Разработка урока по математике для 4 класса. Нахождение неизвестного слагаемого. Уравнение вида х+15=68:2
Конспект урока по математике разработан для учащихся 4 класса в помощь педагогам начальной школы Автор: Сухорученко Елена Сергеевна, ГУ ЛНР "ЛОУСОШ № 25 имени М.С. Лиховида" Тема урока: Нахождение неизвестного слагаемого. Уравнение вида х+15=68:2 Цели: ознакомить учащихся со сложным уравнением, учить находить неизвестное слагаемое в сложных уравнениях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к математике. Задачи:
- Организация совместной работы учащихся, учителя.
- Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, к анализу,актуализации и систематизации полученных знаний.
- Развитие логического и творческого мышления.
- Формирование умения работать в группе. Оборудование: учебник, карта, кораблик, таблицы, алгоритм решения уравнения Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Орг. момент
И прекрасна и сильна математики страна
Уравненья и задачи
Устный счет здесь всякий раз.
Пожелаю вам удачи
За работу в добрый час
(- Ребята, были ли у вас сложности при выполнении домашнего задания)
2. Мотивация и актуализация опорных знаний
Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далёкое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия. Вам в этом помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время путешествия вы будете делать записи в ваших бортовых журналах (рабочие тетради). А в конце урока мы попробуем с вами отыскать клад. Итак , мы отправляемся в плавание.
- Скажите, что нужно взять нам в дорогу, чтобы не сбиться в пути.
- Что берут с собой моряки, археологи, географы в путешествие?(карту).
Раз у нас с вами морское путешествие, то в путь мы отправимся на корабле. 1) работа в тетради
- Для начала ,откроем наши бортовые тетради, обозначим координаты, выполнив каллиграфическую минутку
- Запишем дату отправления ( число и классная работа)
Предлагаю вам расшифровать название нашего корабля.
Запишите результаты шифра в тетрадь .
99*1= 99 1500:100=15 11*6=66 88:2=44 50*10=500 32*8=256
Теперь расшифруйте название, пользуясь этой таблицей. (вывесить на доску)
99 15 66 44 500 256
з н а н и я
- Молодцы! Справились. Корабль наш будет называться «Знания»
2) Бухта –пункт отплытия корабля.
- Отправляемся мы из бухты. ( А что такое бухта?) Небольшой морской залив, годный для стоянки судов.
- Давайте проверим готовность команды, ответив на вопросы.
- Как называются числа при сложении? (Слагаемое , слагаемое, сумма).
- Как найти неизвестное слагаемое ?(Из суммы вычесть известное слагаемое)
• Первый слагаемое – 50 второе – 4. Найдите сумму и вы узнаете сколько всего морей на нашей планете (54).
• 1 е слагаемое 6000, сумма 6009. Найдите второе неизвестное слагаемое и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете 6009- 6000=9 (примерно 9 , хотя точная цифра неизвестна).
- Молодцы! Отплываем! 3. Сообщение темы и целей урока
Акулий остров
- Первое наше препятствие называется Акулий остров. ( передвинуть кораблик)
А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Посмотрим, какое задание на этом острове.( Ребус в зубах акулы) Вывесить на доску
- Поработайте в паре .Расшифруйте ребус.
Дети называют тему урока «Уравнение»
- Что мы знаем об уравнении?( Выражение с неизвестным компонентом)
Сегодня мы познакомимся с новым видом уравнения и научимся их решать 4. Самоопределение к деятельности Остров « Секретный сундук».
- Ребята, мы с вами приплыли на остров « Секретный сундук».
Какой секрет таит этот остров? (указать на закрытое уравнение)
Давайте разбираться.
а) Беседа . что такое уравнение, что значит решить уравнение…….
На доске запись ( закрыть уравнение справа )
Х +37=64 Х + 12=48:2
- Что записано на доске? /уравнение/
Что такое уравнение?/ Выражение с неизвестным компонентом/
Что значит решить уравнение?/Найти значение переменной или корень/
Стихотворение
Когда уравнение решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок
Значение буквы проверить несложно
Поставь в уравненье его осторожно
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тотчас.
Какой неизвестный компонент в уравнении? /Неизвестный компонент слагаемое/
-Как найти слагаемое?/Из суммы вычесть известное слагаемое/
Решите уравнение (запись в тетрадь, 1 человек у доски)
Х +37=64
Х= 64-37
Х= 27
27+37=64
64=64
-Какая же тайна хранится в сундуке? Давайте посмотрим.
Открыть уравнение.
-Чем отличаются уравнения?/правой частью/
- Как действовать при решении второго уравнения мы с вами ознакомимся в течение урока б)Физкульминутка
– Ребята, мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку.
Встали прямо, потянулись
И друг другу улыбнулись
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
По коленкам бьем ладошкой
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Прыгаем одновременно
4. Работа по теме урока
Остров Обезьян
- Ребята, пока мы отдыхали мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задания в учебнике. Работа с учебником
Открываем учебник на стр. 62 № 276
А) №276 с.62 / устно/
- Заполните таблицу, пользуясь правилом нахождения неизвестного слагаемого.( По цепочке)
Б) Ознакомление с уравнением на с.62( возле красной черты)
Рассмотрите уравнение х+15=68: 2
- Это простое уравнение или сложное?
Давайте составим алгоритм решения уравнения / вывесить на доску//
1. Читаем уравнение / Сумма чисел х и 15 равна частному чисел 68 и 2/
2. Вычисляем значение выражения в правой части/ 68 : 2/
3. Записываем простое уравнение /х+15=34
4. Находим неизвестный компонент / х=34-15, х=19
5. Делаем проверку / 19+15=68:2 34=34
Решение уравнения из таблички в тетрадь по алгоритму./ 1 ученик у доски, остальные пишут в тетрадях./
Х + 12=48:2
Х+12=24
Х=24-12
Х=12
12+12=48:2
24=24
В)Физминутка для глаз
«Ребята помогите! На острове обезьяны запутались в лианах. Давайте их распутаем и сделаем зарядку для глаз
5. Закрепление изученного материала Остров Пиратов
Наш корабль приплыл на остров пиратов, чтобы пираты нас не заметили нужно выполнить задание
Работа с учебником / продолжение/
А) № 277 с.62 /1 ученик у доски/
Выберите сложное уравнение из двух и решите , пользуясь алгоритмом
х+78=97+3
х+78=100
х= 100-78
х=22
22+78=97+3 100=100 Б) упражнение для осанки «Дерево»
Поднимите руки вверх , представьте сильное дерево, потянитесь к солнышку, выровняйте спинки.
В) Ребята, на острове послание в бутылке – текст задачи
Дельфин за 1 час проплыл 4000 м, за второй час – на 360 м меньше, чем за 1й, за третий час – на 2640 м меньше, чем за 1й и 2й часы вместе. Сколько метров дельфин проплыл за третий час? (Условие записывает учитель, а действия учащиеся)
-Остров пиратов мы благополучно миновали. 6. Рефлексия. Подведение итогов
- Ребята, что вам удалось во время урока –путешествия?
-Что оказалось сложным?
-Как вы думаете, какое главное сокровище помогало вам на уроке?( наши знания)
Хвалилка (Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: « Ах, какой я молодец!» А теперь похвалите соседа: «Молодец»)
8. Оценивание
Во время урока хорошо работали…,… потому что отвечали устно, решали уравнения, задачу. 8.Д/з
Для закрепления темы урока, запишем дом. задание
№ 281, № 282( с. 62)
Скачать Разработка урока по математике для 4 класса