Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий посредством выполнения творческих заданий на уроках окружающего мира"
Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд
Цель статьи: обосновать значение творческих заданий в процессе формирования регулятивных УУД
Для достижения цели мной был определён
ряд задач:
- Представить понятие и характеристику регулятивных универсальных учебных действий;
- Охарактеризовать творческие задания как средство обучения;
- Привести примеры творческих заданий на уроках окружающего мира.
Актуальность моей статьи заключается в том, что одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к совершенствованию и саморазвитию. Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов и в конечном итоге приводит к формированию способности самостоятельного эффективного усвоения новых знаний, умений и компетенций, куда включена самостоятельная организация процесса усвоения – умение учиться.
Определяя регулятивные универсальные учебные действия я опирались на исследования А.Г. Асмолова, где автор подчеркивает, что «регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта ) и к преодолению препятствий».
Эти действия позволяют учащемуся не только осмысленно подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и формировать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий повышается при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным предметам, к их месту в его планах на будущее.
Показателями сформированности регулятивных УУД младшего школьника являются такие умения, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого.
Большим потенциалом в области формирования регулятивных УУД обладает предмет «Окружающий мир». Проявление регулятивных универсальных учебных действий ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, именно поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. На сегодняшний день временное общество нуждается в неординарных личностях, ответственных, способных креативно мыслить, творить, принимать решения. Это значит, что в процессе обучения можно и нужно развивать у учащихся творческий подход к учёбе, применять в процессе обучения творческие задания.
Итак, под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя.
Исходя из вышесказанного сформулируем полное определение понятия "творческие задания" опираясь на точку зрения отечественно педагога З.М. Кириченко: творческое задание - это поручение человеку осуществить такую деятельность, которая бы раскрыла его субъективные созидательные возможности и привела к образованию им уникального продукта.
Несмотря на то, что новый продукт можно создать и клонированием, и конвейерным способом, и ксерокопированием, то есть произвести ещё один к уже имеющемуся продукту, такого рода задания нельзя назвать творческими, они требуют от человека предполагаемого (типичного) результата. Поэтому в данном определении уместно использовать слово «уникальный», а не «новый».
Я считаю, что выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, так как требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
- является практическим и полезным для учащихся;
- связано с жизнью учащихся;
- вызывает интерес у учащихся;
- максимально служит целям обучения;
Согласно анализу литературы (Г.С. Альтшуллер, С.И. Гин, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
- соответствие условия выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учет актуального уровня развития;
- учет возрастных особенностей учащихся.
Для достижения одной из поставленных задач, приведу примеры разработанных мной творческих заданий по предмету окружающий мир (УМК Школа России (3 класс)), направленных на формирование регулятивных УУД.
Задание № 1:
Тема урока Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов на Дону
Творческое задание: Плакат «города золотого кольца России- Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов на Дону»
Цель: формировать посредством зарисовки плаката регулятивные универсальные учебные действия саморегуляции, планирования и контроля
Описание: учащимся предлагается в группах изобразить в виде плакат изученные города золотого кольца России и подготовить краткий рассказ к своему плакату. Каждой группе присвоен свой город. После защитить плакат перед классом.
Задание № 2:
Тема: Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома
Творческое задание: «Шесть шляп»
Цель: формирование посредством участия в творческой игре «Шесть шляп» регулятивных универсальных учебных действий целепологания, оценки, прогнозирования, планирования.
Описание: учащиеся делятся на группы и «приобретают» одну из шляп. В зависимости от цвета шляпы, учащиеся в группе обсуждают и готовят выступление о городах Углич, Ярославль и Кострома.
Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений
Желтая шляпа — приятные, положительные суждения.
Черная шляпа— напротив, негативные: проблемы и трудности.
Красная шляпа— эмоциональные суждения без обоснования.
Зеленая шляпа— цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания.
Синяя шляпа — обобщение сказанного, философский взгляд.
После учащиеся выступают перед классом и отвечают на заданные вопросы.
Задание № 3:
Тема урока: Золотое кольцо России. Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир
Творческое задание: Инсценировка прогулки по городу
Цель формирование посредством инсценировки регулятивных универсальных учебных действий планирования, прогнозирования, оценки
Описание: учащимся предлагается разделиться на группы, каждая группа вытягивает конверт с изучаемым городом (Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир), но другим группам сообщать этого нельзя, в группах подготавливается инсценировка прогулки по городу, обсуждаются достопримечательности, исторические факты о городе, после чего учащиеся выступают перед классом, задача остальных групп угадать по какому городу происходит прогулка.
