Урок мужества ко Дню Победы с презентацией, 7-9 класс
Урок мужества «К подвигу героев сердцем прикоснись»
Автор: Чиркова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы первой категории, Описание материала: Урок мужества посвящен воинам-землякам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны Назначение материала: Урок мужества может быть использовано на внеклассных мероприятиях, на классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне. Материал будет интересен и детям и взрослым при написании эссе о своём герое. Актуальность выбранной темы: Очень важно, чтобы память о ветеранах Великой Отечественной войны не исчезла бесследно, а передавалась из поколения в поколение. Цель: сохранить память об участниках Великой Отечественной войны. Задачи:
- сохранение через возможные ресурсы истории воевавших односельчан и отслеживание их боевого пути;
- формирование активной гражданской позиции к истории Отечества через изучение судеб односельчан
- участников Великой Отечественной войны; Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные:
- сохранение исторической памяти земляков. Метапредметные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. Предметные:
формулирование собственного отношения к событиям прошлого и их оценка.
Введение.
Война 1941-1945 гг., самая жестокая в истории человечества, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утраты родных и близких. Советскому народу, армии потребовалось 1418 дней и ночей, чтобы освободить свою Родину, народы Европы от коричневой чумы.
Сегодняшние школьники являются уже четвертым поколением, живущим без войны.
Ветеранов той Великой войны остается все меньше. Школьникам необходимо общение с ними для передачи памяти поколений. В нашей школе есть традиция - приглашать на общешкольные мероприятия ветеранов войны, тружеников тыла, многие из них являются уже прабабушками и прадедушками наших воспитанников. Они рассказывают детям о тех трудных годах, показывают военные фотографии, письма, боевые награды. Ребята готовят для ветеранов музыкально – литературное выступление, где звучат стихи, песни военных лет, инсценировки.
В подготовке и проведении таких мероприятий принимают участие представители всех ученических коллективов (5 – 9 классы).
Традицией стали Уроки мужества, цель которых - гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Область применения:
Сценарий можно использовать для внеклассной работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Урок мужества, посвящен 75- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цели:
воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам;
• прививать нравственно-эстетические качества;
• обогащать опыт поисковой работы;
• воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного отношения к истории своей малой Родины, наших земляков;
• формирование новых знаний по краеведению на основе материалов из школьного музея;
• развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных
• особенностей обучающихся;
• совершенствования форм сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательного процесса
Задачи:
сохранение и совершенствование традиционных и поиск инновационных методов работы по патриотическому воспитанию;
• расширить знания об истории родного края;
• отработать навыки монологической речи и выразительного чтения;
• приобретение опыта самостоятельной работы с дополнительной
• литературой и навыков исследовательской работы.
Данный материал можно преподнести в форме классного часа, урока - мужества, беседы, устного журнала. Он может стать основой сценария для проведения различных мероприятий патриотической направленности.
В ходе урока и при его подготовке учащиеся получат дополнительные знания о литературном творчестве земляков участников Великой Отечественной, отработают навыки монологической речи и выразительного чтения, приобретут опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки исследовательской работы.
Формы и методы реализации:
совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой и материалами музея, разработка сценария, репетиции;
• самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений; проведение мероприятия. Возрастная группа учащиеся 5 – 9 кл.
Ожидаемые результаты:
формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
• участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления;
• положительная мотивация учащихся к поэзии земляков участников Великой Отечественной войны.
На экране демонстрируется первый слайд презентации «К подвигу героев сердцем прикоснись». Звучит «Лунная соната» Бетховена.. На фоне мелодии ученица читает стихотворение.
Я зарастаю памятью, как лесом
зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит не умолкая память –
дождь,
И память – снег летит и пасть
не может.
Д. Самойлов
На сцену выходят юноша и девушка в школьной форме. Звучат трели соловья.
Юноша. Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя. Девушка. Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае. Звучит вальс. На сцене танцуют пары выпускников, музыка становится тише, голос за кадром или выходят двое ведущих. 1 ведущий. Отчего это воздух тревогой объят? 2 ведущий. Отчего вдруг замолкли все птицы? 1 ведущий. Отчего так испуганы лица?
Вдруг музыка обрывается. Звучит голос Левитана: «От советского информбюро. Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!». Пары на сцене затихают, танцующие замирают и девочки, наклонив головы, накидывают черные шарфы, а юноши пилотки.
Звучит первый куплет песни «Священная война»
Девушка. Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад. Юноша. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб разлука и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?..
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. 2 ведущий. На грозную битву вставайте,
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте, прощайте,
прощайте!
Пожары пылают вдали.
