красоты и восхищение ею.
(Далее, словарная работа - СОЗЕРЦАТЬ - по В.И.Далю. Материал на доске или на экране.)

II. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А.ФЕТА «НА РАССВЕТЕ».
Цели данного этапа:

1. Дать ученикам «образцовый» разбор стихотворения. Далеко не полный, выборочный, но выразительный.
2. Побудить их к самостоятельной работе (по принципу «де¬лай, как я»).
Задача ученикам:
- наблюдать за ходом разбора,
- подготовиться к самостоятельным наблюдениям.
Чтение стихотворения учителем. Текст у каждого ученика и на экране.
А.А. Фет "На рассвете"
Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмётся под ближнюю сень;
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло...
Солнца ещё не видать,
А на душе благодать.
1 апреля 1886 г.

Созерцаем вместе с А.А.Фетом утро, рассвет.
Интонация стихотворения - радостная, но и трепетная, осто¬рожная, мягкая, волнующая...
Основная мысль - «Благославляю новый день».
Благодать на душе — ожидание чуда - солнечного света, радость от наступления нового дня. Смотрите на экране (доске) значения слова «благодать» (по В.И.Далю,- дается попутный словарный комментарий).
Душа человека живет ожиданием и приветствием утра. Пробуждается природа от ночного сна, и пробуждается к новой жизни чело¬век.
Поэт применяет минимум выразительных художественных средств. Каждые две строки - картина, или часть картины, ее деталь. Это своеобразный поэтический монтаж. Камера воображаемого кинооператора может это представить как лирическую киноминиатюру. Каждая деталь, образ, как кадр в кино, есть часть целого, «божьего мира». Окружающий мир изображается в православной традиции. Смотрите эпиграф. Можно сказать, что это изображение «космоса», тогда это будет античная традиция.
Нет никакой пышности, яркости, цветистости. Есть четкость, чуткость, пронзительность взгляда и слуха. Так обычно бывает на из¬ломе ночи-дня. Душа и глаза ловят каждый мелкий штрих, каждый звук, шорох .. .и радуются красоте. Душа ждет, надеется, она любит.
Благодать - высшее чувство! Слияние с целым, с Божьим миром. И восхищение!
Истинно поэтических средств немного. Вот удивительная метафора-«чело ночи».
- Как вы понимаете эту метафору-олицетворение?
Первой строкой автором задан и музыкальный, мягкий ритм, олицетворяющий смысл изображаемого. Природа предстает перед нами одухотворенной, живой, озвученной и осмысленной, очеловеченной. Вот еще одно олицетворение - «выйти стыдится заря». Как невеста-заря к жениху-солнцу. Здесь Фет затрагивает глубокие фольклорные поэтические традиции, но об этом побеседуем на других уроках поэзии.
Поэзия А.А.Фета исключительно музыкальна, она на границе поэзии и музыки, выразимого и невыразимого словом.
Ритм стихотворения «На рассвете» - плавный (посмотрите, этим словом начинается произведение), скользящий, легкий, сияющий, светлый, зыбкий, колеблющийся, невыразимый.
- Каков стихотворный размер? (Четырехстопный дактиль).
Это ритм вальса (отбить, педалировать ритм) - одного из самых поэтичных, лиричных, художественных танцев. В этом танце необходимы плавность, легкость, воздушность движений.
III. В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
Цели данного этапа урока:

1. Учить вглядываться в стихотворный текст.
2. Определять его основное чувство, настроение (интонацию), определять основную мысль (идею произведения).
3. Находить художественные средства поэтиче¬ской речи для выражения ведущего чувства,
4. Правильно и интонационно верно читать стихотворный текст.
Основная задача для учащихся:
• подготовка к выразительному чтению (по карточке-заданию для каждой группы) и выразительное чтение стихотворения.
Работа проводится в трех группах, разделенных по уровню умений работать со стихотворным текстом.
Задание всем:
1. Прочитать стихотворение;
2. Определить настроение, ведущее чувство (или основные ин-тонации).
3. Сформулировать основную мысль (идею произведения).
4. Осмыслить основные выразительные средства поэтической речи: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
5. Уяснить ритм и размер для правильного чтения.
Дифференциация заключается в текстах разной степени слож¬ности, в карточках-заданиях, где первым двум группам задан некий алгоритм ответа, а третьей доверена бОльшая самостоятельность.