Задание № 4:
Тема урока: «Музей путешествий»
Творческое задание: коллаж «по городам золотого кольца России»
Цель: формирование посредством разработки коллажа в группах регулятивных универсальных учебных действий планирования, саморегуляции
Описание: Описание: задача учащихся разработать коллаж по одному из городов золотого кольца России на выбор: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Коллаж разрабатывается на ватмане (можно склеить 4 листа А4).
Требования для создания коллажа: краткое описание главных достопримечательностей города( по возможности наклеить фотографии), показать символику города( либо зарисовка, либо картинка), кратко описать исторические факты о городе, описать интересных личностей города (ФИО, дата рождения, кем является) по возможности приклеить портреты.
Задания № 5:
Тема урока: Наши ближайшие соседи
Творческое задание: Разработка синквейна
Цель: формирование посредством разработки синквейна регулятивных универсальных учебных действий оценки, прогнозирования
Описание: задача учеников разработать синквейн на листе А4 (красиво оформленный) выбрав любую из стран соседей РФ: Норвегию, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Белоруссию, Украину, Абхазию, Южную Асетию, Грузию, Азейрбайджан, Казахстан, Монголию, Китай, Кореюю, Японию, США.
План разработки: объект (одно существительное); характеристика объекта (два прилогательных), действия связанные с объектом ( 3 глагола), характеристика объекта, отношение автора к объекту ( предложение из 4 слов), синоним к пункту 1.
Задание № 6
Тема урока: На севере Европы
Творческое задание: Буклет «путешествуя по странам северной Европы»
Цель: формирование посредством разработки буклета регулятивных универсальных учебных действий планирования, саморегуляции, оценки
Описание: задача учащихся разработать буклет по одной из стран северной Европы: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии на листе А4 в письменном варианте, либо через приложение Publisher, в качественно оформленном, цветном виде. Буклет должен быть направлен на то, чтобы заинтересовать читателя, знакомящегося с содержанием буклета посетить одну из стран Северной Европы. Для того, чтобы этого добиться буклет должен содержать следующую информацию: интересные (необычные) факты о стране, места, которые стоит посетить (исторические и современные), достопримечательности, традиции страны, яркие праздники, этнос
Задания №7:
Тема урока: Что такое Бенилюкс
Творческое задание: Разработка кроссворда
Цель: формирование посредством разработки кроссворда регулятивных универсальных учебных действий оценки, планирования, саморегуляции
Описание: задача учащихся разработать кроссворд, на 2 листах А4(один лист кроссворд, второй вопросы и ответы), кроссворд должен быть красиво оформлен. В вопросах к кроссворду должны быть включены вопросы касающиеся союза трёх стран-соседей: Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.
Задание № 8
Тема урока: В центре Европы
Творческое задание: Написание письма «Страна центральной Европы в которой я хочу побывать»
Цель: формирование посредством написания письма регулятивных универсальных учебных действий планирования, коррекции, саморегуляции
Описание: задача учащихся на листе А4 написать письмо в свободной форме (красиво оформленное) на тему «Страна центральной Европы в которой я хочу побывать». На выбор 3 страны: Германия, Австрия, Швейцария. Объем письма 6-10 предложений.
Образец написания письма: в начале письма надо поприветствовать того человека кому направляется письмо (приветствую тебя/вас дорогой/ая____). Получателем может быть любой человек из твоего окружения: родители, близкие родственники, друзья, одноклассники, учитель. Далее необходимо написать, то с чем вы хотите поделиться (я хочу поделиться с вами/ тобой что хочу побывать____). После опишите почему вы хотите побывать именно в этой стране (чем заинтересовала вас данная страна, какие необычные факты вы знаете о данной стране, где хотели бы побывать и т.д.). Можно пригласить получателя в путешествие по этой стране вместе с вами. В конце письма вежливо попрощайтесь с получателем, пожелайте удачи. В последней строчке с правого края укажите кто вы (от ___, твоя____, ваша ученица___).
Я считаю, что творческие задания способствуют формированию регулятивных УУД, так как создают для учащихся ситуации, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.
Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Художественный мир произведения. Содержание понятия
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС