Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по физике, 7-9 класс. Перышкин 2 часа в неделю по ФГОС

Рабочая программа по физике для 7-9 классов
Пояснительная записка к рабочей программе основного общего образования по физике
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе:
- примерной программы основного общего образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: Сборник нормативных документов. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007.
- авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика 7-9 классы», источник: Программы общеобразовательных учреждений. Сост. . – В.А.Коровин,В.А.Орлов «Дрофа»2010

Нормативно-правовая основа рабочей программы:
• Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ,с изменениями 2010 г.;
• Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Брянской области на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Департамента образования и науки Брянской области № 776 от 26..03.2015 года;
• Учебный план МБОУ «Валуецкоя СОШ» на 2015/2016 учебный год;
• Календарный учебный график МБОУ «Валуецкая СОШ» на 2015-2016учебный год;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 г. № 189,зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).

Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 208ч для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7,8 классах по 70 уч. часов, в 9 классе 68 уч. Часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретения опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и тестов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой (за год) контрольной работы.
• Уровень обучения – базовый.
• Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Содержание образования
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (4ч)
Физика - наука о природе. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Моделирование явлений и объектов природы*. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Молекулы. Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Равномерное и неравномерное движение. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
[3]Фронтальные лабораторные работы[/3]
3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объёма твёрдого тела.
6. Измерение плотности твёрдого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины.
8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
9. Определение центра тяжести плоской пластины.

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22ч)
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлические машины. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
10. Измерение давления твёрдого тела на опору.
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.
12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (12ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма.
Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия поднятого тела. Закон сохранения полной механической энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Тепловые явления(12ч)
Тепловое движение. Температура. Термометр. Связь температуры со скоростью движения его частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

2. Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)
Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Относительная влажность и её измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания. Холодильник. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
3. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (27ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Закон Ома для участка электрической цепи. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
8. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического действия постоянного тока (на модели).

5. Световые явления (9ч)
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
11. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
12. исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
13. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (26ч)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета . Путь. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Закон сохранения механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук (10ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Период, частота, амплитуда колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звук. Скорость звука. Громкость звука, высота и тембр звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле (17ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Генератор переменного тока. Переменный ток. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4. Строение атома и атомного ядра (11ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения..
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Состав атомного ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета- распада. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерная реакция. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Элементарные частицы. Античастицы.
Фронтальные лабораторные работы
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Скачать Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества Методическая разработка конспекта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел, жидкостей Конспект урока по физике 7 класс. Мощность

Похожие статьи:

Конспект урока физики для 7 класса

Конспект урока физики в 7 классе. Блоки. «Золотое правило механики»

Занимательная физика для учащихся 6-7 классов

План воспитательной работы, 5 класс
Опубликовано: 1793 дня назад (26 декабря 2019)
Просмотров: 2204
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Нина Николаевна # 27 декабря 2019 в 08:23 0
Ваша рабочая программа несомненно будет очень полезна учителям физики!
Голосую!
Валентина Васильевна Троянова # 27 декабря 2019 в 09:38 +1
Спасибо!