Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
«Сложи фигуру»
Цель: научить детей выкладывать из счетных палочек различные геометрические фигуры.
Оборудование: счетные палочки Кюинезера.
Ход игры:
Педагог дает детям задание: «Сложите различные фигуры с помощью палочек. Покажите соседу и скажите название геометрической фигуры».
Дети по собственному усмотрению выкладывают геометрические фигуры.
Дополнительные вопросы
– Сколько получилось фигур?
– Сколько углов у твоей фигуры?
«Рамка для картины»
Цель: учить детей строить прямоугольник с помощью счетных палочек Кюинезера.
Оборудование: Счетные палочки разных размеров, круги желтого и красного цветов для цветка.
Ход игры:
Педагог предлагает детям превратиться в художников и выложить на столе цветок из кругов. Из палочек каждый ребенок делает вокруг цветка рамку, чтобы получилась картина.
«День рождение»
Цель: учить создавать множество из однородных предметов и определять их количество словом «много», выделять во множестве каждый предмет в отдельности; актуализировать понятия: «много», «один».
Оборудование: вазочки разных цветов, конфеты синие (2 штуки), красные (10 штук).
Ход игры:
Педагог говорит, что у куклы Маши сегодня день рождение. В этот замечательный день она будет угощать своих подруг конфетками. Мальчикам будут синее, а девочкам красные. Чтобы они не перепутали, нужно разложить конфеты вазочку своего цвета. После этого детям предлагается сказать каких конфет много, а каких мало. И определить сколько будет мальчиков и сколько девочек.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать интерес у детей к геометрическим фигурам и уметь находить на ощупь, определять геометрическую фигуру, называть ее.
Оборудование: мешочек, блоки Дьеныша.
Ход игры:
Педагог: Ребята, волшебник передал нам красивый мешочек, давайте узнаем, что в нем находится.
Дети по очереди на ощупь определяют, какую фигуру они сейчас достанут из мешочка.
«Отправь в свой домик»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
Оборудование: домик красного и желтого цветов, блоки Дьеныша.
Ход игры:
Педагог: Ребята, геометрические фигуры решили погулять и потерялись. Помогите отправиться им домой, если в красном домике живут фигуры без углов, а в желтом, те у которых есть углы.
«Букет для мамы»
Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Оборудование: корзинка, цветы.
Ход игры:
Приглашаем детей в магазин за цветами, уточняем, сколько цветов в магазине (много). Предлагаем взять по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него цветов. «Давайте сложим все цветы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало цветов в корзинке? (много) По сколько цветов осталось у вас? (ни одного).
«Угостим белочек грибочками»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Оборудование: игрушки белочек, грибочки.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».
«Угости зайчат»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Оборудование: игрушки зайчат, морковка.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».
«Бабочки на цветочках»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: цветы по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть, вы станете бабочками. Наши бабочки летают и садятся на цветочки. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило цветочков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
«Угости мышек чаем»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Оборудование: игрушки, чашки, конфеты и тд.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.
«Почини коврик»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Оборудование: большой и маленький коврики, заплаты для ковриков разного размера.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли мастерицы, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Мастерицы теперь не успевают их починить. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли починить коврики».
«Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Оборудование: ленточки разной ширины.
Ход игры:
На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
«Что лишнее?»
Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Оборудование: карточки с изображением различных геометрических фигур.
Ход игры:
Детям дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники).
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры - раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет
Игры с математическим планшетом для детского сада
Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет
Игры для дошкольников с палочками Кюизенера
Похожие статьи:
Методики раннего обучения детей математике
Игры для обучения детей 3-6 лет математике
Стихи для обучения детей счету
Математические задачи игры для дошкольников
Логические игры по математике для дошкольников