Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Творческие задания к поэме Гоголя "Мертвые души"

Творческие задания к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Автор работы: Бондаренко Сергей Иванович, учитель МКОУ «Алеховщинская СОШ», Ленинградская область, Лодейнопольский район

Изучение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в школе – всегда сложная учебная задача.
Предлагаемые вопросы и задания, основанные на знании текста и на высказываниях критиков разных эпох, позволят расширить кругозор учащихся, заставят задуматься над нестандартными подходами в понимании сложного художественного текста. Вопросы могут стать отправной точкой для самостоятельной работы учащихся, для исследовательских задач. Вопросы могут быть использованы как материал для повторения курса, в качестве подготовки к сочинениям, а также для индивидуальных и проектных заданий. Например, вопрос о лирическом отступлении в 11 главе романа-эпопеи может быть использован для индивидуального или группового проекта на тему: «Мотив дороги и его метафорические смыслы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»». Для более полноценного решения задач проекта можно, кроме романа-эпопеи, подключить исследование публицистики и статей писателя.

1. Известный русский революционер, философ и писатель Н.Г.Чернышевский после прочтения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в юношеском возрасте делает такую запись в своем дневнике 5 августа 1848 года: «Вчера дочитал до Плюшкина, ныне утром до визита дамы, приятной во всех отношениях; характера Коробочки не понял с первого раза, теперь довольно хорошо понимаю; связь между медвежьим видом и умом Собакевича и теперь не так ясна, но утром нынче... прояснилась несколько более, чем раньше: так он и во внешности так же тверд и основателен, как и внутри,- он основателен и всё делает основательно, поэтому и избы знает, что выгоднее и лучше строить прочнее, да уж заходит за границы - и так это связано, как внешнее и внутреннее. Чувствую, что до этого я дорос менее, чем до «Шинели» его и «Героя нашего времени»; это требует большего развития. Дивился глубокому взгляду Гоголя на Чичикова, как он видит поэтическое или гусарское движение его души (встреча с губернаторской дочкой на дороге и бале и другие его размышления), но это характер самый трудный, и я не совсем хорошо постиг его, однако чувствую, что когда подумаю и почитаю еще, может быть, пойму. Велико, истинно велико! ни одного слова лишнего, одно удивительно! вся жизнь русская, во всех ее различных сферах исчерпывается ими...»
Советский литературовед Ю.В.Манн так комментирует эту запись: «Двадцатилетний Чернышевский, овладевший строгой дисциплиной мысли, искушенный в новейших проблемах философии и политики, разгадывает «Мертвые души», как сложнейшую математическую задачу. И он вынужден признать, что до конца ее не решил, что находится еще на пути к разгадке.»

Что сложного и загадочного видите вы в «Мертвых душах»? Как бы вы оформили свои размышления по прочтении поэмы Гоголя?

2. Как только «Мертвые души» вышли из печати, вокруг поэмы вспыхнули страстные споры. Русский писатель С.Т. Аксаков, близкий друг Гоголя, вспоминает: «Публику можно было разделить на три части. Первая, в которой заключалась вся образованная молодежь и все люди, способные понять высокое достоинство Гоголя, приняла его с восторгом. Вторая часть состояла... из людей озадаченных, которые... не могли вдруг понять глубокого и серьезного значения его поэмы; они находили в ней много карикатуры... Третья часть читателей обозлилась на Гоголя. Она узнала себя в разных лицах поэмы и с остервенением вступилась за оскорбление целой России».

К какой группе прочитавших впервые произведение вы себя отнесете: восторженных почитателей, "озадаченных" или явных противников? Может быть, у вас сложилась отличная от названных позиция? Аргументируйте любой вариант ответа.

