Дидактические (словесные) игры в работе учителя-логопеда как средство развития социального интеллекта у старших дошкольников
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка.Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка.
Американский психолог Эдвард Ли Торндайк о социальном интеллекте говорил, как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях, иными словами, способности, определяющей успешность социального взаимодействия.
Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях.
Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, потому что позволяет более эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается при общении с другими людьми (со сверстниками).
У детей, с которыми я работаю (с общим недоразвитием речи), наблюдается не только отсутствие или недоразвитие речевых средств, но имеются такие
специфические черты:
• пассивность в общении со взрослыми и сверстниками;
• неспособность поддерживать диалог;
• неумение воспринимать невербальные средства общения;
• неспособность к эмпатии, то есть отсутствие умения воспринимать эмоциональное состояние собеседника;
• наличие враждебного межличностного общения, проявляющегося в необоснованных конфликтах, драках, грубости по отношению друг другу;
• повышенная обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании собственной отверженности или игнорирования и коллектива.
Ведущей педагогической идеей является использование таких методов, которые позволяют решать не только специфические коррекционно - развивающие задачи, но и будут направлены на социально-коммуникативное развитие.
Этим методом является дидактическая игра, с помощью которой можно научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные отношения и имели только положительные эмоции от общения.
В своей работе использую:
Словесная игра «Ласковое эхо»
Эта игра направлена на формирование позитивных отношений в группе сверстников, формирование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают ласковый вариант имени.
Словесная игра «Подарки»
Игра направлена насоздание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости; на активизацию словарного запаса и распространение предложения однородными прилагательными.
Дети, глядя в глаза друг другу, говорят, какой подарок хотят подарить соседу, передают закрытую красивую пустую коробочку. (Я хочу подарить тебе красивый, красный цветок).
Повторять название подарка нельзя. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».
Словесная игра «Садоводы»
Эта игра направлена на формирование умения проявлять внимание к собеседнику; активизацию словарного запаса.
Дети стоят в кругу. Взрослый просит их представить себя садоводами и собрать урожай (фрукты и ягоды) для компота. Первый «садовод» называет любой фрукт или ягоду, который он отправит на компот, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой. Третий припоминает, что сказал второй «садовод» и добавляет свой продукт и так далее. Повторяться нельзя. Игру можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Игра «Рассказываем по кругу»
Игра формирует умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения; развивает связную речь.
Дети садятся в круг и обсуждают тему рассказа. Логопед начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
Игра «Всезнайки»
Игра развивает внимание и наблюдательность, необходимые для эффективного общения; активизирует словарный запас.
Дети стоят в кругу. Логопед дает им цветочек и просит передавать его друг другу до тех пор, пока они не услышат звуковой сигнал ведущего (педагога). Тот, у кого в руках остается цветок, называет по три слова, относящиеся к одной категории, например, три овоща (фрукта, домашнего животного, птицы, вида транспорта и т.д.).
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для детей от 6 до 8 лет
Логопедическая игра. Логопедическое лото для старших дошкольников
Логопедическая игра-викторина для младших школьников
Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5-7 лет «Звуковые часы»
Похожие статьи:
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада