Конспект психологического занятия по развитию коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет на тему: Слушаю, чувствую, преображаюсь
Автор: Юлия Алексеевна Котельникова, педагог-психолог МАДОУ "Золушка", ЯНАО, г. Ноябрьск.
Описание: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, который можно использовать в программе эмоционального развития дошкольников. Занятие проводится в форме игрового тренинга. Начинается и заканчивается определенным ритуалом, который традиционно проводится с детьми в кругу.
Назначение: материал будет интересен и полезен психологам и педагогам ДОУ, родителям для совместной деятельности со своими детьми и, конечно, непосредственным участникам-детям.
Возрастная категория: дети старшей и подготовительной группы.
Цель: учить ребенка понимать чувства других людей и быть готовым оказать эмоциональную поддержку.
Основные задачи: формировать навыки доброжелательного поведения, отношения доверия, умения сотрудничать; развивать вербальное и невербальное общение; учить детей умению регулировать свои поведенческие реакции и согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
* * *
Ритуал начала «Мое приветствие»
Дети, вместе с психологом стоят в кругу.
Психолог: Я вас очень рада видеть. Хочу вас поприветствовать и узнать, какое у вас сегодня настроение.
Предлагаю каждому, по очереди, показать его и поздороваться со всеми не произнося при этом ни слова. Начнем с меня?
Психолог жестами показывает свое состояние и с улыбкой подмигивает ребятам в кругу, после чего начинает всех приветствовать следующий ребенок своим способом. В заключении все берутся за руки и хором говорят: “Здравствуйте все!”.
Упражнение «Мы все разные, но хорошие и дружные!»
Ребята, взявшись за руки, стоят в кругу.
Психолог: Предлагаю вам сказать о нашей группе хорошие, теплые слова, похвалить каждого ребенка. При этом слушать друг друга очень внимательно, потому что повторять слова в кругу нельзя. Кто готов начать?
Затем по хлопку пожать руки детям, стоящим справа и слева, протянуть сомкнутые руки в круг и дружно улыбнуться.
Этюд “У тебя необыкновенное имя”
Психолог: Ребята, у каждого есть имя, оно отличает нас от других людей. Предлагаю сейчас произнести наши имена, но не просто так, а необыкновенно... Я передаю мячик соседу справа и называю его имя, а он, передавая его, имя своего соседа справа и так по кругу, друг другу!
Психолог: Умницы! Как чудесно и необычно звучали сейчас ваши имена! Вам понравилось услышать свое имя? А называть имя друга? (Ответы детей)
Психолог: Ребята, а бывает такое, что мы встречаем человека с таким же именем как у нас и в этом конечно, нет ничего удивительного, но что же делать в этом случае? (Ответы детей)
Психолог: Верно, ребята, самое главное, не расстраиваться. Мы же можем себе в этом помочь... А как? (Ответы детей) Правильно, превратить свое имя в необычное. Сначала, мы с вами попробуем немного изменить наши имена, например, можно сократить его, или сделать его ласковым, или даже назвать себя каким-то милым словом... Я передам вам мяч, а вы, передавая его друг другу, будете называть свои видоизмененные имена... Дети произносят свои придуманные и измененные имена, передавая мяч. Молодцы!
А сейчас мы попробуем слепить наши имена и сделать их необычными.
Лепка «Имя»
Психолог раздает детям трафареты с их именем, пластилин, набор бусинок, лент, страз.
Психолог: У вас есть все необходимое, чтобы ваше имя сегодня стало самым необычным. Вы можете его украсить самостоятельно, а можете объединиться с одним или несколькими друзьями и работать вместе.
Упражнение «Я тебя знаю»
Ребята выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество детей в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу о том, что они любят больше всего. Затем по хлопку психолога внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока все участники внутреннего круга не повстречаются с участниками внешнего круга. Затем все присаживаются на ковер по кругу и по очереди рассказывают о том, что нового они узнали друг о друге.
Ритуал окончания “Удивительное прощание”
Психолог: Предлагаю каждому из вас, по очереди, выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь удивительным и непривычным способом. А мы все будем повторять эти действия, прощаясь с тем, кто будет в кругу.
В конце все дети и психолог берутся за руки и, не расцепляя их, вместе обнимаются, не покидая свое место в кругу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Конспект занятия в подготовительной группе совместно с психологом на тему: ЗОЖ
Развивающее занятие психолога в подготовительной группе. Конспект
Конспект развивающего занятия с применением метода «сказкотерапия». Подготовительная группа