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте, прощайте,
прощайте!
Желаем удачи в бою!
Учитель на фоне компьютерной презентации:
Война – самое страшное, что может случиться в жизни как отдельного человека, так и целой страны. Это боль и страдание. Это вдребезги разрушенная прежняя жизнь, осиротевшие дети, смерть и ранения, грохот орудий и свист пуль, постоянный страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Это искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Стоны раненых. Сгорбленные матери, которые ждут своих сыновей, защищающих родную землю. Все это и есть война, начавшаяся 22 июня 1941 года и продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В ней погибло более 20 миллионов человек. Почти каждая семья лишилась отца или сына, матери или дочери, которые погибли на фронтах или были замучены, повешены, расстреляны или уничтожены в лагерях смерти. Самым главным было выстоять в этой войне.
Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. 1 чтец. Мы были высоки, русоволосы.
О нас вы прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Недокурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли. Учитель. В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Нет ни одного города, области, края, где не оплакивали бы погибших и не встречали победителей. Наше село не было исключением. 2 чтец. Память моя хранит
Память отца
И деда,
Память соседа,
С которым я никогда не встречался,
Память старухи в чёрном платке,
Память ходиков в комнате этой старухи,
Остановленных ровно 70 лет назад
Учитель. Давайте вспомним об односельчанах, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова. Что мы знаем о них?
1 ведущий. Чирков Федор Тихонович родился в 1925 году в деревне Ровенка.
В мае 1943 года Федор Тихонович был призван в ряды Красной армии и отправлен на Южный фронт. Принимал участие в боях на 4-ом Украинском и 1-ом Прибалтийском фронтах. В марте 1945 года за проявленный героизм на фронтах Великой отечественной войны был награжден орденом Славы 3-ей степени.
Наводчик батареи противотанкового дивизиона красноармеец Чирков отличился в боях за Кенисгсберг. Части русских несколько раз предпринимали попытки овладеть сильно укрепленным фортом, прикрывавшем подступы к крепости. Но под ураганным огнем противника очень трудно было подойти к форту. Тогда Федор Тихонович подполз к нему и метнул в амбразуру две противотанковые гранаты. Форт замолчал. Погибло при взрыве пятнадцать фашистов. Крепость была взята.
На следующий день, участвуя в боях в городе кенигсберге, Чирков ворвался в дом, где засели фашистские автоматчики, забросал их гранатами, убив шестерых. 24 человека были взяты в плен подоспевшими товарищами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от19 апреля 1945 года красноармейцу Чиркову Федору Тихоновичу было присвоено звание Героя Советского Союза. 1 чтец.
Нет,не до седин и не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.
Прижаться к земле и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее, врезать как надо,
В четырежды проклятый дзот.
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
…Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу.
2 ведущий. Любимов Тимофей Тимофеевич родился 20 марта 1920 года в с. Паршиновка. На фронт был призван Талицким райвоенкоматом в сентябре 1941 года.
Служил в 113 запасном стрелковом полку, в 41 запасном артиллерийском полку, в 8 гвардейском полку. Воинская специальность – стрелок. Воинское звание – рядовой.
Воевал под Сталинградом, Харьковом, в Польше, Чехословакии.
Награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, юбилейными медалями.
Войну закончил в Чехословакии.
Песня «За того парня»( муз. М. Фрадкина, слова Р.Рождественского)
1 ведущий. Паршинцев Андрей Петрович родился в 1922 году. На фронт пошел в 1941 году.. Служил в 73 стрелковом батальоне гвардейской стрелковой 350 дивизии в звании старшины.
Был командиром взвода. Служил в разведке. Имеет 6 ранений. Потерял руку под Одессой в Андреиванском районе.
За проявленный героизм и отвагу имеет награды: орден Красной звезды за форсирование Южного Буга в 1944 году, медаль «За отвагу» за форсирование Днепра в 1944 году, орден Отечественной войны 1-ой степени за боевые заслуги, юбилейные медали.
Песня «В лесу прифронтовом» (Сл М.Исаковского, муз.М.Блантера)
2 ведущий. Гнездилов Александр Васильевич родился в 1924 году. В1941 году ему было 17 лет.28 августа 1942 года он был призван в Красную армию. 6 месяцев учился в городе Ижевске в 23-ем стрелковом полку на минометчика. В феврале 1943 года был направлен на Западный фронт. Освобождал Брянск. После его освобождения 44-ая танковая бригада была направлена в Великие Луки. После Курская дуга. Служил в роте ПТР.
