Урок окружающего мира, 2 класс «Город на Неве» с презентацией. Школа России
Конспект урока по окружающему миру «Город на Неве», 2 класс
Автор: Боденова Валерия Сергеевна, студентка 3 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки. Место учёбы: Башантинский колледж имени Ф.Г. Попова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» Описание:
Данный материал поможет учителям начальных классов. Он предназначен для детей 2 класса. По данному конспекту учителя начальных классов смогут вести урок окружающего мира по данной теме. Класс: 2. УМК: Школа России. Учебный предмет: окружающий мир. Автор методического комплекта:
1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;
2. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А. А.-М.: «Просвещение», 2011 г.; Цели урока: образовательные:
• краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга;
• знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
• расширение словарного запаса обучающихся;
• приобщение к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом;
• проверить усвоение знаний о Москве и Московском Кремле
• воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого. развивающие:
• развитие умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города;
• развитие эмоциональной сферы, эстетического восприятия окружающего мира;
• создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся; воспитательные:
• воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
• воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Оборудование:
1) Демонстрационный материал (для учителя) – Физическая карта России, план Санкт-Петербурга, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, презентация Microsoft PowerPoint, карточки с датами, названием городов, гербами
2) Раздаточный материал – для групповой работы кроссворд, для парной 3 карточки с тестовым заданием.
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, постановка задач.
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации ).
5. Закрепление нового материала.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Все ли вы готовы к уроку? Посмотрите, всё ли у вас есть и проверьте своего соседа по парте.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, там мы увидим много интересного и узнаем много нового.
- Но перед этим, мы должны вспомнить, как будем вести себя вовремя этого путешествия. (Ответы детей.)
2. Сообщение темы урока, постановка задач.
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?
- На прошлом уроке мы изучали столицу России – Москву. А сегодня мы будем изучать культурную столицу России – Санкт- Петербург.
- Как вы задачи хотели бы поставить перед собой при изучении данной темы? (Ответы детей)
- Теперь мы постараемся все эти задачи выполнить.
3. Проверка домашнего задания.
- Сейчас у нас пройдёт небольшая викторина на тему «Москва».
- С помощью неё, я проверю насколько хорошо вы готовились к сегодняшнему уроку.
- За каждый правильный ответ в викторине вы получите одну звезду.
1. Башня, которую назвали также, как в старину неуклюже одетую женину. (Кутафья)
2. Часы, чей бой символизирует начала нового года. (Куранты)
3. Князь, основавший Москву. (Долгорукий)
4.Площадь внутри Кремля. (Соборная)
5.Главная площадь страны. (Красная)
6. Главный город страны. (Столица)
7. Река, давшая название столице. (Москва)
8. Самое высокое строение Кремля. (Колокольня)
- Наша викторина подошла к концу, но путешествие только начинается.
4. Изучение нового материала.
- Итак, откройте учебники на странице 108. Прочитайте и скажите, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
- Давайте сначала ответим на вопросы учебника. (Ответы детей)
- Сначала давайте прочитаем на странице 108 описание этого города и посмотрим на презентации, совпадает ли описание с действительностью. (Ответы детей)
- Откройте страницу 109 учебника и посмотрите на план этого города и его герб. (На слайде изображён план города)
- Какие основные места там находятся? (Ответы детей)
- Какое место вы бы хотели посетить в первую очередь и почему? (Ответы детей)
- На нашем уроке мы посетим все эти места.
- Что изображено на гербе этого города? (На слайде герб города)
- Как вы думаете, почему именно так выглядит герб Санкт- Петербурга? (Потому что это портовый город.)
- О какой главной достопримечательности этого города вы знаете? (Ответы детей)
- На слайде и в учебнике на странице 110 изображено 4 достопримечательности Санкт- Петербурга, какие из них вы знаете и что вы о них знаете? (Ответы детей)
- Опишите их по картинке.
- И первое место, куда мы отправимся, это Петропавловская крепость. Откройте учебник на странице 111 посмотрите на слайд и послушайте небольшое её описание.
- Окружённая Невой, на маленьком островке стоит Петропавловская крепость. Её гранитные стены и бастионы отражаются в воде, а золотой шпиль устремлён высоко в небо. С этой крепости начинался наш город.
Каждый день ровно в полдень раздаётся выстрел сигнальной пушки. Поэтому выстрелу люди проверяют время.
- Нравится ли вам Петропавловская крепость и почему? (Ответы детей)
- Наше путешествие продолжается и теперь мы отправляемся на Аничков мост, вот как его описал Нарбут.
- Аничков мост.
Четыре чёрных и громоздких,
Неукрощённых жеребца
Взлетели – каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены,
Какой ветвистой сеткой жилок
Подернут гладкий скат, спины! (В. Нарбут)
- Вам кажется, что он прав или нет и почему? (Ответ детей) (На слайде написана дополнительная информация)
- Дальше мы оправимся к памятнику Петра 1. Послушайте как описывал его Брюсов.
- К Медному всаднику.
В морозном тумане белеет Исакий,
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр.
Ты так же стоял здесь, обрызган и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн;
И тщетно грозил тебе бедный Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.
Стоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!
Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои...
Твой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.
Но северный город – как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.
- Как вам, кажется, почему Петру 1 поставили памятник? (Ответы детей)
- Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по заказу императора Павла I, желавшего, чтобы собор был похож на собор Святого Петра в Ватикане. Ранее на месте собора находила церковь, посторенная в 1733-1737-х годах архитектором М.Г. Земцовым.
- Опишите мне Казанский собор. (Ответы детей)
- Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт- Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко- художественный музей.
- Что вам больше всего понравилось в этом соборе? (Ответы детей)
- Александровская колонна(также иногда называется Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитажа.
- Когда была воздвигнута колонна? (Ответы детей)
- Зимний дворец – ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга. В нём расположен Эрмитаж. Расположен на Дворцовой площади, ближайшая станция метро – Невский Проспект.
- Что находится в Зимнем дворце. (Ответы детей)
- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук – преемник первого российского государственного публичного музея, знаменитой Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
- Московский вокзал(до 1924 — Николаевский, до 1930 — Октябрьский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Санкт-Петербург - Главный. Расположен по адресу: Санкт - Петербург, Невский пр., 85.
Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Здание вокзала и Конторский корпус Николаевской железной дороги являются объектами культурного наследия народов России и охраняются государством.
5.Закрепление нового материала.
Викторина о Санкт - Петербурге.
1. Кем был основан Санкт-Петербург? (Петром 1)
2. Где находится Петропавловская крепость? (На острове на Неве.)
3. Что изображено на гербе города? (Якорь, скипетр, гарпун.)
4. Какими мостами знаменит Санкт-Петербург? (Разводными.)
5. На какой реке построен город? (На Неве.)
6. Перечислите достопримечательности Санкт-Петербурга, которые мы изучали на сегодняшнем уроке. (Петропавловская крепость, памятник Петру первому….)
6. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке.
- Понравилось ли вам путешествие в Санкт-Петербург.
- С каким настроением вы заканчиваете урок выберите 1 из 2 смайликов.
- Запишите домашнее задание: прочитайте страницу 108-113; составьте небольшой рассказ о какой-либо достопримечательности Санкт- Петербурга.
- Спасибо за урок.
Презентация на тему: Путешествие по Санкт-Петербургу. Город на Неве