3. Московский цензор Голохвастов восстал против названия поэмы: "Нет, этого я никогда не позволю, душа бывает бессмертна - мертвой души не может быть, - автор вооружается против бессмертия!"
А.И.Герцен, русский общественный деятель и писатель, писал: "Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы, и tutti quanti (все прочие) - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

А как вы понимаете смысл названия поэмы? Какое смысловое наполнение может иметь словосочетание «мертвые души»?

4. «Ошибочно было бы думать, - писал Н.Г.Чернышевский, - что сильнейшее впечатление, производимое «Мертвыми душами», - смех; напротив, эта книга очень серьезная и грустная. Все лица в ней живые, все имеют глубокий смысл для того, кто хочет постичь нашу жизнь...»

Каково, на ваш взгляд, «сильнейшее впечатление» от «Мертвых душ»? Каково в этом произведении соотношение смешного и серьезного? Найдите в VII гл. I части слова о соотношении смешного и серьезного. Можно ли считать эти авторские слова основным принципом Гоголя-художник

5. Литературовед Ю.Тынянов писал о том, что «Гоголь необычайно видел вещи».
Прочитайте описание города в I главе или описание усадьбы Манилова во 2 главе. Какие элементы, и детали описания кажутся вам необычайными? С какой целью вводит их писатель?

6. Почему у большинства персонажей поэмы нет описаний или рассказов об их прошлой жизни? У кого из героев прошлое представлено? Как это связано с идейным замыслом писателя?

7. Как вы понимаете замечание молодого Н.Г.Чернышевского о Чичикове: «... это характер самый трудный»? В чем его сложность и трудность? Чем Чичиков отличается от остальных персонажей поэмы?

8. Что вам говорит фамилия Собакевич? Пытаясь расшифровать смысл говорящей фамилии, обратитесь к высказываниям Собакевича о других людях.

9. В чем смысл противопоставления «добродетельного человека» и «подлеца», в изложению истории Чичикова (гл.11). Нет ли тут иронии, в том смысле, что автор посмеивается, над читателем, привыкшим делить героев на положительных и отрицательных? Как автор оценивает своего героя? Есть ли в тексте поэмы прямо высказанное отношение автора к своему герою? А может быть, более весома косвенная оценка героя? В чем она проявляется?


10. Как вы думаете, почему Чичиков единственный человек в поэме, о ком с симпатией отзывается Собакевич? В первой главе он называет его «преприятный человек» и не изменяет своего мнения до конца повествования. Вспомните, что и Чичиков сочувственно думает о Собакевиче (гл.5). Что общего у Чичикова с Собакевичем?

11. В.Г.Белинский писал, что «непосредственность творчества у Гоголя имеет свои границы, и что она иногда изменяет ему, особенно там, где в нем поэт сталкивается с мыслителем, т.е. где дело преимущественно касается идей"

И ниже критик приводит примеры «обмолвок против непосредственного творчества»: «поэт весьма неосновательно заставляет Чичикова расфантазироваться о быте простого русского народа при рассматривании реестра скупленных им мертвых душ».

И другой пример и вывод критика: «Равным образом, также мало идут к Чичикову и его размышления о Собакевиче, когда тот писал расписку: эти размышления слишком умны, благородны и гуманны; их следовало бы автору сказать от своего лица...»

Как вы думаете, почему автор передал Чичикову вышеназванные размышления? Прав ли В.Г.Белинский в своих замечаниях?

12. В черновиках Гоголя есть такая запись к восьмой главе 1 тома: «Кто что ни говори, а балы хорошая вещь», - думал Чичиков. «Холод ли, неурожай, или какой иной случай... а как соберешься вместе, позабудешь обо всем. Всем есть что-нибудь. Танцы для молодых. Карты для почтенных людей. Можно и на танцующих поглядеть, и в вист наиграться, и много значит этак общество, толпа. Всё это веселится, пестро. Притом и ужин...».
В окончательной редакции Чичиков высказывает прямо противо-положные мысли о балах: «Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы! - говорил он в сердцах. - Ну, чему сдуру обрадовались? В губер-нии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы! Эк, штука; разрядились в бабьи тряпки! Невидаль, что иная навертела на себя тысячу рублей!... Кричат: «Бал, бал, веселость!» - просто дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре...» и т.д.