Бои. Бои. Бои. Взяты города Полоцк, Ореша, Витебск. В Витебске был ранен, ампутировали мизинец и часть кисти. Комиссовали. Победу встретил уже дома. 2 чтец.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом,чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
2 ведущий. Басов Дмитрий Ермолаевич был призван на действительную службу в Советскую армию с 1937 года. В 1938 году принимал участие в войне с Польшей. Штурмовал город Брест-Литовский.
В 1939 году воевал с финнами. Освобождал города Выборг и Хельсинки.
Великую Отечественную войну встретил в 1941 году под Москвой. Воевал в составе 2-го Украинского фронта. Дошел до Берлина, принимал участие во взятии рейстага.11 мая был ранен.
Имеет много боевых наград.
Песня «В землянке» ( Слова А.Сурикова, музыка К. Листова)
1 ведущий. Шишиморов Илья Семенович является участником финской войны. Великая Отечественная застала его на полуострове Ханко в Финляндии.
Он принимал участие в освобождении города Ленинграда, Венгрии, Австрии, Румынии, Югославии, Болгарии.
ВВ 1943 году был ранен на Ленинградском фронте. После ранения снова принимал участие в боях за освобождение своей Родины от фашистской нечисти. Шишиморов И.С. освобождал город Луга Дабского района Корейского перешейка, форсировал реку Воксь
За свою ратную службу, за героизм, проявленный в боях, Илья Семенович награжден Медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу», юбилейными медалями. 3 чтец. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
2 ведущий. Болдин Тимофей Тихонович. Родился в 1918 году. В армию призван в 1939 году. Службу начал в забайкальском округе Читинской области 77 разъезда. Прослужил 2 года 4 месяца до начала войны.
7 июля 1941 года часть, в которой служил Тимофей Тихонович, дислоцировали в Барзянский укреп район для обороны от японских милитаристов. 27 января 1942 года был сформирован эшелон и отправлен на фронт . Он влился в 141 стрелковую бригаду и сразу был отправлен на Воронежский фронт. 19 апреля эшелон прибыл на станцию Подгорное, что находится за Воронежем. Первое сражение приняли на станции Ржава. Силы врага превышали и по численности, и по вооружению. Пришлось отступить, потеряв много боевых товарищей, техники. Раненых выносили с поля боя.
141 стрелковая бригада попала в окружение. Остатки взвода, в котором служил Болдин Т.Т., попытались вырваться из кольца окружения, но попытка не удалась. Все ужасы плена прошел солдат. Но не смирился. 27 января 1943 года он осуществил то, о чем мечтал долгими днями и ночами плена: он бежал. Отморозил ноги, долго лечился в госпитале, но все время рвался на фронт.
После госпиталя воевал в составе 287 дивизии отдельного дивизиона разведроты. Принимал участие в боях на Курской дуге.
В 1944 году Тимофей Тихонович принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции.
1945 год воин встречает в Чехословакии. В одном из боев Тимофей Тихонович совершил подвиг. Он уничтожил четырех фашистов, двух взял в плен. За это он был удостоен награды: ордена Великой Отечественной войны 1-ой степени.
Песня «Журавли» (сл.Р.Гамзатова,муз. Я.Френкеля)
1 ведущий. Макашова Матрена Ивановна участвовала в Великой Отечественной войне с 10 апреля 1942 года. Шесть месяцев находилась в учебной роте. Вместе с такими же молоденькими девушками изучала марки самолетов, находящихся на вооружении Красной армии и врага.
После учебки приступила к выполнению боевых заданий. Рота, в которой служила Матрена Ивановна, вела наблюдения за воздушными рубежами своей необъятной Родины. Служба была очень строгая и ответственная. В любое время суток нужно было точно узнать по звуку двигателя принадлежность самолета к той или иной армии.
Во время тяжелых боев приходилось девушке перевязывать раненых бойцов.
4 чтец. Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Песня «Тучи в голубом» (Слова В. Аксенова,П.Синявского, музыка А.Журбина)
5 чтец. Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны,
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
И прошли по Москве, словно сны,-
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны –
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы…
Возвращались сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин –
Возвращался народ – исполин…
Возвращался? Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель – народ!
ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»(Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова)
Гаснет свет, на экране кинофрагменты, посвященные Дню Победы.
2 ведущий.
Мы, молодое поколение, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.
1 чтец.
Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. 2 чтец.
Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. 3 чтец.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет. 1 ведущий.
Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
Но от имени жизни повторяю:
Вечная слава! Вечная слава героям! 4 чтец.
Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!
Песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении участников Урока Мужества. (Слова М.Львова, музыка А.Пахмутовой)
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей
Поклонимся за тот великий бой! МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Презентация на тему: К подвигу героев сердцем прикоснись