Работа 1 группы:
А.Н. Майков «Осенние листья по ветру кружат».
Карточка-задание группе:
(алгоритм ответа)
Перед нами стихотворение Аполлона Николаевича Майкова « Осенние листья по ветру кружат».
Основное настроение стихотворения - ____________________________
Интонация первого четверостишия - ______________________________
Интонация второй строфы - _______________________________________
Основная мысль стихотворения состоит в - ________________________
Здесь есть следующие эпитеты и сравнения - ______________________
Стихотворение нужно читать (как?) ______________________________
Прослушаем стихотворение. Чтец из группы читает с учетом сказанного.

Работа 2 группы:
И.А.Бунин «Пахнет черемухой...»
Карточка-задание: то же, что и первой группе.

Работа 3 группы:
А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
Задание: самостоятельный анализ; подготовка к выразительному чтению.
План анализа лирического стихотворения:
1.Основная тема и идея стихотворения.
2.Лирический сюжет (развитие чувства лирического героя).
3. Самый яркий образ, созданный в произведении.
4. Средства выразительности, помогающие понять идею, выразить чувства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, другие средства).
5. Ритмика стихотворения ( размер, способ рифмовки). Жанр.

Краткий итог работы творческой лаборатории.

IV. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА.
Конкурс чтецов стихотворений русских поэтов о природе «Край ты мой, родимый край».
Жюри конкурса: присутствующие на открытом уроке.
Задание: Прочитать наизусть стихотворение рус¬ского поэта о родной природе.
Цели:
1. Воспитывать вкус к художественному слову.
2. Отрабатывать умения самостоятельной работы с поэтиче¬ским текстом.
3. Воспитывать готовность к публичному выступлению.
4. Умения самоорганизации и самоконтроля.

Подведение итогов конкурса и награждение отличившихся учеников. Вручение книг русских поэтов.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выучить наизусть одно из стихотворений русских поэтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка-задание.
1 группа
А.Н.Майков.

***
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! ты черен и гол,
О, лес наш родимый, конец наш пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

1. Прочитайте стихотворение.
2. Сделайте разбор стихотворения, используя следующий ал¬горитм:
Перед нами стихотворение Аполлона Николаевича Майкова « Осенние листья по ветру кружат».
Основное настроение стихотворения - ____________________________
Интонация первого четверостишия - ______________________________
Интонация второй строфы - _______________________________________
Основная мысль стихотворения состоит в - ________________________
Здесь есть следующие эпитеты и сравнения - ______________________
Стихотворение нужно читать (как?) ______________________________
3. Выразительно прочитайте стихотворение, учитывая ваш разбор.

Для справки:
Выразительные средства поэтического языка: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение. (Смотри их значение в словаре учебника.)

Карточка-задание.
2 группа.
И.А.Бунин.

Пахнет черемухой...
Туча растаяла. Влажным теплом
Веет весенняя ночь над селом;
Ветер приносит с полей аромат,
Слабо алеет за степью закат.
Тонкий туман над стемневшей рекой
Лег серебристою нежной фатой,
И за рекою, в неясной тени,
Робко блестят золотые огни.
В тихом саду замолчал соловей;
Падают капли во мраке с ветвей;
Пахнет черемухой...

1. Прочитайте стихотворение.
2. Сделайте разбор стихотворения, используя следующий ал¬горитм:
Перед нами стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Пахнет черемухой...»
Основное настроение стихотворения - ____________________________
Интонация первого четверостишия - ______________________________
Интонация второй строфы - _______________________________________
Основная мысль стихотворения состоит в - ________________________
Здесь есть следующие эпитеты и сравнения - ______________________
Стихотворение нужно читать (как?) ______________________________
3. Выразительно прочитайте стихотворение, учитывая ваш раз-
бор.

Для справки:
Поэтические средства выразительности языка: эпитет, ме¬тафора, олицетворение, сравнение. (Смотри их значение в словаре учебника.)

Карточка-задание.
3 группа.
А.Фет

***
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

1. Прочитайте стихотворение.
2. Самостоятельно проанализируйте стихотворение по плану:
1) Основная тема и идея стихотворения.
2) Лирический сюжет (развитие чувства лирического героя).
3) Самый яркий образ, созданный в произведении.
4) Средства выразительности, помогающие понять идею, выразить чувства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, другие средства).
5) Ритмика стихотворения ( размер, способ рифмовки). Жанр
3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект урока-игры по литературе для 7 класса. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Разработка урока литературы, 7 класс. История создания романа Пушкина "Дубровский" Конспект урока литературы с презентацией, 7 класс. Лирика поэтов - фронтовиков

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Творческие задания к поэме Гоголя "Мертвые души"
Опубликовано: 1716 дней назад (15 марта 2020)
Просмотров: 1897
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!