Творческие задания как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Описание работы: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, для понимания значимости творческих заданий как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроке окружающего мира. Мой материал предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста. Его применение будет полезно для дальнейшего проведения уроков окружающего мира.
Цель моей работы: обосновать значимость творческих заданий в процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на учебном предмете окружающий мир.
Задачи:
- Раскрыть понятие и характеристику регулятивных УУД
- Рассмотреть творческие задания как метод обучения.
* * *
Последнее десятилетие характеризуется увеличением скорости обновления и дополнения системы научных знаний, возрастанием объема информации, необходимой учащимся для успешной социализации в современном обществе. Именно поэтому сегодня каждый из них должен уметь ставить себе конкретные цели, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В основе всех этих умений лежат регулятивные УУД, функцией которых является организация учащимися своей учебной деятельности, своего поведения, своего здорового образа жизни.
Определенные возможности для формирования регулятивных УУД в зависимости от своего предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает такой учебный предмет как «Окружающий мир», а одним из средств их формирования могут стать творческие задания, выполняя которые учащиеся имеют возможность обдумывать решение учебных задач, ставить цель, планировать свою деятельность, находить пути решения, выбирая наиболее удачные из них, а затем оценивать результаты и, если надо, корректировать свою работу.
В составе регулятивных УУД выделяются следующие действия:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Развитие регулятивных действий младшего школьника связано прежде всего с формированием его произвольного поведения. Именно произвольность выступает основой умений ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, помогает ему осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых им действий.
Показателями сформированности регулятивных УУД младшего школьника являются такие умения, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого.
Однако в большинстве своем младший школьник выполняет лишь отдельные операции деятельности. Кроме того, у большинства детей отсутствуют действия планирования и контроля, а при работе с учебным материалом они зачастую просто копируют действия учителя, подменяя учебную задачу задачей заучивания и простого воспроизведения материала.
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Получая творческие задания, ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок.
Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и результативным. Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Построение процесса специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.
Различные творческие задания позволяют ученикам воображать и преобразовывать образы окружающего их мира.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Викторина по английскому языку с ответами для 3-4 класса на тему: Животные
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС