Логопедическое занятие в старшей группе на Тему: «Гласные и согласные звуки».
Савушкина Евгения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ г.Мценска "Детский сад №15", г.Мценск, Орловская область.
Описание: материал будет полезен логопедам и воспитателям старших логопедических групп детских садов. В конспекте представлена работа по закреплению гласных и согласных звуков, делению слов на слоги и постановке ударения.
Цель: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
1. Повторить признаки о гласных и согласных звуках.
2. Закрепить умение определять первый гласный звук в слове.
3. Учить образовывать новые слова по заданным звукам из других слов.
4. Упражнять в работе со схемой.
5. Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
6. Воспитывать желание заниматься в коллективе сверстников.
Оборудование: картинки: дым, арбуз, шары, астры, овощи, руль, мак, автобус; схемы слогов, кружки синего и красного цвета на каждого ребенка, индивидуальные ручки, простые карандаши; буквы М, У; доска, мел, цветные магниты.
Ход занятия
1. Упражнение «Какое слово задумано?»
Логопед показывает картинки, дети их называют, определяют первый звук в словах и составляют из них новые слова.
Картинки: дым, арбуз, шары, астры - дети составляют слова Даша;
руль, овощи, мак, автобус - Рома.
2. Рассказ логопеда: «История про звук М»
«Жил да был в городе «Звукограде» звук М. У него не было друзей. Жители «Звукограда» думали, что звук [М] немой, он только мычал [МММ]. Соседи его не понимали, тогда звук [М] обратился в школу. Учитель, сказал, что согласный звук один не может образовать слог и тем более слово. Ему надо подружиться с гласным звуком, и тогда получится слог, а из слогов можно будет сложить слово. Звук М вышел из школы и по дороге домой ему встретился звук [У]. Звук [М] улыбнулся и взял звук [У] за левую руку . И прохожие прочитали слог и слово УМ!
Логопед предлагает детям выбрать правильную схему к слогу УМ.
Дети анализируют каждую схему. Первая схема не подходит, потому что в ней два слога, гласный и согласный, а так быть не может.
Третья схема тоже не подходит, потому что согласный звук не может быть ударным.
Вторая схема подходит в ней один слог, в котором гласный и согласный звук и на гласный падает ударение.
С тех пор Звук [М] стал дружить со всеми гласными звуками, складывал с ними слоги, а из них слова.
3. Физкультурная минутка
Дети берут в руки буквы, определяют, как они называются и танцуют под музыку. Далее выполняют команды логопеда после того как музыка останавливается.
- Поднимите руки в стороны гласные буквы.
- Согласные звуки прыгайте на месте.
- Гласные и согласные звуки возьмитесь за руки.
- Сядьте на свои места сначала согласные звуки, а потом гласные.
4. Упражнение «Хлопай, топай»
Логопед предлагает девочкам отхлопать слова и тем самым разделить их на слоги, а мальчикам протопать.
Ма-ша, Да-ша, Ка- тя, Ва-ля, Ко-ля, Пе-тя, Ви-тя, Ди-ма.
Затем задает вопросы:
- Сколько раз ты отхлопал слово или протопал?
- Сколько слогов в слове?
- Из каких слогов состоят слова?
5. Работа в тетрадях
Логопед предлагает детям продолжить ритмические рисунки. А затем придумать свои.
6. Итог
Логопед спрашивает детей, какие упражнения они выполняли на занятии. Что у них вызвало затруднения, и какие задания детям понравились больше всего.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
НОД в области обучение грамоте для детей старшей группы
Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов у детей старшей группы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: Сражения Великой Отечественной Войны
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»