Как вы думаете, чем вызвано такое резкое изменение взглядов героя? Почему автор «заставил» полярно измениться точку зрения Чичикова? Какая позиция более близка характеру Чичикова? А может быть, это связано с другими авторскими задачами? Как вы думаете, какими?[/b]

13. Прочитайте начало седьмой главы, рассуждение автора о двух типах писателей. Можно ли считать позицию второго писателя авторской?

Проанализируйте (выделите основные мысли и составьте план) следующую часть лирического высказывания: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»[/b]

14. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эта народная пословица является эпиграфом к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Подберите из следующих ниже пословиц, собранных В.И.Далем, наиболее подходящую, на ваш взгляд, в качестве эпиграфа к поэме "Мертвые души". Поясните свой выбор.
1. Грешное тело и душу съело.
2. Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа.
3. Как нет души, так что хошь пиши.
4. Жив бог - жива душа моя.
5. Игла служит, пока уши, а люди, пока души.
6. Что не родится, то не умирает.
7. Правда у бога, кривда на земле.
8. Всяк человек ложь - и мы тож.
9. Тебе смешно, а мне до сердца дошло.

15. Известный в начале XX века писатель и. критик В.В.Розанов писал в одной из своих статей о Н.В. Гоголе: «Мертвым взглядом посмотрел Гоголь на жизнь, и мертвые души только увидал он в ней. Вовсе не отразил действительность он в своих произведениях, но только с изумительным мастерством нарисовал ряд карикатур на нее: от этого-то и запоминаются они так, как не могут запомниться никакие живые образы». И чуть ниже поясняет, как Гоголь создавал свои «карикатуры»: «...берется единичный недостаток, сущность которого хорошо известна из субъективной жизни, и на него пишется иллюстрация, или иллюстрация «с моралью». Ясно, что уже каждая черта этого образа отражает в себе по-своему этот только недостаток, ибо иной цели рисуемый образ не имеет. Это и есть сущность карикатуры»

Прав ли В.В.Розанов, говоря о «мертвом взгляде» и «мертвых душах» в поэме? Карикатурны ли образы в поэме «Мертвые души»? Согласны ли вы с таким толкованием образности у Гоголя?

16. Датский литературовед Е.Брандес во время празднования 100-летнего юбилея со дня рождения Н.В.Гоголя говорил: «Ирония Гоголя так глубока, что, заглядывая в нее, испытываешь нечто вроде голово-кружения».

Как вы понимаете это высказывание? Приведите примеры глубокой иронии в поэме «Мертвые души».

Для понимания сущности иронии обратитесь к словарям. Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» есть такие слова об ироническом: «Ирония (от греч. eironeia - букв, притворство, когда че-ловек притворяется глупее, чем он есть)... Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство; которого в нем заведомо быть не может («Откуда, умная |осел|, бредешь ты голова?», И.А.Крылов) или оно отсутствует, хотя по логике авторской мысли его надо было ожидать... Намек на притворство, «ключ» к иронии содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации; иногда - лишь в ситуации высказывания».

17. В лирическом отступлении о дороге в 11 главе поэмы читаем:
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души — все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке — что до них? А ночь! Небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся — и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего — везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок — и опять проснулся. На вершине неба солнце. «Полегче! легче!» — слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке... Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

Какие смыслы слова «дорога» содержатся в данном лирическом отступлении? Какие метафорические смыслы и значения имеет слово «дорога» в контексте всей поэмы «Мёртвые души»?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Урок-лекция по литературе в 10 классе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова | Конспект урока литературы, 7 класс. Край ты мой, родимый край
Опубликовано: 1732 дня назад (24 февраля 2020)
Просмотров: 11804
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!