Урок русского языка в 6 классе
Тема: Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, краски, кисточки, смайлики.
Цели урока:
- познакомить учащихся с причастием;
- определить морфологические признаки прилагательного у причастия;
- учить находить причастия в тексте и образовывать их самостоятельно;
- прививать интерес к изучению русского языка посредством самостоятельного поиска ответов и занимательной информацией;
- обогащать речь учащихся путём использования причастий.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, перекличка, эмоциональный настрой)
На столе у каждого ученика лежат смайлики, выражающие различные эмоции.
- Добрый день! Я рада вас видеть вновь на уроке русского языка. Прежде чем начнётся урок, мне бы хотелось узнать: с каким настроением вы сегодня пришли в этот класс? В этом вам помогут забавные смайлики. Выберите смайлика, который соответствует вашему настроению, а остальных уберите на край стола.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Показываю слайд с изображением КЕНТАВРА.
- Посмотрите на данный слайд, как вы думаете, кто изображён на рисунке?
- Что вам известно об этом мифологическом герое?
3. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной частью речи. И совсем неспроста я показала вам изображение кентавра. Часть речи, которую мы начнём изучать на этом и последующих уроках, иногда называют «кентавром русского языка», а именно морфологии. Почему? Попробуем разобраться. Вы уже заинтересовались?
( показываю слайд, на котором записана тема урока: ПРИЧАСТИЕ – особая форма глагола с признаками прилагательного. Учащиеся читают тему.)
- Кто догадался, почему ПРИЧАСТИЕ называют кентавром морфологии?
-На этом уроке мы будем искать признаки прилагательного у причастия, учиться находить причастия в текстах, самостоятельно образовывать их. А также попробуем ответить на вопрос : для чего нужны причастия в русском языке.
3. Групповая работа на определение частеречной принадлежности слов.
- Перед вами группа слов, распределите их на подгруппы:
Первый ряд - имена прилагательные
Второй ряд – глаголы
Третий ряд (наиболее сильные ученики) – причастия
Слова: смотреть, оглушить, покрытый, красный, вкусный, действующий, скошенный, ударить, помогать, весенний, кожаный, возгораемый, написанный.
Проводится проверка.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают?
Зачитываются слова детей, сидящих на третьем ряду.
- Почему, на ваш взгляд, именно эти слова относятся к причастию? На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают?
- Очень метко о причастии сказал В.И. Даль (создатель толкового словаря):
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». Причастность - это связь, а значит причастие связано с глаголом и прилагательным одновременно.
Рефлексия: - Задайте интересующие вас вопросы на этом этапе. Придумайте и назовите свои причастия.
Делаем вывод: Причастие – часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая и т.д. и обозначает признак по действию.
4. Определение признаков прилагательного у причастия.
На слайде две группы слов:
Прилагательные ..... Причастия
яркий ..... читающий
яркая ..... читающая
яркое ..... читающее
яркие ..... читающие
яркого ..... читающего
- Назовите общие морфологические признаки данных групп слов? (род, число, склонение)
- Какой вывод можно сделать? (Причастия, как и прилагательные, отвечают на одни и те же вопросы, изменяется по родам, числам, имеет склонение.)
- Обратимся к учебнику стр. 27 упр.№ 33 ( выполняем упражнение, употребляя прилагательные и причастия в нужных падежах, указываем падеж, число, выделяем окончания.)
- Назовите причастия и слова, от которых они зависят? Каким членом предложения являются слова, отвечающие на вопросы: какой, какая т.д.? Подчеркнули причастия как член предложения
5. Определяем роль причастий в речи.
Слайд с отрывком стихотворения Вероники Тушновой ( списываем, определяем падеж, выделяем окончания, подчёркиваем)
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
- Назовите причастия, употреблённые автором. Какую роль они выполняют в тексте?
- Эти причастия, усиливая и подчеркивая друг друга, дают обобщающую характеристику русской женщине по описанию ее рук.
-В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А.С. Пушкин: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
6. Рефлексия. Используем ПОПС формулу (ребята самостоятельно заполняют шаблон, после этого слушаем получившиеся ответы)
7. Домашнее задание: стр. 26 прочитать теоретическую статью, выполнить упр.34.
8. - Наш урок подошёл к концу. Мне хочется верить, что он был для вас полезным, дал вам новые знания в области морфологии. И в конце урока я хочу опять вернуться к вашему настроению. Если оно не изменилось, а может стало лучше или хуже, покажите его на этом «Дереве эмоций», используя нужные краски.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы